![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция IV – Глобальный эволюционизм как принцип развития науки
30.01.06
1) Общая характеристика развития 2) Географические аспекты развития 3) Мифологический и религиозный эволюционизм 4) Философская концепция эволюции 5) Общенаучный эволюционизм (современный) – ноосфера, коэволюция, синергетика, социобиология, этногенез, конвергенция, символизм.
I. Началось с идей судьбы (рока), зародившейся в недрах городской культуры Вавилона; в античности – идея космоса; в средние века – идея Бога; в эпоху Возрождения – идея природы; с середины 19 века – идея развития (эволюции). К концу 20 века идея развития стала богом западного мира. Идея прогресса оправдывает технократическую экспансию Запада. Она стала некритичной, когда стала доминировать → вместо знания порождает хаос в мировоззрении и науке. Две основные проблемы: где брать ресурсы и куда девать отходы; в мировоззрении – откуда и куда идет знание. В мире, кроме развития, есть вечное → не история литературы, а история в литературе. Идея развития есть только у европейцев.
II. Наука зависит от развития → развитие надо оценивать тем, что от него не зависит. - География. На Западе постоянно ускоряющийся прогресс → или движение к цели, или бегство от чего-то, на Западе – бегство от смерти и хаоса; на Востоке развитие – движение к просветлению (буддизм). Юг (античный): развитие – переход от хаоса к космосу. Север – доминирует вечность, нет развития. В центре – Россия, постоянная борьба всего. III. Мифология. 1) Развитие – война богов, вначале – не хаос, а единство земли и неба, а хаос –????, щель, из него родилось время, питающееся разрушением неба и земли. Новое лучше, чем старое, по определению. Развитие идет из одной точки в другую → не универсально. 2) Развитие как история – историческая деградация (в мифах), от Золотого века. С развитием не справились боги; люди справляются с развитием путем смерти. Смерть – не свойство человека, а характеристика системы (как масса тела, теряемая в невесомости); система развития. 3) Развитие – непрерывное изменение. Сократ: познай самого себя. Буддизм: и ты увидишь, что ты ничтожество. Человек себя познать не может; можно познавать космос, мудрость и т.д., человека не может разделиться на субъект и объект, не разрушая себя.
Религия: в христианстве процесс развития – только после грехопадения, после Апокалипсиса мир останется, не будет только времени и развития. Развитие – узурпатор.
IV. Философские концепции развития. Основные логические аспекты развития. 1) Развитие – восхождение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному (Гегель). Субъект развития – разум. Три закона диалектики. 2) Развитие – самовыражение, проявление внутреннего содержания. Зарождение → возникновение → рост → исчезновение. Субъект – воля (Шопенгауэр, Шпенглер). 3) Развитие – рост многообразия функций, законов, качеств, форм (Спенсер, К. Леонтьев). Субъект – художественное чувство (эстетика). Ступени: простота → цветущая сложность → механическая (мертвая) сложность (К. Леонтьев). 4) Развитие – возвращение, углубление себя (Платон). Субъект – память (память: всепонимание → отражение → диалектика). Ступени: чувства → числа → идеи. Душа с помощью чувств натыкается на проблемы, с помощью чисел решает. 5) Развитие – формирование целостности, исцеление (Аристотель, Маркс). Субъект – логика. Ступени: начало → причина → система → целое. 6) Развитие – преображение, воскресение (религия). Рождение → жизнь → смерть → воскресение. Субъект – вера. 7) Развитие – деградация, умирание (мифы). Постмодернизм: подражание, копирование. Вещи → образы вещей → символы вещей → симулякры (без аналогов в мире вещей и мыслей). Субъект – деконструкция, разрушение (термин «дерево» отрезает у дерева все остальные смыслы).
Структура развития.
Взаимодействие: два субъекта и объект взаимодействуют. → Действие: переход возможности в действительность (Аристотель). Постоянное взаимодействие. → Становление: конкретное движение. Развитие – пороки: не объясняет, как возникает само развитие, и предполагает константы (пространство, время). Как возникли? → нужно более общее понятие → Творение. что до него? Вечность. У бога была премудрость начать творение. В Ведах первовещество – знание, поэтому вещи, созданные из него, можно познать. Искусственное: нет искусственной вечности → с эпохи Возрождения: чем заменить Бога? Эволюцией. Как может Люцифер выбраться из бездны самостоятельно? С помощью технологий. → атеизм. До этого жизнь противопоставлялась Богу, бытие – вечности. С эпохи Возрождения: жизнь – смерть, бытие – небытие → как достичь избавления от смерти без Бога? Клонирование → искусственное бессмертие достижимо только после создания искусственной жизни.
Периодизация развития. Ступени. 1) Формирование условий, предпосылок, предмета. Условие, предпосылка – аспект пассивности вещи, что, что она позволяет с собой сделать (Маркс: первоначальный накопленный капитал). 2) Формирование начала, причины предмета. Количественный рост предпосылок → из следствий предыдущей системы они становятся причиной новых. Эмпирическое естествознание – наблюдение посредством орудий (термометр и т. д.). (Маркс: формальное подчинение труда капиталу). 3) Превращение начала-причины в систему (Маркс: реальное подчинение труда капиталу). В науке – когда она стала производительной силой. Гегель: есть ли что-то более сложное, чем система → 4) Превращение системы в целостное.
