Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 11. Соотношение форм бизнеса в России. Ее региональные проблемы
Предпринимательские ресурсы России Состояние предпринимательских ресурсов России во многом обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей, расширяется предпринимательская инфраструктура. С другой стороны, значительная часть российских предпринимателей все еще не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы многие институты рыночной инфраструктуры. Другие черты предпринимательства вызваны особенностями становления нынешней социально-экономической модели. Так, основная часть крупных собственников и заметная часть средних собственников в России возникла в ходе приватизации, которая была нацелена на создание этого слоя, а не мелких предпринимателей. Но ускоренный характер приватизации породил два больших побочных эффекта. Во-первых, ускоренная приватизация привела к существованию заметного слоя неэффективных собственников. Во-вторых, в ходе ускоренной приватизации с ее сырым законодательством было немало предпринимателей, нарушавших вольно или невольно приватизационное законодательство, что позволяет считать их недостаточно легитимными владельцами приватизированной собственности). Подобные неэффективные и недостаточно легитимные собственники, порожденные ускоренной приватизацией, составляют ощутимую часть российских предпринимателей. А в результате большинство российского общества (75-81% опрошенных) высказывается за полную или частичную деприватизацию, особенно крупных предприятий, что не способствует укреплению прав собственности в нашей стране[25]. На специфику российского предпринимательства сильно воздействуют особенности сложившейся в нашей стране социально-экономической модели. Например, характерное для нее доминирование государства над бизнесом с одновременным вхождением части госаппарата в бизнес порождает такую черту российского предпринимательства, как сильное приспособление к власти, что, в свою очередь, снижает эффективность предпринимательской деятельности в ее классическом понимании. Основные барьеры для бизнеса в России Если прибегнуть к методике Всемирного экономического форума и использовать стандартный набор из 15 проблем, испытываемых бизнесом во всех странах мира, то их значимость (ранжирование) для российского бизнеса выглядит следующим образом.
Таблица 11.1.Основные проблемы, испытываемые частным бизнесом в России (в процентах от числа респондентов, указавших на очень большое значение проблемы) Коррупция ………………………………………………..19,0 Доступ к финансированию……………………………....16,9 Налоговое регулирование………………………………..11,6 Преступность и хищения………………………………....9,0 Инфляция……………………………..................................8,7 Неэффективность государственной бюрократии…….…8,2 Ставки налогов……………………….................................8,2 Неадекватность квалификации рабочей силы..…………4,1 Неадекватность инфраструктуры………………………..3,6 Валютное регулирование………………………………....2,9 Низкая трудовая этика отечественной рабочей силы…..2,4 Нестабильность политики…...…………………………...1,7 Трудовое законодательство………………………………1,4 Нестабильность правительства/перевороты…………….1,4 Плохое здоровье населения………………………………0,9 Источник: World Economic Forum.The Global Competitiveness Report 2009-2010. Geneva, 2009. P. 268.
Суммируя приведенные в табл.6.1 проблемы для частного бизнеса, можно придти к выводу, что в России они связаны прежде всего с недостатками экономического механизма и экономполитики (неэффективность госбюрократии, налоги и налоговое регулирование, инфляция, доступ к финансированию), а также дефектами этического механизма (коррупция, преступность и хищения). Остальные опросы показывают, что в России большое значение имеют и другие (не охваченные вышеприведенным опросом) проблемы, препятствующие развитию бизнеса (см. табл.11.2). Это опять же преимущественно недостатки экономического механизма и экономполитики - слабая поддержка бизнеса со стороны властей, частые изменения законодательства и нормативных (подзаконных) актов, вмешательство государства в деятельность предприятия, распространенность недобросовестной конкуренции, давление естественных монополий - прежде всего в виде роста цен на их товары и услуги), хотя также велики проблемы, связанные с подготовкой кадров (а их готовит не только государство) - недостаток квалифицированных менеджеров и квалифицированных рабочих.
