Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рукописность сформировала средневековые литературные конвенции на всех уровнях
Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать утверждение, что изобретение развитие книгопечатания стало поворотным пунктом истории цивилизации. Но далеко не столь единодушно оценивается тот факт, что книгопечатание изменило наши взгляды на литературу как искусство, на стиль, привело появлению представлений об оригинальности литературной собственности, чем рукописная эпоха не знала ничего или почти ничего, наконец, модифицировало психологические процессы, которые позволяют нам пользоваться словами для сообщения наших мыслей. Расстояние, отделяющее рукописную эпоху от эпохи книгопечатания не всегда не полной мере осознается теми, кто приступает чтению изучению средневековой литературы.
Когда мы берем руки печатное издание средневекового текста, снабженное предисловием, критическим аппаратом, включающим варианты, примечания глоссарий, мы бессознательно привносим чтение те предрассудки пред положения, которые срослись текстом за время его связи печатной формой. Именно сообщение Чейтора влиянии устной, письмен ной печатной форм на литературные конвенции навело меня на замысел «Галактики Гутенберга». эпоху средневековья язык литература пребывали состоянии, несколько напоминающем состояние современного кино или телевидения, том смысле, что, по словам Чейтора, онипочти не нуждались формальной критике нашем понимании. Если автор желал знать, было ли его творение удачным или неудачным, он испытывал его на публике; и если оно получало одобрение, то вскоре него появлялись подражатели.
Но авторы вовсе не придерживались каких-либо моделей или систем... публике просто нужна была история, исполненная действия движения, история, которая, как правило, не заботилась об обрисовке характеров. Эта задача выпадала на долю чтеца, ее выполнение зависело от его умения пользоваться голосом жестами 131 Коротко говоря, история развития от рукописи печатному тексту - это история постепенного замещения устных способов сообщения получения представлений визуальными» (р.4). Чейтор цитирует (р.7) отрывок из книги А.ЛлоЙда Джеймса «Наш разговорный язык» (р.29), которая как раз посвящена теме изменения наших чувств под Влиянием письма: «Слух видение, речь печать, глаз ухо не имеют между собой ничего общего. Никакая другая операция человеческого мозга не сравнится по сложности этим слиянием двух представлений объединении этих двух форм языка.
Но результатом этого слияния является то, что, будучи однажды достигнутым на ранних этапах нашего развития, оно сделало нас неспособными отчетливо, независимо уверенно мыслить тот или другой аспект. Мы не можем думать звуках, не думая буквах, ибо полагаем, что буквы связаны со звуками. Мы привыкли думать, что напечатанная страница - это изображение того, что МЫ говорим, что таинство сочетания букв слове священно...
Изобретение печатания привело распространению печатного языка наделило его властью, которая тех пор ничуть не пошатнулась». 132,133
Изменение моделей привычных соотношений между ви дением звучанием создает значительный разрыв между психическими процессами средневекового современного читателя.
Средневековый читатель за некоторыми исключениями читал не так, как это делаем мы; он пре бывал на стадии первоклассника, бормочущего себе под нос. Каждое слово для него было отдельной сущностью, порой проблемой, которую он нашептывал себе до тех пор, пока не находил решения.
Об этом должны по мнить те, кто берутся за издание своих сочинений. Да лее, поскольку читателей было мало, слушателей много, литература сочинялась основном для публич ного чтения, поэтому ее характер был скорее риториче ским, чем собственно литературным, именно правила риторики определяли композицию. Леклерк переходит вопросу том, каким образом непременное чтение вслух вписывалось целое, состоящее из размышления, молитвы, изучения и запоминания: Это означало нечто большее, чем просто визуальное запоминание написанных слов.
Это была мышечная па мять слов про из носимых слуховая память слов слышимых. Meditatio состоит во внимательном исполнении этого упражнения целях всестороннего запоминания. Поэтому оно неотделимо от lectio. Это позволяет, так сказать, вписать священный текст тело душу. «Читающий пусть ищет спасения, не науки. Священное писание есть колодец Иакова, чья вода, будучи извлеченной, прольется затем молитве. Посему нет никакой нужды том, чтобы предаваться красноречию перед молитвой, но самом чтении уже начинается молитва и созерцание». Он означал, что письмо, чтение красноречие оставались неразделимыми еще долгое время после изобретения книгопечатания.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.120.6 (0.006 с.) |