Все методологии: а) системные (усеченная пирамида) – берут то, что входит в систему, остальное отсекают; б) целостные (цветок лотоса) – изучаемое в центре, остальное помогает раскрывать изучаемое, выход из системного тупика (Энгельс обнаружил противоречие у Гегеля: система конечна, а метод требует развития). Для смены системы нужна была революция. Если есть еще целостное, то нужна не революция, а реформация.
V. Современный общенаучный эволюционизм. В середине 19 века – диалектический и исторический материализм, синтез диалектики и развития. В начале 20 века – начали расходиться. Бергсон, позитивизм (Конт, Спенсер) – развитие без диалектики; есть диалектика без развития. Идея развития: а) в биологии и социологических исследованиях; б) в химии, механике, квантовой физике его нет. В биологии и социологических исследованиях есть человек – причина без следствия, в химии, механике, квантовой физике микроорганизмы – следствие без причины. → развитие не универсально. Варианты решения проблемы. 1) Ноосфера (Вернадский): накопление научного знания ведет к качественному сдвигу, наука становится геологическим фактором, действует и на а), и на б). Разум – разновидность энергии, он причина частиц. Следствие человека – создание ноосферы. Эволюция, направляющая разум → эволюция, направляемая разумом. 2) Синергетика (Хакен, Пригожин): диссипативные структуры, бифуркация. До этого главное понятие – закон, в синергетике – порядок (закон – частный случай порядка). Принцип самоорганизации, нет регресса. Хаос – не самостоятельная творческая сила, а переходное состояние чего-то. Хаос нужен порядку для чего-то.
3) Коэволюция (Н. Н. Моисеев): существующий тип развития реализуется, так как одно развивается за счет другого (общество за счет природы и т. д.). Выход – надо искать общее для них качество, за счет которого общество и природа могут развиваться вместе. Идея самоорганизации, саморазвития за счет освоения собственного потенциала, а не за счет разрушения другого (связать а и б) 4) Этногенез (Л. Н. Гумилев): Этнос – на стыке биологии и истории. Сообщество людей в одном ландшафте и хозяйственном укладе, отделяют себя от чужих одиноково. Три типа людей в этносе: пассионарии, гармоничные и субпассионарии (у субпассионариев жажда жизни выше стремления к свободе и творчеству, у пассионариев наоборот, у гармоничных в равновесии). Пассионарный толчок. Фазы: 1) исходная – избыток всего; 2) пассионарный подъем – мир надо изменить; 3) акматическая фаза – мы хотим быть великими; 4) надлом – мы устали от великих людей; 5) инерция – дайте спокойно жить; 6) обскурация – хоть день, да мой; 7) мемо???альная фаза – будь доволен самим собой; 8) гомеостаз или регенерация – зачем все это было; регенерация тоже возможна. 5) Социобиология (Уилсон): есть биологическая эволюция, есть культурная, долго шли параллельно, в середине 20 века их объединили (культурно-генетическая теория), они неразрывны. Спасение человечества – в развитии культуры. 6) Конвергенция (Д. Гелбрейт): капитализм и социализм в какой-то точке взаимообогащаются и идут дальше. Экономическая теория. 7) Символизм (Гете, Р. Генон, Э. Кассирер, А. Белый, В. Иванов, Максим Исповедник, Григорий Сковорода): вещи → продукт труда → товар → деньги → ценные бумаги → цифровой код. Таким образом все, что есть, неизбежно стремится к символическому состоянию. Самый эффективный способ воздействовать на реальность и людей – изобретение символов. Современное состояние мира – кризис из-за доминирования идей развития. Люди служат прогрессу, а не наоборот → надо ограничивать идею развития, признать существование вечного и разумного. Лекция V – Познание 06.02.06
1) История вопроса. Основные философские тенденции в объяснении познания. 2) Познание и категории субъекта – объекта, практики и ограничения. 3) О сущности познания.
4) Структура познавательного процесса. Чувственное знание и мышление. Чувственное, рассудок и разум. 5) Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 6) Проблема истины и ее критерии.
I. 17 век – проблемы гносеологии. 1) Материализм и идеализм в оценке познания. Материализм: познание – это свойство материи, отражение действительности. Идеализм: познание как активное творческое начало (абсолютная идея Гегеля). 2) Гносеологический оптимизм: вся классическая философия, начиная с античности. Все, кроме иррационализма. Скептицизм и агностицизм. Сомнение есть и в гносеологическом оптимизме для избежания догматизма. 3) Рационализм и иррационализм. Рационализм: возвеличивание роли разума, материализм и немецкая классическая философия (у Канта в сочетании с агностицизмом), особенно Гегель. Иррационализм: внелогические способы познания, интуиция (иррациональная). Интуиция у Декарта – «свет разума»; потом – иррациональная.
