![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Структура психологии этноса 2ч/ 4чСтр 1 из 3Следующая ⇒
Семинарские занятия Семинар № 1. Тема: Понятие "этнос", его структура и основные теории этноса. Эволюция современных этносов. Этнические процессы в современном мире. Этногенез и антропогенез 2ч/6ч 1. Основные трактовки понятия "этнос". 2. Основные этнические процессы в современном мире, их классификация. 3. Соотношение этногенеза и антропогенеза. Литература 1. Артунян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998. 2. Беляков П.Л. Этнос: опыт реконструкции проблемы//Вестник С. - Петербургского университета. 1995. Вып. 4. С. 21 - 27. 3. Волков Г. Этнопедагогика. М.,1999. 4. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. С.17-26. 6. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.7. Стефаненко Т.Т. Этнология. – М., 1988. Семинар № 2. Тема: Структура психологии этноса 2ч/ 4ч 1. Статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты психологии этноса. 2. Уровни этнической психологии: эгоцентрический, группоцентрический, универсально-гуманистический. 3. Статические компоненты психологии этноса. Литература 1. Артунян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998. 2. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 3. Садохин А.П. Этнология. М., 2000. 4. Этнопсихологический словарь. М.,1999. Семинар № 3. Тема. Этническая культура: ее сущность и функции Обычай, обряд, ритуал в традиционной культуре 2ч/4ч 1. Национальные, традиционные виды игровой, познавательной, досуговой, художественно-творческой деятельности для детей. 2. Возрождение национальных традиций в сфере "первичной" социализации. 3. Домашняя конфликтология. Этнопедагогический психотренинг (поговорки, игры, дразнилки и др.). Литература 1. Возрождение народной культуры и художественное воспитание в социальной среде/Под ред. В.Г. Бочаровой, М.М. Бердянчик, И.Ф. Выдрина. Москва-Новосибирск, 1991. 2. Волков Г. Этнопедагогика. М.,1999. 3. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 4. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. С. 52–79. 5. Этническая история и фольклор. М., 1977. 9..Якубов З. Педагогическая мудрость народа// Народное образование. 1995. № 2. С. 85-91.
Семинарское занятие № 4 Тема 6. Этнический мир человека 2ч/4ч 1. Этнические грани личности. «Основная» или «модальная» личность. 2. Национальный характер. Национальный темперамент. 3. Национальные чувства и настроения. Национальные традиции. 4. Я-концепция как механизм регуляции социального поведения. 5. Понятие этническая идентичность личности и ее характеристика. Проблема этнической идентичности в различных психологических подходах: психоаналитическом, поведенческом, деятельностном. Этноцентрическая идентичность. Полиэтническая идентичность. Литература: 1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичесие проблемы.М., 1990. С.117-132. 2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология – М.:Аспект Пресс, 2000. 3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология – М.:Аспект Пресс, 2003, 368 с. Практическое занятие №5,6 Тема: Роль и значение культурных центров в развитии традиций и обычаев народа. 2ч Цель: посещение Центра немецкой культуры; польской культуры, еврейской культуры. Задачи: 1. Знакомство с особенностями работы центра; 2. Знакомство с традициями и обычаями другого народа; 3. Работа с культурологами, лингвистами, языковедами. Итог: Анализ работы центра. Общая оценка. (4 часа) Практическое занятие № 7,8 Тема: Роль и значение культурных центров в развитии традиций и обычаев народа. Цель: посещение выставочных залов г. Абакана. Задачи: 1. Знакомство с экспозициями картин; 2. Рассмотрение особенностей работы выставочных залов; 4. Работа с экскурсоводом. Итог: Анализ представленной темы в искусстве. Общая оценка.(4 часа) Практическое занятие № 9 ТЕСТЫ ВАРИАНТ I 1. Дайте определение понятия «этнос» 2. Расположите в исторической последовательности стадии формирования этнической общности: народность • племя • нация 3. Выберите этнообъединительные процессы из перечисленных ниже: • консолидация • сепарация • интеграция • этногенетическая миксация 4. Какие этнические процессы сопровождаются сменой самосознания этноса:• этноэволюционные • этнотрансформационные 5. Кто является автором теории этногенеза?
