Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы процедуры позиционного уравнивания
Позиционное уравнивание не всегда помогает снизить эффект последовательности, так как оно рассчитано только на линейный эффект. Во многих случаях, а особенно в случае эффекта передачи, он нелинеен. Чтобы понять, почему это вызывает проблемы, рассмотрим следующий гипотетический пример.
Предположим, вы проводите эксперимент с участием людей и сравниваете два вида лабиринтов, аналогичных тем, которые показаны на рис. 6.3. Один из них (А) последовательный и предполагает серию поворотов направо или налево, а второй (В) имеет более сложную структуру и напоминает лабиринт Хэмптон Корт. В исследовании с такими лабиринтами испытуемым завязывают глаза и просят найти выход, для определения направления поворотов используя карандаш или указку. Допустим, что в исследовании используется внутрисубъектный план. Половина участников изучают лабиринт Л, а затем В, а другая половина — В, а затем Л, что дает полное позиционное уравнивание условий. Предположим, сеанс длится один час и со временем участники устают или начинают испытывать скуку, а следовательно, результаты прохождения второго лабиринта могут снизиться. Разумно предположить, что нарастание усталости в течение этого часа будет проходить в соответствии с эффектом прогрессии, т. е. она будет изменяться линейно от попытки к попытке. Поэтому позиционное уравнивание, обеспечивающее, чтобы каждый лабиринт исследовался одинаковое количество раз первым и вторым по счету, уравновесит действие усталости. Допустим, что усталость добавляет три ошибки к общим оценкам и что лабиринт В (в котором в среднем совершается 15 ошибок) сложнее, чем лабиринт Л (со средним количеством ошибок, равным 10). Для последовательностей А > В и В > А возможны следующие оценки:
Объединение этих последовательностей приведет к тому, что усталость будет одинаково влиять на прохождение обоих лабиринтов, и поэтому действие ее сотрется. Среднее количество ошибок составляет 11,5 для лабиринта Л [(10 + 13)/2] и 16,5 для более сложного лабиринта В [(18 + 15)/2].
Но, как отмечалось ранее, эффект передачи может вызвать проблемы, с которыми позиционное уравнивание не сможет справиться. Предположим, к примеру, что решение лабиринта Л поможет людям понять, как в принципе решать лабиринты, а решение лабиринта В не приведет к такому пониманию. В таком случае в последовательности Л > В изучение первым лабиринта Л повлечет за собой перенос знаний на лабиринт В, тогда как в последовательности В > А изучение первым лабиринта В не приведет к положительному переносу. Другими словами, две последовательности будут иметь асимметричный перенос (Poulton, 1982). Это означает, что одна из них дает результаты, которые невозможно уравнять с помощью позиционного уравнивания. Предположим, что в примере с лабиринтами изучение первым лабиринта Л приводит к тому, что лабиринт В становится очень просто изучить, а именно, это снижает общее количество ошибок для лабиринта В на 10. При этом изучение первым лабиринта В не приводит к переносу результатов на лабиринт Л. Таким образом: Ошибки вызваны ----------------------------------------------------------------- Общее количество ошибок сложностью лабиринта переносом скукой Лабиринт Л, а затем 10 — — 10 лабиринт В 15 -10 +3 8 Лабиринт В, а затем 15 — — 15 лабиринт Л 10 0 +3 13 Объединение двух последовательностей приводит к тому, что действие усталости уравнивается, а влияние асимметричного переноса — нет. Среднее количество ошибок составляет 11,5 для обоих лабиринтов: для лабиринта А [(10 + 13)/2] и для предположительно более сложного лабиринта В [(8 + 15)/2]. Проблема переноса приведет к тому, что между двумя лабиринтами не будет обнаружено никаких различий, что для исследователя явится весьма неприятным сюрпризом. При подозрении на асимметричный перенос стоит, если возможно, перейти к межсубъектному плану.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.78.79 (0.005 с.) |