![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология географии, ее сущность и значение.
Методология, в самом кратком определении, — это учение о методе. Применительно к науке методология обычно определяется как совокупность исследовательских методов, или способов получения научного знания. Однако такая формулировка не раскрывает всей сущности методологии научного познания. Методология - система принципиальных положений науки, тесно связанных с философий, представляющий свод основных абстракций, закономерно вытекающих из истории, накопленных теоретических исследований и из практического применения данной науки. Методология составляет базис науки, ее ядро, силу, которая определяет сущность, структуру, роль методов и характер практического применения науки. За основу классификации методов научного познания можно принять их деление на главные иерархические уровни. К высшему уровню относятся мировоззренческие методы (принципы, подходы) познания, разрабатываемые философией. Теория познания (гносеология) как раздел философии исследует взаимоотношения субъекта и объекта познания, связь между чувственным опытом и теоретическим мышлением, между эмпиризмом и рационализмом, изучает роль общественной практики в процессе познания, а также занимается логическим обоснованием системы знания. От философских методов следует отличать собственно научные, которые, в свою очередь, могут быть разделены на два уровня — общенаучный и специализированный. К общенаучным относятся методы, часто называемые подходами, которые нашли широкое, нередко подлинно универсальное применение в различных науках: системный, генетический, экологический, математический и ряд других. Специализированные научные методы может приобрести общенаучное и даже философское значение. Большинство методов, широко известных в качестве общенаучных, имеют именно такое происхождение. На развитие методологии большое влияние оказало эволюционное учение Ч.Дарвина. В свою очередь, география содержит большой потенциал для обогащения общенаучной методологии. Наряду с рассмотренной классификацией методов научного познания следует отличать методы, относящиеся к теоретическому уровню, от методов эмпирического исследования. Первые можно было бы называть методологическими принципами или подходами. В них часто научное начало неразделимо связано с философским. Философский метод (подход) не всегда присутствует в явной форме в методологии конкретной науки и, как правило, опосредуется и конкретизируется в ней. Но между философией и методологией конкретных наук существует обратная связь: развитие философской теории познания опирается на прогресс методологии в отдельных науках. Философский «статус» приобретают такие общенаучны признать, что философия не всегда успевает их гносеологически интерпретировать и «ассимилировать», явно отставая в этом отношении от достижений научно-технической революции.
Под методами эмпирического уровня исследований подразумеваются конкретные способы или приемы опытного изучения объекта, начиная от получения первичной информации и включая ее обработку и установление эмпирических зависимостей. Набор современных средств эмпирического исследования необычайно широк. Обычно всю совокупность исследовательских способов и приемов этого уровня принято называть методикой научного исследования. В понятии методология на первый план выдвигаются теоретический уровень познания, направленность на построение научной теории, хотя при этом нельзя избежать проблемы соотношения теории и эмпирии. В развитии географии наблюдается определенная преемственность смены принципов, подходов и методов научного познания. Но, как правило, для каждой эпохи характерны некоторые типичные подходы и методы, особенности системы понятий, научного языка. В последние десятилетия появилась тенденция трактовать процесс развития науки как последовательную смену так называемых парадигм. Под этим термином понимается совокупность неявно задаваемых регулятивных принципов, используемых в качестве своего рода шаблона при постановке задач и их решении. Парадигма таким образом держит исследователя в некоторых рамках, в известной степени сковывает его, задает одностороннюю ориентацию. Говорят, например, о парадигмах системной, экологической, хорологической, но ни одна из них не может рассматриваться как единственно актуальная и претендовать на исключительность. На всех этапах развития географии наблюдалось отсутствие полного единомыслия относительно ее научных задач и методов познания. Во все времена сосуществовали разные, нередко противоборствующие научные направления и школы, стоящие на противоположных мировоззренческих позициях.
Перелом в мировоззрении и науке связан с Великими географическими открытиями. История науки вступает в эпоху экспериментального естествознания. В первой половине XVII в. Ф.Бэкон, которого К.Маркс называл родоначальником английского материализма и всей современной экспериментальной науки, резко критиковал средневековую схоластику, доказывал, что философия и наука должны основываться на данных чувственного опыта, обосновал индуктивный метод познания. Современник Ф. Бэкона французский мыслитель Р.Декарт считается родоначальником рационализма; в теории познания он отводил исключительную роль дедукции и в связи с этим придавал большое значение математическим методам, однако в своей физике он опирался на опытное познание. Можно сказать, что Декарт заложил основы методологии как философской основы процесса познания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.68.49 (0.006 с.) |