6. Расположите по порядку основные этапы этногенеза: • фаза подъема • фаза надлома • пассионарный толчок• акматическая фаза • фаза обскурации • инерционная фаза • мемориальная фаза • фаза регенерации 7. Как называется первая (по времени возникновения) этнологическая научная школа? 8. Что означает понятие: «латентная фаза этнического конфликта», какова основная цель деятельности государственных органов на этой стадии? 9. Расшифруйте смысл понятия «миграция» 10. Представителями какой этнологической школы являются Л.Г. Морган, Э.Тайлор, Г. Спенсер, А.Бастиан? • эволюционизм • функционализм • диффузионизм • структурализм 11. Отметьте формы семьи, которые оказали, по мнению Л.Г. Моргана, наибольшее влияние в истории человечества: • кровнородственная • пуналуальная • парная • патриархальная • моногамная 12. Какие культуры являются мужскими, а какие – женскими (по классификации Л. Фробениуса): • теллурические • хтонические 13. Какой из этнологических школ принадлежит разработка идеи: человеческое общество развивается как живой организм, все элементы которого выполняют определенные функции:• структурализм • функционализм • эволюционизм 14. Какой этап инкультурации соответствует детству, а какой – зрелости: • усвоение стабильных элементов культуры• внесение изменений в культуру 15. Смог ли А. Кардинер доказать связь между практикой детского воспитания, основным типом личности и социально-политическими институтами? 16. Отметьте стрелками соответствие между типами культур и их характеристиками по классификации М. Мид: • префигуративная «дети учат своих родителей»• конфигуративная «родители и современники – образец для детей» • постфигуративная «деды учат внуков» 17. Расположите по мере возрастания этничности следующие виды этнической идентичности: • нормальная • этноцентрическая • этнодоминирующая • этнический фанатизм • этническая индифферентность • этнонигилизм 18. Какие из перечисленных компонентов психологии этноса являются статическими (долговременными), а какие – динамическими? • этнический характер • этнический темперамент • этнические традиции и обычаи • национальные идеи • этнические чувства • этнический вкус • стереотипы 19. Что означает термин «инициации»? 20. К какому виду относятся этнические конфликты: • культурный • социальный• технологический ВАРИАНТ II 1. В результате какого из этнических процессов из прежде единого древнерусского народа образовались самостоятельные этнические общности русских, украинцев и белорусов: • парциация • сепарация 2. Для какой этнологической школы характеры идеи: культура – живой организм: каждая культура имеет свой центр возникновения и распространяется от центра к периферии; теория культурных кругов; основными факторами развития культуры являются заимствования и переносы? • функционализм • эволюционизм • диффузионизм 3. Представителями какой этнологической школы являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, И. Таллмен, Л. Леви-Брюль? • эволюционизм • функционализм • социологическая школа • структурализм 4. Расположите по порядку основные этапы истории человечества по классификации Л.Г. Моргана:• цивилизация • дикость • варварство
5. Дайте определение понятия «менталитет» 6. Укажите 2-3 черты основных типов культуры по классификации Р. Бенедикт: • дионисийская • аполлонийская • параноидальная 7. Что является основанием этнической идентичности: • дифференциация • интеграция • ассимиляция 8. Как соотносятся понятия «обряд» и «ритуал»? 9. Приведите по одному примеру следующих ритуалов: • отрицательные (табу) • положительные • магические • религиозные • кризисные • календарные • ритуалы родства • мужские • женские • ритуалы избежания • презентации • инициации 10. Расположите соответственно стадиям развития этнического конфликта основные цели деятельности государственных органов: • латентный период цель – снять этническую напряженность • фаза проявления конфликта цель – предотвратить конфликт • активное течение конфликта цель – примирение сторон • устранение последствий конфликта цель – прекратить военные действия 11. Назовите не менее трех важных проблем, возникающих в среде мигрантов: 1)._______________________________________________ 2)._______________________________________________ 3)._______________________________________________ 12. Для какой религии характерны культы предков, детей, блок экологического воспитания? 