Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Динамические процессы в малой группе
Основные понятия: межличностные отношения в малой группе, команда, психология принятия решения, лидерство, стили лидеров, групповые эффекты, влияние меньшинства, конформное поведение, нонконформизм. Контрольные вопросы 1. Каковы механизмы формирования малых групп? 2. Что собой представляет конформизм и конформное поведение? 3. Охарактеризуйте способы взаимовлияния «большинства» и «меньшинства». 4. Какова социально-психологическая природа лидерства? Ролевая игра «Групповое принятие решения в экстремальной ситуации» Студенты делятся на малые группы по пять человек. При выборе членов группы желательно обеспечить ее межполовой состав, не включать в нее подруг и друзей, сразу нескольких наиболее инициативных или наиболее пассивных студентов. Сценарий игры предусматривает следующие этапы: 1. Изучение инструкции. 2. Заполнение «Списка вещей» сначала индивидуально каждым членом группы без обсуждения, а затем в ходе дискуссии и принятия общего решения. 3. Проверка правильности заполнения по «Ключу» (преподаватель раздает после завершения дискуссии). 4. Совместный анализ результатов работы команды по предложенной схеме. 5. Отчеты групп о достоинствах и недостатках работы по принятию решения. Инструкция Группа составляет «команду малого космического корабля», которая, согласно плану, должна встретиться с «кораблем-маткой» на освещенной стороне поверхности Луны. Из-за неполадки двигателя малый корабль совершает вынужденную посадку в месте, удаленном от места стоянки корабля-матки примерно на 300 км. Во время вынужденной посадки большая часть снаряжения вышла из строя. Поскольку ваше выживание зависит от способности дойти до корабля-матки, вы должны принять критическое решение: какие из сохранившихся предметов снаряжения взять с собой в 300-километровый пеший марш. Группе дается список из 15 исправных предметов снаряжения. Теперь ваша задача – организовать этот список в определенном порядке приоритетов в соответствии с целью группы: дойти до пункта назначения. Самый важный предмет должен идти в вашем списке под номером 1, следующий по важности – под номером 2 и т. д., вплоть до номера 15 – наименее важного предмета. По условиям игры все предметы, даже, на первый взгляд, бесполезные, необходимо включить в список. Каждое решение в группе должно основываться на полном согласии ее членов. Это значит, что определенный порядок предметов в списке должен быть принят каждым членом группы, прежде чем решение будет представлено. Такой консенсус труднодостижим, и каждый член группы в принципе не может настоять на своем порядке.
Тем не менее, попытайтесь коллективно определить такой порядок 15 предметов в списке, который хотя бы частично устраивал всех. Вот некоторые правила, которые могут быть применены для достижения согласия в группе: 1. Не увлекайтесь отстаиванием собственной точки зрения. К этой ролевой игре следует подойти с холодной логикой. 2. Не меняйте собственного мнения только для привлечения поддержки других или для ухода от конфликта. 3. Старайтесь не прибегать к таким методам «сдерживания конфликтов» как вычисление средней ценности того или иного предмета и т.п. 4. Отнеситесь к различиям во мнениях как к подспорью, а не как к препятствию в принятии решения. Список вещей: Коробка спичек Пищевые концентраты 30 метров капроновой веревки Парашют Портативный обогреватель (горелка) Оружие (2 ствола) Банка сухого молока Два 50-литровых контейнера с кислородом Лунная карта Самонадувающийся спасательный плотик с баллонами с углекислотой Магнитный компас Контейнеры с 20 литрами воды Сигнальный флаг Аптечка, в числе прочего содержащая шприцы для инъекций УКВ-радиостанция на солнечных батареях. Схема анализа работы группы 1. Какие социальные роли сложились в группе? 2. Выделился ли лидер или лидеры (социальный, интеллектуальный, эмоциональный)? 3. Какие психологические эффекты имели место в процессе дискуссии? 4. Проявилось ли у всех членов группы чувство ответственности за работу или происходящее воспринималось как игра? 5. Каков был характер общения членов группы (грубость, доброжелательность, деловитость, угодничество)? 6. Какова была степень требовательности к работе и поведению членов группы (попустительство, норма, придирчивость)? 7. Проявилось ли творчество, формулировались ли новые оригинальные идеи?
8. Имела ли место критика, и если «да», то каков был характер ее восприятия (обидчивость, норма, равнодушие)? 9. Какова была степень погрешности в знаниях, информированности? 10. Как было организовано пространство дискуссии (расстояние по горизонтали и вертикали между членами группы)? 11. Каков был темп принятия решений (медлительность, оперативность, суетливость)? Для ответа на первый вопрос можно использовать следующую информацию о работе эффективных команд. Результативные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются специфическим стилем мышления и личностными качествами. Команда может иметь определенный ролевой набор. Организатор – ориентирован на достижение цели любой ценой, стремится структурировать результаты деятельности, но может быть источником конфликтов. Координатор – эффективно использует потенциал команды, способен воодушевлять и мотивировать работу коллег. Исполнитель – ответственный и надежный работник, лоялен команде, отличается консерватизмом. Перфекционист – отличается преданностью конкретной задаче, стремится все довести до совершенства. Общественник – способен оказывать смягчающее воздействие на ситуацию общения, предотвращать конфликты, но не может принимать решения в моменты кризиса. Генератор идей – ярко выраженный индивидуалист, чье мышление и поведение отличается большой оригинальностью и независимостью. Критик – способен трезво анализировать чужие предложения, имеет иммунитет к энтузиазму. Разведчик – общителен и любознателен, успешно ведет переговоры, задает хорошо продуманные вопросы. Эксперт – обладает редкими знаниями и навыками, в работе проявляет большую самостоятельность и не терпит вмешательства, предан своей узкой области.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.20.133 (0.008 с.) |