Таблица 11.2. Препятствия для развития бизнеса в России (в процентах от числа респондентов, указавших на препятствие как «значимое» и «очень значимое»)
*Отсутствие поддержки бизнеса со стороны областных и городских органов власти. Источник: А.Яковлев, Т.Фрай. Реформы в России глазами бизнеса: что изменилось за семь лет? (http://www.hse.ru/org/hse/science/reports)
Судя по таблице, острота некоторых проблем за 2001-2007гг. смягчилась (ставки налогов, трудности в получении кредитов, нестабильность законодательства), хотя остальные проблемы не решаются, а некоторые даже обостряются (недостаток квалифицированных менеджеров и, вероятно, квалифицированных рабочих, коррумпированность и рэкет). Конкуренция и антимонопольная практика Капитализм стоит на двух столпах – частная собственность и конкуренция. Слабая защита частной собственности, недостаточное развитие в стране всех ее форм (например, малого бизнеса) препятствуют реализации предпринимательского потенциала и поэтому снижают эффективность экономики. Этому же препятствует и слабая интенсивность конкуренции в стране – без конкуренции существующие предприниматели тяготеют к превращению в монополистов или получателей ренты от своей собственности. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает низкое, 106-е место в мире по интенсивности конкуренции на внутреннем рынке, хотя, судя по данным таблицы 6.2, она нарастает, что не может не радовать (правда, для участников конкуренции это растущая проблема). Так, по данным выборочных обследований, в середине 2000-х гг. лишь 1/5 часть промышленных предприятий не считали конкуренцию важным фактором принятия бизнес-решений, в то время как около 1/3 испытывали острую конкуренцию как со стороны отечественных, так и зарубежных компаний). Тем не менее низкая интенсивность конкуренции является одной из самых характерных черт российской социально-экономической модели. Главные причины этого таковы: - советское наследие, в котором большое место занимали крупные и сверхкрупные предприятия, что усиливает тенденции к олигополизму и монополизму и тем самым снижает уровень конкуренции в стране; - сохранение большого числа естественных монополий, осуществляющих хозяйственную деятельность почти без конкурентов (добыча газа, почта и др.);
- нынешняя отраслевая структура российской экономики, в которой велико преобладание сырьевых отраслей и отраслей с низкой степенью переработки, для которых по технологическим причинам характерна высокая концентрация производства и ограниченные возможности входа на рынок новых участников, что подталкивает производителей в этих отраслях к олигополистическому взаимодействию, а не конкуренции; - недостаточная защита прав собственности, которая снижает стимулы к входу на рынки новых участников, то есть переливу капитала путем строительства новых или приобретения старых предприятий; - избыточные ограничения для входа новых участников на рынки вследствие высоких административных барьеров, причем часто нацеленных на защиту уже действующих участников, ставших «своими» для местных и региональных властей. Низкий уровень конкуренции оборачивается постоянным ростом цен (даже в условиях кризиса 2008-2009гг.). Механизм подобного повышения цен строится на: - использовании монополистами своей власти в тех отраслях, где они присутствуют (прежде всего это касается естественных монополий); - картелизации отраслей, в которых существуют олигополии. Объектами отраслевого картельного соглашения обычно являются ценообразование, сферы влияния, условия продаж, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции. Признаки картелизации наблюдаются прежде всего на сильно концентрированных рынках (например, нефтепродуктов); - «молчаливом сговоре» между участниками даже низко концентрированных рынков по поводу поддержания высоких цен (примером может быть российская аптечная сеть). Эффективность проводимой в стране антимонопольной политики низка (по этому показателю Россия занимает 107-е место в мире), что позволяет существовать в России не только большому числу монополий (особенно естественных) и олигополий с их склонностью к картельным соглашениям, но и ведет к широкому распространению «молчаливого сговора» за счет потребителя. Тем не менее надо отметить, что антимонопольная политика начинает усиливаться – летом 2009г. в закон «О защите конкуренции» внесены ужесточающие поправки, активизировалась практика наложения штрафов за злоупотребления на рынках (в конце 2008 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала компании ЛУКОЙЛ и "Роснефть" на 1,44 и 1,5 млрд. руб. соответственно).
