Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское понимание пространства и времени, движения.
Время и пространство – формы бытия, выражающие: пространство – сосуществование вещей, время – смена вещей друг другом. В более широком смысле время и пространство являются описаниями структуры бытия, зафиксированной во времени как длительность, сменяемость объектов, их стадий и состояний. В пространстве как форма их взаимодействия, сочетания, события. 1. Время и пространство могут трактоваться как абстрактные характеристики бытия и как конкретные его структуры. 2. Время и пространство могут быть представлены в качестве внешнего масштаба, фиксирующего порядок сосуществования и смены различных объектов, и в качестве внутренней меры отдельных природных и общественных систем (И. Кант). Будучи фундаментальными определителями бытия они оказываются вполне конкретными формами согласования общения и деятельности людей и в этом смысле оказываются важнейшими выражения бытия, формами его воспроизводства и обновления жизни и деятельности людей. Таким образом, в качестве категории, время и пространство задают исходные масштабы представления бытия. В историческом развитии этих категорий заметное занимает борьба между философами ставившими на характеристики времени и пространства как особых форм, независящих от систем и процессов в них протекающих и философами, трактующими время и пространство как определённые порядки смены и сосуществования вещей и явлений, зависящая от взаимодействия последних. В древности идею пустого пространства развивал Лукреций. В Новое время философия времени и пространства развивалась под мощным влиянием ньютоновских представлений, в которых время и пространство выступали в качестве абсолютных, универсальных, однородных форм. Таким образом, философия этого периода акцентировала внимание на определение времени и пространства как самых общих категориальных характеристик бытия и на соответствующей их роли в человеческом познании, мышлении и деятельности. Этот подход стимулировался и классической механикой, которая абстрагировалась от качественного описания бытия, и зарождающейся экономической наукой, занятой поисками абстрактного времени. Наука, которая сопоставляет и сравнивает разные человеческие деятельности и результаты. Дальнейшее развитие обществознания и естественных наук привело к необходимости конкретизировать понятия времени и пространства, сопоставить их с особыми формами бытия, рядами явлений и событий. В этом смысле получили подтверждение идеи Декарта и Лейбница о заполненности времени и пространства, о их обусловленности взаимодействиями явлений и тел.
Физика 20 в: с помощью Энштейна, до которого считалось, что параметры мира неизменны, закономерны, устойчивы, выяснилось, что св-ва пр-ва и времени относительны и изменчивы; сформировала представление о едином времени-пространстве, выражающих бытие особой системы. Пр-во – не вместилище; его, как и времени в качестве длительности, нет. Есть континуум (органич. связь пр-ва и вр.). В связи с этим в обществознании получило распространение понятие “хронотопа”. Это понятие ориентированы на особые порядки систем, в которых реализуется бытие людей, различные формы их деятельности. Поэтому философия всё более занимается развитием категорий времени и пространства в истории общества, ролью этих категорий во взаимодействиях людей, в деятельности познания и мышления. Лучше всего об этом сказал И. Кант, он считал, что пространство и время являются априорными формами чувственности. В основании математики лежат созерцания пространства и времени, которые у Канта перестают быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. Эти чистые,т.е. не зависящие от опыта и предшествующие ему, формы пространства и времени и обуславливают всеобщность и необходимость математических истин. Особенную роль в трактовке пространства и времени Хайдеггер отводит времени. Хайдеггер стремится раскрыть смысл бытия через рассмотрение человеческого бытия, основу существования которого составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. Хайдеггер стремится переосмыслить европейскую фс. традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное. Причину такого “неподлинного” понимания бытия он видит в абсолютизации одного из моментов времени – настоящего, вечного присутствия, когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов “теперь”, в физическое время.
ВРЕМЯ. Слово В. проиизошло от др/инд. «vartman”=1)круговращение (колеса); 2)колея (след от движущегося колеса) ~> Необходимо различать 1)одну повтор. длит-ть в абс. круговороте ~> вечные действия; и 2) длит-ть с т. отсчёта, как опр. отрезок того, что не имеет ни нач., ни конца ~> чел. действ-ть (заставляет думать о прошл.) + 3)появл. момент возврата к вечности. Смыслы В.:1.Отрезок вечности. 2.Имеет т. отсчёта~> появл. особое измер-е у ч-ка (наст, прошл, будущ). 3. В чел. жизнедеят-ти обнаруживаются деят-ти с внутр. цикл-тью (произ-во~>распр-е~>обмен~>потребление) – социо-культ. длит-ть. 4.Социо-культ. длит-ть вптается в природную цикл-ть, в вечность (с/х – в циклы сезонов). Возникла необ-ть измерения В.~>замечены изменения в природе~>она изменчива, т.е. имеет своё нач.~>религ. позиция, научн. понимание, которое тоже менялось (Аристотель: небесные светила движутся совершенно – по круговым орбитам, поэтому это движение является вечным; Х/Х в. – природа, космос элолюционмрует, значит есть т. отсчёта – исторический взгляд на Вселенную, хотя идея вечности не исчезла (появилась идея о цикл. разряжении и сгущении).В есть: космологическое (символ –круг), историческое (символ – линия), экзистенциальное (символ – точка, предполагающий и круг, и линию как совокуп-ть точек. Историческое В. Есть событийная и структурная (устойчивая) истории. Стр-ра закладывается на уровне п/б-ти, на уровне цивилизации – событийная цепь. Экзистенциальное В. понимается по-разному: 1-психологическое- индивидуально переживаемое (например: моменты вечности в минуты вдохновения). Это субъективное В. из-за неоднозначности нуждается в сопряжении со временем др. людей; 2-социальное= единое измерение для мн-ва людей (разновременное требует одновр-ти м/ду людьми для общей деят-ти); 3-впитывает в себя историзм, вечность= связь м/ду универс. и уник. выражающаяся во В. В. неотделимо от П.=КОНТИНУУМ. Если отталкиваться от В, континуум будет 4-х мерным. Он будет таким же и, если мы характеризуем наличное бытие. Движение. – понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В ИФ есть альтернативные трактовки: от абсолютизирующего релятивизма(начиная с Гераклита) до тотального его отрицания(начиная с элеатов). В фс-х учениях, кот-е постулируют онтолог-й статус движения, последнее трактуется как атрибутивная и универсальная хар-ка оснований Б(по Аристотелю, «П движения необходимо влечет П прды»). Мат-зм:движение- способ сущ-я материи(Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач). В фс Лейбница и Гегеля: движение не механич.перемещение, но качественное изменение, реализуеемое в нелинейном мех-зме разрешения противоречий. Движение, предполагающее кач-ую трансформацию движущегося Ота, м. иметь двоякую направленность: 1)повышение уровня сложности сис-ой организациидвижущегося Ота, усложнение и дифференциация связей со средой –прогресс 2)упрощение стр-ры Ота-регресс. В совр.нке дв-е понимается в контексте его связи с феноменами простр-ва, времени, энергии; выявлено онтологич-е содержание сформулированных еще в антич-ти апорий, связанных с движением (единство континуальности и дискретности движения, движение элементарной частицы без траектории и др.). в европ. Традиции движение аксиологически акцентировано, что выражается в семантич-й дифференциации - движение как изменение вообще, направленное движение как развитие, прогресс и регресс как варианты развития. А покой же моносемантичен(на востоке по-другому: виды покоя с од.стороны, а сдр.-движение как таковое).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.174.183 (0.007 с.) |