Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметная деятельность детей раннего и дошкольного возраста
Раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Их реализации уделяет большое внимание современная педагогика и психология. Период раннего детства (1-3 года) рассматривается как базисный для всего последующего развития. Исследователи педагогики раннего детства подчеркивали его самоценность и уникальность (А. М. Аксарина,. М. Н. Щело-ванов, А. В. Запорожец). С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается в социальную личность. Все способы практических действий, которые формируются у ребенка, черпаются из социальной среды, из материального и духовного опыта человека, поэтому большую роль в социализации ребенка играют взрослые. Под их влиянием ребенок овладевает определенными способами практических действий, у него развиваются положительные эмоции. Исследованиями доказано, что только в процессе формирования разных видов деятельности (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой) могут развиваться первые социальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим осуществляются задачи всестороннего воспитания детей. Предметная деятельность является ведущей в период раннего детства, в ней осуществляются возможности для психофизического и психоэмоционального благополучия ребенка. Особенность предметной деятельности в раннем возрасте заключается в сотрудничестве ребенка и взрослого, когда взрослый выполняет роль наставника. Основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого можно представить в схеме «ребенок-предмет-взрослый». Мотив предметной деятельности — сам предмет, способ его удовлетворения. Формой организации является общение. Деятельность взрослого направлена на изменение форм общения. Первоначально взрослый использует ситуативно-деловое общение, показывает способы действий с предметом, затем общение становится речевым (называние предмета, озвучивание), постепенно ребенок овладевает орудийными способами действий в быту, игре, на занятиях. Этапы, становления предметного действия: совместные действия, частично совместные, показ, словесные указания. Обучение рассматривается как процесс передачи ребенку начальных элементов социального опыта, осуществляемого в разных видах его деятельности, организуемой и направляемой взрослым. При этом основной формой являются занятия, где воспитатель обучает ребенка функциональным действиям с предметом, показывает перенос действия с одного предмета на другой (пить из чашки, потом из кружки), перенос действия в другую ситуацию («кормить» куклу за столом, на поляне). Постепенно складывается процессуальная игра как самостоятельная. На втором году жизни взрослый предлагает ребенку наборы образцов действий, используя при этом показы, показы-инсценировки, знакомит его с предметами-орудиями, учит использовать их по назначению (Е. И. Ра-дина, Г. М. Лямина, С. Л. Новоселова). Линия присвоения образца разработана Д. Б. Элькониным. Так, первоначально ребенок осваивает функцию предмета-орудия, затем смысл действия (как пользоваться), затем его операционно-техническую сторону.
Основные психолого-педагогические условия освоения действий с предметами: а) совместная деятельность ребенка и взрослого; б) сравнение ребенком своего действия с действиями взрослого; в) комплектирование предметно-игровой деятельности; г) развитие игровых замещений и целенаправленности действий; д) признание достижений ребенка, развитие его «Я»; е) развитие самостоятельности в стремлении к результату. Большое значение в развитии предметной деятельности играет организация развивающей среды, наличия игрового оборудования, игрушек. При организации предметно-развивающей среды следует учитывать, что на первом и втором году жизни детей важно обеспечить интимно-личностное, позитивно-эмоциональное общение взрослого и ребенка с помощью действий с игрушками (погремушки, наборы шаров, гирлянды, бусы, предметы-вкладыши, музыкальные игрушки), наборами игрового оборудования (объемные геометрические фигуры, каталки, куклы-неваляшки). На третьем году вводятся сюжетные игрушки, способствующие развитию отобразительных действий (кормление, уход, купание, одевание куклы), а также сю-жетно-отобразительной и ролевой игры (посуда, мебель для куклы), наборы для игр «дочки-матери», в «больницу». В группах раннего возраста могут быть и наборы для развития мелкой моторики пальцев рук, комплекты игрушек «Черепаха» и др.
Педагогические условия использования предметов и игрушек: обновление игрушек, их разнообразие, использование предметов-заменителей, подбор предметов для развития речи, сенсорики, освоение различных предметов быта, игровых способов их использования, освоение новых предметных действий, (ручных и орудийных, смысловых и технических). Большое значение играет система занятий направленных на формирование необходимых способов действия, сферы восприятия, предметной деятельности. Современный подход к занятиям включает: создание наглядно-дидактического материала, разработку системы автодидактических игрушек, систематизацию методов и приемов обучения маленьких детей, дифференциацию задач, содержания, методов обучения (2-й год — активное подражание, 3-й год —- обучающие действия по инструкции, по представлению, в воображаемой ситуации). Важное значение для развития сюжетно-роле-вой игры представляют игры-занятия (Р. И. Жуковская, А. Н. Фролова), в которых в интересной игровой форме, незаметной для детей происходит усвоение ими способов нравственного поведения, а также протекание психических процессов восприятия, мышления, речи, воображения. (Методика проведения игр-занятий с сюжетными игрушками дана в пособиях: Р. И. Жуковская «Игра и ее педагогическое значение» (М., 1975); А. Н. Фролова «Игры-занятия с малышами». (Киев, 1987); Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой (М., 1989).) В играх-занятиях ребенок приобретает первые навыки коллективного поведения в сюжетно-роле-вой игре, партнерских отношений на основе взаимной симпатии, учета интересов каждого. Общие дидактические принципы занятий с детьми раннего возраста: планомерность проведения, посильность требований, вариативность заданий, усложнение содержания, методов обучения, подчеркивание успеха ребенка на всех этапах обучения. Под влиянием предметной деятельности как ведущей в раннем возрасте развивается сюжетно-ролевая игра, зарождаются новые виды деятельности: сюжетное конструирование, игра-драматизация, рисование, самообслуживание, происходит развитие и усложнение самой предметной деятельности. Таким образом, всестороннее развитие ребенка реализуется в процессе, комплексного воздействия, включающего правильно организованный уход и целенаправленное воспитание.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.2 (0.006 с.) |