Крупный, средний и малый частный бизнес Если к крупным компаниям отнести те, чей годовой оборот (объем реализации) превышает 1 млрд.долл., то в 2008г. таких компаний в России насчитывалось 197, а если ориентироваться на оборот в минимум 500млн.долл., то более 372 (но если немного понизить планку, то 400, включая компании госсектора). Из этих четырех сотен компаний 8 действуют в АПК, 194 работают в промышленности (в том числе 59 - в ТЭК, 29 - в металлургии, 19 - в химии и нефтехимии, 44 - в машиностроении, 25 - в пищевой и табачной промышленности), 25 функционируют в строительстве, 32 работают на транспорте и в связи, 37 являются банковскими и страховыми компаниями, а 76 функционируют в торговле [26]. По авторской оценке, они (включая компании госсектора) производили около 40-45% российского ВВП. К среднему бизнесу, по российской методологии, относятся предприятия с числом занятых от 100 до 250 и с объемом реализации от 100 до 400 млн. руб. Если к средним компаниям отнести те, что не входят в 400 ведущих, но оборот которых превышает 10 млн. долл., то в 2006г., по данным журнала «Эксперт», их было около 13 тыс.[27] На них приходилось, оценочно, около 35-40% российского ВВП (с учетом компаний госсектора). Большинство крупных и значительная часть средних компаний объединена в интегрированные бизнес-группы. Это межфирменные объединения, основанные на юридически закрепленных имущественных и/или неимущественных аффилированных отношениях. В России, предположительно, несколько сотен таких бизнес-групп, действующих как на общенациональном, так и региональном уровне, как в одной отрасли, так одновременно в нескольких. Если взять за минимум объем продаж в 700 млн.долл. или 20 тыс. работников, то в 2003г., по данным обследования Всемирного банка, в частном секторе России лидировали 22 частные бизнес-группы, созданные в основном на базе приватизированных предприятий. На них приходилось 39% объема продаж промышленной продукции[28] (если к ним прибавить бизнес-группы из госсектора, то тогда их число можно довести примерно до 30). Помимо высокой концентрации производства, другой, еще более важной особенностью российского частного крупного и среднего бизнеса, является высокая концентрация собственности. В отличие от развитых стран, в России большинство крупных частных компаний и бизнес-групп, а также значительная часть среднего бизнеса находится под контролем нескольких физических лиц (а часто и одного физического лица) через обладание контрольным пакетом акций. Так, лидирующие 22 частные бизнес-группы контролировались всего 40 физическими лицами. Именно на этом основании частных собственников крупных компаний в России называют часто олигархами, а российский госкапитализм – олигархическим. Высокая концентрация собственности в российских больших и средних корпораций налагает заметную специфику на их корпоративное управление. В отличие от англо-саксонской модели с ее распыленной собственностью и концентрацией управления в руках менеджеров, в российской корпорации и бизнес-группе стратегические решения принимают собственники, круг которых обычно узок - говоря языком экономической теории, в России собственность слабо отделена от управления. Еще одной специфической чертой крупного и среднего бизнеса являются тесные, часто неформальные отношения корпораций (особенно крупных) с органами государственной власти.
Малый бизнес занимает скромное место в российской государственно-олигархической модели. В нем занято около 10 -15% работающих (с учетом внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и выпускается примерно такая же часть ВВП. По данным за 2008г., основная масса работающих в этом бизнесе занимается торговлей и ремонтом (27%), производством готовых изделий (18%), строительством (16%), операциями в сфере недвижимости (16%), сельским и лесным хозяйством, охотой и рыболовством (8%). Хотя малому бизнесу в 2000-е гг. значительно снизили налоговую нагрузку и облегчили налоговое администрирование (через введение вмененного налогообложения ………………………….), однако он продолжает страдать из-за отсутствия льготного кредитования, больших административных барьеров, коррупции и рэкета. По сравнению с крупными и средними компаниями малый бизнес переносит эти проблемы особенно тяжело из-за своих невысоких финансовых и производственных возможностей. Государственный сектор Государственный сектор имеет в России как традиционные, так и специфические для госсектора черты. К традиционным чертам можно отнести его концентрацию в социальной инфраструктуре (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, ЖКХ), науке и культуре, производственной инфраструктуре (транспорт, связь, электроэнергетика). Из специфики российского