II. Познание как свойство субъекта, формирующееся на основе человеческой деятельности и субъектно-субъектных отношений. Это и свойство общества в целом. Субъект – носитель всякой деятельности, в частности познавательной (субъект познания). Любой человек познает. Обыденный опыт нередко играет важную роль в развитии науки. Субъект может быть не только индивидуальным, но и коллективным: социальные группы, классы, нации, общество в целом. Для науки главное – коллективный субъект. Качественные характеристики субъекта связаны со средой, формами социальных отношений и познания (политическое познание и т. д.). Объект – человек и мир вокруг него, вовлеченные в сферу деятельности. Понятие материи шире, объект предполагает связь с субъектом. Объект познания – та часть реальности, которая втянута в познавательные отношения. Научный объект формируется в ходе научной деятельности. Субъектно-объектные отношения. Категория практики. Начало – роль труда в деятельности человека, в том числе в познавательной. С эпохи Просвещения. Практика – целесообразная материальная деятельность, основа субъектно-объектных отношений → производная от практической деятельности, познавательная функция. 1) Сферы человеческого сознания: познавательная и эмоционально-мотивировочная. 2) Выделяется объект познания. 3) Практическая деятельность – не только материальное производство, но и социальные отношения → происходит уподобление субъекта объекту. Животные приспосабливаются к среде с помощью естественных органов, человек меняет среду (орудия труда, машины), активное освоение среды. Познавательная деятельность как способность человека отражать окружающую действительность. Переход от внешнего уподобления к внутренней познавательной деятельности. Категория отражения была у Эпикура, стоиков, Декарта, Маркса, Гегеля (только наоборот, вещи – образы идей). Отражение. Теория отражения: знание как образ действительности (гносеологический оптимизм).
Репрезентативная концепция – теория символов и знаков (Беркли, Юм, Кант): знание – это знак, не образ. Знак – материальное явление, которое что-то представляет, но не имеет общих свойств с представляемым предметом. Познавательный образ – не только результат, но и процесс. Реальность для человека предстает в виде проблемы, которую решает человек. С помощью образа сознание освобождается от некоторых материальных свойств первоначального объекта → более глубокое познание (например, сконструировать обратное развитие событий, от настоящего к прошлому). Отражение и субъектно-субъектные отношения: познание не ведется в одиночку, надо учитывать человеческие взаимоотношения, обмен знаниями. + культурно-ценностное обрамление познания.
III. Сущность познания. 1) Знание объективно (в некоторых философских системах – субъективно), то есть воспроизведение действительности в ее собственных формах. Кант: априорные формы, которые делают из хаоса чувств, вызываемых реальностью, опыт. В природе нет пространства, времени, причинности. Формы деятельности, имеющие аналог в действительности. Практика закрепляет в сознании фигуры логики (Ленин). Объективность не подразумевает отсутствия изменений (свобода в процессе познания, которую дают образы). 2) Историзм – воспроизведение объекта в форме развития, пространства и времени. Логика запрещает противоречие, но оно есть, в том числе в движении → диалектика. 3) Ценностно-смысловое выражение бытия действительности. Оценка – выражение ценности. Ценность носит исторический характер. Смысл – выражение индивидуального отношения к действительности. а) В Средние века проблема познания – соотношение веры и разума. Теологический рационализм: акцент на логику (в рамках ортодоксального течения, где главное – вера). Вера – принимаемое за истинное без доказательств. Это способ передачи опыта, передача уже доказанного знания – важно в науке (но в науке можно опровергнуть предшественников). Закрепление знания, связь с предшественниками. б) Соотношение рационального и иррационального. Методы формализации: новая, ранее не интерпретированная знаковая система может быть принята или не принята за рациональную. + внерациональное: вышло из рационального. Разное понимание интуиции: ей предшествует длительный период логического размышления, как и в воображении как синтезе чувств и мышления.
IV. Структура познания. Соотношение чувственного и рационального – две ступени познания (начиная с Гераклита, Демокрита, элеатов – 7 – 5 века до н. э.). Чувственное – первая ступень познания, рациональное – вторая. Сейчас – их взаимопроникновение (в структуре развитого знания). Чувственный опыт всегда опосредован мышлением. Чувственность: ощущение, понятие и представление. Ощущение – отражение отдельных свойств. Образная структура чувственности (оперирование категориями при восприятии). Узнавание предмета – процедура обобщения («что это?»). Проблема репродуктивного и продуктивного в познании: чувственное восприятие – воспроизведение или конструирование нового? Продуктивное обусловлено прошлым опытом и целью в будущем. Чувственное восприятие – не только репрезентант, но и проблема. Рассудок и разум: форма мышления (у Канта это логика). Проблема: рассудок действует в основном не с помощью наглядных образов, это оперирование логическими абстракциями. Реальность зафиксированного в абстракции: в объекте есть поверхностные характеристики и умопостигаемая сущность. Человек познает сущность с помощью орудий труда, фиксирует чувственные данные в виде знака. Ограниченность рассудка в том, что он избегает противоречий → разум (Н. Кузанский, немецкая классическая философия).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.250.132 (0.039 с.) |