Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История возникновения и развития психологии труда и инженерной психологии
Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое По мнению американского исследователя Ж. Кристеисена, понятие о Ж.Кристенсен выделил два этапа развития знания о взаимодействии человека и орудия (о человеческом факторе): Как самостоятельная научная дисциплина психология труда начала формироваться в конце XIX века, а инженерная психология - в 40-х годах прошлого века. Идеи о важности комплексного изучения человека и технических устройств высказывались русским ученым Д.Я. Менделеевым, который говорил о необходимости при конструировании воздухоплавательных аппаратов думать не только о двигателях, но и о людях, и пользоваться данными различных наук. Только тогда будет создан аппарат, «доступный для всех и уютный», - подчеркивал ученый. И.М. Сеченов первым поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации его трудовой деятельности. И.М. Сеченов занялся изучением роли психических процессов при выполнении актов деятельности, поставил вопрос о формировании трудовых навыков и впервые показал, что в процессе производственного обучения изменяется характер регуляции: функции регулятора переходят от зрения к осязанию. Он ввел понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности. Работы И.М. Сеченова «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Очерк рабочих движений человека» (1901) и другие не утратили своей актуальности до настоящего времени. Однако в силу целого ряда причин многие идеи прогрессивных русских ученых так и не были реализованы. Использование их в практической деятельности носило, скорее, характер исключения, нежели правила.
Следующий этап развития психологии труда связан с возникновением за рубежом, а потом и у нас прикладной психологии, получившей затем название психотехники. Психотехника зародилась в начале нашего века. Предпосылкой ее появления и развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое применение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов привело к обнаружению у людей разнообразных индивидуальных различий. Это наводило на мысль, что для профессий, которые требуют высокой остроты зрения, слуха или других органов чувств, необходим специальный подбор людей, обладающих более низкими, чем в среднем, порогами чувствительности. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, а также использовать его в процессе лечения некоторых психических заболеваний и т.п. Примерно в то же самое время на Западе (и, прежде всего, в США) проявляется большой интерес к изучению трудовых операций. Одна из наиболее крупных попыток решения этой проблемы связана с появлением системы Ф. Тейлора. Она главным образом была направлена на рационализацию движений рабочего, исключение из трудового процесса лишних и ненужных движений, обеспечение такого темпа работы, при котором производительность труда достигала максимальных показателей, обеспечивая получение предпринимателем наибольших прибылей. В работах Ф. Тейлора определенное внимание уделялось также психологическим вопросам - профотбору, нормированию труда, приспособлению инструмента к рабочему. В 1918 г. под руководством В.М. Бехтерева в Петрограде был организован Институт по изучению мозга и психической деятельности, в программе которого проблема труда стала одной из центральных. Бехтерев организует в институте лабораторию труда, в которой сам ведет экспериментальное изучение влияния труда на личность, на ее нервно-психическое состояние. В своих работах он неоднократно выступал с идеей о комплексном изучении трудовой деятельности человека.
В 1920 г. создан Центральный институт труда (ЦИТ). Под руководством А.К. Гастева в данном научном учреждении был решен ряд вопросов по стандартизации рациональных приемов обучения и трудовой деятельности человека с учетом его биологических и психологических особенностей. Гастев выдвинул новаторскую концепцию «трудовой установки». Используя идеи И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он разработал систему представлений об организации двигательной активности человека в процессе труда, о построении его движений. Реальные социально-экономические условия для развития инженерной психологии в бывшем СССР начали складываться только с 1959 г., когда при Ленинградском государственном университете под руководством Б.Ф. Ломова, а несколько позже и в Москве при НИИ автоматической аппаратуры под руководством В П Зинченко были созданы первые в стране специализированные научно-исследовательские лаборатории. Их появление дало большой толчок к интенсивному развитию инженерной психологии Позже научно-исследовательские лаборатории и группы инженерной психологии возникли и в других организациях. В своем развитии инженерная психология прошла два основных этапа. Первоначально в ней преобладали исследования аналитического типа, связанные с оценками тех или иных отдельно взятых технических устройств и элементов с точки зрения их соответствия также отдельно взятым психологическим характеристикам человека. Этот период иногда называют коррективным. Характерным для него является машиноцентрическии подход к анализу систем «человек-машина» (СЧМ), т.е. подход «от машины к человеку», при этом человек рассматривается как простое звено СЧМ. В процессе дальнейшего развития инженерной психологии стала очевидной ограниченность такого подхода. Возникла необходимость психологического изучения деятельности человека-оператора в целом и рассмотрения всей системы психических и других функций, процессов и состояний в контексте этой деятельности. Главный упор в этом случае делается на проектирование деятельности оператора. Данный этап развития инженерной психологии носит название проективного. Характерным для него является антропоцентрический метод анализаСЧМ, в основе которого находится принцип «от человека к машине», т.е. на первое место ставится изучение психофизиологических особенностей человека. Необходимо отметить, что названный подход в проведении исследований переживает пока стадию становления Методы его реализации разработаны еще не в полной мере. Однако от разработки методов проектирования деятельности во многом зависит эффективность инженерно-психологических исследований и разработок.
Билет 19
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.72 (0.006 с.) |