госсектора отметим его заметное присутствие в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, банковском секторе. Другая специфическая черта – расплывчатые границы госсектора, так как в России немало компаний, в которых государству принадлежат не все акции, а лишь большинство (примером может быть «Газпром»), а также компаний, в которых у государства меньшинство акций или даже только «золотая акция» (она фактически дает государству лишь право вето в стратегических для компании решениях). Эти две черты – присутствие госсектора в нетрадиционных для него отраслях и расплывчатость его границ – являются следствием как чрезмерной роли государства в российской экономике, так и использования им неэкономических инструментов госрегулирования (например, через ту же «золотую акцию»). Основу госсектора составляют полностью принадлежащие государству госучреждения (их в стране около 60 тыс.), государственные унитарные предприятия (около 9 тыс.), компании с государственным участием (из них лишь около 5 тыс. находятся в государственной собственности не менее чем на 50%). На эти учреждения, предприятия и компании (с преобладанием госсобственности) приходится около 24% основных фондов страны и в них занято 24% всех работников. Они производят основную массу социальных услуг, научных исследований, услуг транспорта и связи, а также выпускают около 14% продукции добывающей промышленности (в том числе треть нефти), 13% производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также 9% продукции обрабатывающей промышленности (преимущественно военной)[29]. В целом госсектор выпускает 20-25% российского ВВП (остальное приходится на частный сектор, включая компании с не преобладающим государственным участием). С 2000-х гг. ранее непрерывно падающая доля госсектора перестала снижаться, так как приватизация стала сочетаться с приобретением в государственную собственность приватизированных активов для укрепления ранее созданных государственных акционерных компаний (активы частной компании ЮКОС были выкуплены госкомпанией «Сургутнефтегаз»), образования новых госкомпаний (прежде всего путем организации из отдельных компаниицй госхолдингов «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация», «Росгеология» и других), а также для создания госкорпораций. Госкорпорации Это «Ростехнологии», «Росатом», Российская корпорация нанотехнологий («Роснанотех», или «Роснано»), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой»), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства плюс де-факто госкорпорацией является создаваемый с 2008г. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Госкорпорации, в отличие от госкомпаний, являются некоммерческими организациями и поэтому не подпадают под закон о банкротстве, на них не распространяется законодательство о госзакупках, они имеют широкий доступ к госбюджету, налоговые льготы и не обязаны предоставлять подробную отчетность о своей хозяйственной деятельности. Для этого под каждую из госкорпораций был принят отдельный федеральный закон и выделены большие средства (пакеты акций, имущественные комплексы, денежные средства из бюджета – от 6 до 7% консолидированного бюджета в 2007 и 2008гг.). Государственные корпорации начали активно создаваться в 2000-е гг. для решения конкретных социально-экономических и управленческих задач, с которыми рынок и государство плохо справляются. С точки зрения экономической теории и мировой практики часть из них выполняет функции институтов развития («Роснано», ВЭБ, АСВ), другие являются агентами правительства по выполнению отдельных функций (АСВ, «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд содействии развитию жилищного строительства), квазиминистерствами («Росатом» вместо прежнего Минатома), квазихолдингами («Ростехнологии» с их более чем400 акционерными обществами). Пока еще трудно говорить об эффективности госкорпораций. С одной стороны, есть тревожные сигналы, что в ряде госкорпораций она невелика несмотря на то, что размер зарплаты руководителей госкорпораций, как правило, гораздо выше, чем оклад федерального министра. За первые два года существования «Роснано» из переданных ей госбюджетных 130 млрд.руб. было освоено всего 10 млрд. (причем 5 млрд. из них пошло на обеспечение текущей деятельности), а из поступивших к началу 2009г. в «Роснано» 650 заявок (данная госкорпорация занимается прежде всего финансированием проектов в области нанотехнологий) было одобрено только 7. Другим примером может быть Фонд содействия реформированию ЖКХ, который в 2008г. израсходовал 46 млрд.руб. бюджетных средств на капремонт многоквартирных домов и переселение граждан их аварийного жилья, но одновременно тратил на содержание каждого своего сотрудника по 200 тыс.руб в месяц, не считая годовых бонусов. В то же время ВЭБ и АСВ проявили себя во время кризиса 2008-2009гг. как важные инструменты поддержания финансовой стабильности, предоставляя огромные кредиты ведущим российским компаниям и страхуя банковские вклады. Сосредоточение огромных активов в руках госкорпораций с их недостаточно четкой регламентацией, задачами и функциями вызывает опасения, что это передача государственных полномочий в распоряжение агентов, действия которых ограничены еще меньше, чем у госорганов. Возможно, что некоторые госкорпорации снижают уровень отраслевой конкуренции, будучи фактически естественными монополиями (см. ниже)[30]. Поэтому звучат предложения по преобразованию госкорпораций в государственные акционерные компании, которые действуют на базе российского акционерного законодательства. Естественные монополии Ряд госкорпораций, госкомпаний и унитарных предприятий являются почти абсолютными монополистами в производстве некоторых товаров и услуг как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Это прежде всего гидро- и атомная электроэнергия, газ и газопроводные услуги («Русгидро», «Росатом», «Газпром»), услуги по предоставлению электросетей, нефтепроводов и железных дорог (ФСК ЕЭС, «Транснефть», РЖД), почтовые услуги (ФГУП «Почта России»), а также услуги ЖКХ. В России их традиционно называют естественными монополиями, хотя для естественных монополий характерно технологическое обоснование, которое не может полностью объяснить монополизм некоторых из них, например, «Газпрома». Тем не менее они подпадают под действие закона «О естественных монополиях» и поэтому государство через Федеральную службу по тарифам (ФСТ) регулирует цены и тарифы на их товары и услуги через ежегодное установление пределов роста цен на их продукцию. Но эти пределы часто оказываются выше предполагаемых темпов инфляции и поэтому еще больше ее увеличивают. Так, если за 2005-2008гг. потребительские цены в России выросли на 53%, то на услуги ЖКХ – на 108%. Главными причинами такой проинфляционной политики государства является желание обеспечить прибыльность естественных монополий, получить доходы в госбюджет за счет налогообложения их доходов, а также декларируемое стремление повысить энергоэффективность (через приближение российских цен на топливо и энергию к мировым) и добиться самоокупаемости услуг ЖКХ. Государственно-частное партнерство Государственно-частное партнерство (public-private partnership), то есть кооперация государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов, становится все более заметным явлением в мире. Роль государства как единственного поставщика общественных благ далеко не очевидна. Поэтому государство может не только разрешать частному бизнесу самостоятельно предоставлять эти блага (тем более если ощутимая часть населения предпочитает не получать их бесплатно, а платить за них, как это происходит в развитых странах), но и пытаться осуществлять их предоставление в партнерстве с частным бизнесом. Для этого существующая госсобственность передается в концессию, аренду, лизинг, а также возводятся новые объекты на правах совместного предприятия[31]. Российское руководство продвигает идею государственно-частного партнерства. Так, в Концепции-2020 записано, что в своих отношениях с бизнесом государство будет руководствоваться рядом принципов, в том числе принципом расширения государственно-частного партнерства, прежде всего в сфере НИОКР и распространения инвестиций, энергетической и транспортной инфраструктуре. Тем более что некоторые формы государственно-частное партнерства уже существуют в России, прежде всего в рамках появившихся в ходе приватизации компаний, в которых доля государства не преобладает. Идея расширения государственно-частного партнерства имеет как сторонников, так и противников в России. В пользу расширения государственно-частного партнерства приводят довод, что это партнерство можно рассматривать как новую волну приватизации, но медленную и под сильным контролем государства, от которой не будет таких негативных побочных эффектов, как от ускоренной приватизации 1990-х гг. Против расширения государственно-частного партнерства выдвигается довод, что эффективное партнерство возможно только при подробно разработанном законодательстве в этой области, а также при полной ясности и предсказуемости экономической политики, а без этого можно ожидать только формального участия бизнеса в проектах государства в целях самосохранения, коррупционной смычки с госчиновниками и получения ими «теплых» мест в руководстве данными проектами. Ненаблюдаемая экономика По данным за 2007г., в России доля ненаблюдаемой экономики составила 17,1% ВВП, причем на неформальную экономику (включая продукцию домашних хозяйств) приходилось больше половины этой величины, а на скрытую, теневую деятельность – менее половины. Неформальная экономика наиболее заметна в сельском хозяйстве, теневая – в строительстве, торговле и операциях с недвижимостью[32]. Если большая величина неформальной экономики говорит скорее о невысоком уровне развития страны, то большие размеры скрытой экономики свидетельствуют о недостатках национальной социально-экономической модели – теневой экономике способствуют прежде всего высокие налоги, сильные административные барьеры, коррумпированность надзирающих органов и, конечно, низкая хозяйственная этика. Обратим внимание на то, что, по данным обследования ООН за 2003г., ненаблюдаемая экономика в России составляла 24,3% ВВП (в Польше – 15,7%, Литве – 18,9%, Италии – 16,7%, Бразилии – 12,8%)[33], что при сопоставлении с показателем за 2007г. может свидетельствовать об относительном (по отношению к ВВП) снижении доли ненаблюдаемой экономики в России. Примерно в такую же величину можно оценить и нелегальную экономику. Велики все ее формы, но особенно большой размах у наркоторговли, хищений и взяточничества. Размеры наркоторговли оцениваются в ……………………………………………………… По размаху хищений можно привести такой пример: в конце 2009г. бывшему министру финансов Московской области и двум его соучастникам было предъявлено обвинение в хищении из бюджета Подмосковья более 3 млрд.руб., то есть около 100 млн.долл. Что касается коррупции, то индекс ее восприятия, по данным организации Тransparency International, за 1996-2008гг. колебался в России в пределах от 2,1 балла (2000 и 2008гг.) до 2,8 (2004г.), то есть оставался неизменно высоким (таковым считается рейтинг ниже 5 баллов), хотя и без резких взлетов и падений (правда, с этим не согласны некоторые исследователи, считающие, что в целом за 2000-е гг. уровень коррупции повысился, так как размеры взяток сильно возросли). Краткие выводы 1.Состояние предпринимательских ресурсов России во многом обусловлено переходным характером российской экономики. Другие черты предпринимательства вызваны особенностями становления нынешней социально-экономической модели - ускоренный характер приватизации породил заметный слой неэффективных и недостаточно легитимных собственников.На специфику российского предпринимательства сильно воздействуют особенности сложившейся в нашей стране социально-экономической модели - характерное для нее доминирование государства над бизнесом с одновременным вхождением части госаппарата в бизнес порождает такую черту российского предпринимательства, как сильное приспособление к власти, что снижает эффективность предпринимательской деятельности в ее классическом понимании. 2. Основные проблемы для частного бизнеса в России связаны прежде всего с недостатками экономического механизма и экономполитики (неэффективность госбюрократии, слабая поддержка бизнеса со стороны властей, вмешательство государства в деятельность предприятия, частые изменения законодательства и нормативных актов, налоги и налоговое регулирование, распространенность недобросовестной конкуренции, давление естественных монополий, инфляция, доступ к финансированию), а также дефектами этического механизма (коррупция, преступность и хищения), хотя также велики проблемы, связанные с подготовкой кадров (а их готовит не только государство) - недостаток квалифицированных менеджеров и квалифицированных рабочих. 3. Россия занимает низкое, 106-е место в мире по интенсивности конкуренции на внутреннем рынке, хотя она нарастает. Низкий уровень конкуренции оборачивается постоянным ростом цен. Эффективность проводимой в стране антимонопольной политики низка (по этому показателю Россия занимает 107-е место в мире), что позволяет существовать в России не только большому числу монополий (особенно естественных), олигополий с их склонностью к картельным соглашениям, но и ведет к широкому распространению «молчаливого сговора» в невысоко концентрированных отраслях за счет потребителя. 4. Крупные компании (включая компании госсектора) производят около 40-45% российского ВВП. На средние компании приходится около 35-40% российского ВВП (с учетом компаний госсектора). Большинство крупных и значительная часть средних компаний объединены в интегрированные бизнес-группы, то есть межфирменные объединения, основанные на юридически закрепленных имущественных и/или неимущественных аффилированных отношениях. Малый бизнес занимает скромное место в России, производя 10-15% ее ВВП. 5. Государственный сектор имеет в России как традиционные, так и специфические для госсектора черты. К традиционным чертам можно отнести его концентрацию в социальной инфраструктуре (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, ЖКХ), науке и культуре, производственной инфраструктуре (транспорт, связь, электроэнергетика). Из специфики российского госсектора отметим его заметное присутствие в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, банковском секторе. Другая специфическая черта – расплывчатые границы госсектора, так как в России немало компаний, в которых государству принадлежат не все акции, а лишь большинство, а также компаний, в которых у государства меньшинство акций или даже только «золотая акция» (она фактически дает государству лишь право вето в стратегических для компании решениях). 6. Государственные корпорации начали активно создаваться в 2000-е гг. для решения конкретных социально-экономических и управленческих задач, с которыми рынок и государство плохо справляются. С точки зрения экономической теории и мировой практики часть из них выполняет функции институтов развития («Роснано», ВЭБ, АСВ), другие являются агентами правительства по выполнению отдельных функций (АСВ, «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд содействии развитию жилищного строительства), квазиминистерствами («Росатом» вместо прежнего Минатома), квазихолдингами («Ростехнологии» с их более чем400 акционерными обществами). 7. Ряд госкорпораций, госкомпаний и унитарных предприятий являются почти абсолютными монополистами в производстве некоторых товаров и услуг как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Это прежде всего гидро- и атомная электроэнергия, газ и газопроводные услуги («Русгидро», «Росатом», «Газпром»), услуги по предоставлению электросетей, нефтепроводов и железных дорог (ФСК ЕЭС, «Транснефть», РЖД), почтовые услуги (ФГУП «Почта России»), а также услуги ЖКХ. В России их традиционно называют естественными монополиями, хотя для естественных монополий характерно технологическое обоснование, которое не может полностью объяснить монополизм некоторых из них. Тем не менее они подпадают под действие закона «О естественных монополиях» и поэтому государство регулирует цены и тарифы на их товары и услуги через ежегодное установление пределов роста цен на их продукцию. Но эти пределы часто оказываются выше предполагаемых темпов инфляции и поэтому еще больше ее увеличивают. 8. Российское руководство продвигает идею государственно-частного партнерства. В пользу расширения государственно-частного партнерства приводят довод, что это партнерство можно рассматривать как новую волну приватизации, но медленную и под сильным контролем государства, от которой не будет таких негативных побочных эффектов, как от ускоренной приватизации 1990-х гг. Против расширения государственно-частного партнерства выдвигается довод, что эффективное партнерство возможно только при подробно разработанном законодательстве в этой области, а также при полной ясности и предсказуемости экономической политики, а без этого можно ожидать только формального участия бизнеса в проектах государства в целях самосохранения, коррупционной смычки с госчиновниками и получения ими «теплых» мест в руководстве данными проектами. 9.В России доля ненаблюдаемой экономики в 2007г.составила 17,1% ВВП, причем на продукцию домашних хозяйств и особенно на неформальную экономику приходилось 2/5 этой величины, а на скрытую, теневую деятельность – 3/5, прежде всего это рыболовство, строительство, торговля и ремонт, аренда жилья). Если высокая доля неформальной экономики говорит скорее о невысоком уровне развития страны, то высокая доля скрытой экономики свидетельствует о недостатках национальной социально-экономической модели - в данном случае это прежде всего высокие налоги, большие административные барьеры, коррумпированность надзирающих органов и, конечно, низкая хозяйственная этика. Примерно в такую же величину можно оценить и нелегальную экономику. Велики все ее формы, но особенно большой размах у наркоторговли, хищений и взяточничества.
Рекомендуемая литература Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы. Науч. ред. Е.Т.Гайдар. М., 2010. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М., 2004. Гл.3. Национальная экономика. Учебник под ред. Р.М.Нуреева. М., 2010. Гл.8,10, 18, 24 www.gks.ru (сайт Росстата)
Вопросы для самопроверки 1.Каковы специфические черты предпринимательских ресурсов России? 2.Перечислите основные барьеры для ведения бизнеса в России 3.Почему в России невелика интенсивность конкуренции? 4.Какова специфика госсектора в России? 5.Почему российский малый бизнес слабо развит? 6.Сопоставьте размах ненаблюдаемой экономики в России с другими странами близкого уровня развития
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.126 (0.057 с.) |