13. Коран является священной книгой: • мусульман • христиан • буддистов • иудеев 14. Какие животные обожествлялись народами Севера? 15. Что такое «хозяйственно-культурный тип»? 16. Назовите по 2-3 аргумента «за» и «против» обучения детей народов Севера в интернатах: «за» «против» 17. Какие из этнодифференцирующих признаков являются основными, а какие – второстепенными в современном мире: • расовый признак • культурный признак • языковой признак • конфессиональный признак • хозяйственный признак (жилища, интерьер)• бытовой признак (пища, одежда)• семейный признак (быт, обычаи и обряды) 18. Какой из принципов государственной политики утверждает установление отеческой опеки над малочисленными народами: • протекционизм • патернализм 19. Какие этносы более связаны с ландшафтом (по теории Л.Н. Гумилева):• персистентные• динамические 20. Чем отличаются пассионарии и субпассионарии в теории этногенеза Гумилева? (ответ занесите в таблицу) модульно-рейтинговая карта дисциплины «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В хАКАСИИ»
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология.: Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 448с. 2.Образование. Наука. Инновации [Электронный ресурс]. III выпуск 2008. - 1 CD. - М.: Фирма ИСТ. - [Б. м.]: ГАИН, 2008. 3.Образование. Наука. Инновации [Электронный ресурс]. IV выпуск 2008. - 1 CD. - М.: Фирма ИСТ. - [Б. м.]: ГАИН, 2008. 4.Платонов Ю.П. Основы этнической психологии.-СПб.: Речь, 2003.-452с. 5.Мирошниченко, В.В. Этнопедагогика [Электронный ресурс]: курс лекций: учебное электронное издание: [для студентов обуч. по педагогическим специальностям, работников образования] / В. В. Мирошниченко; компьют. обесп. и дизайн: В. Н. Котлов, О. В. Чабан, Ю. С. Танбаева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". - 1 DVD. - Абакан: Издательство ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2010. - (УМКД). 6.Артунян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998. 7.. В.Я. Бутанаев Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996. – 224с. 8.Волков Г. Этнопедагогика. М.,1999. 5. Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки//Советская педагогика. 1991. № 9. С.89-94. 9.Гаврилюк В.В. Национальная культура и национальная школа// Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 62 - 67. 10. Данилюк А.Я. Понятие и понимание национальной школы// Педагогика. 1997. № 1. С. 68-71. 11. Дзятковская Е.Н., Дзятковский Д.К. Экологическое образование как составляющая региональной системы социализации и воспитания личности//Образование в Сибири. 1995. № 1. С. - 58 - 62. 12. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 13. Леонов А.М. Морально-этические традиции: общее и национально-региональное//Педагогика. 1994. № 4. С. 101-104. 14. Малиновская С.М. Этнопедагогика малочисленных народов Сибири и проблема возрождения национальной культуры// Образование в Сибири. 1994. № 1. С. 69-75. 15. Мальцева В.М. В.В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности// Педагогика. 1994. № 4. С. 96-98.
16. Материальная и духовная культура народов Сибири. Л., 1988. 17. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. С. 52–79. 18. Садохин А.П. Этнология. М., 2000. 19. Стефаненко Т.Т. Этнология. – М., 1988. 20. Чебоксаров Н.И., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. 21. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. 22. Этническая история и фольклор. М., 1977. 23. Этническая история народов Севера. М., 1982. 24. Этнические процессы в современном мире/ Под. Ред. Бромлей Ю.В. М., 1987. 25. Этнография народов Сибири. Новосибирск, 1984. 26. Этнопсихологический словарь. М.,1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Возрождение народной культуры и художественное воспитание в социальной среде/Под ред. В.Г. Бочаровой, М.М. Бердянчик, И.Ф. Выдрина. Москва-Новосибирск, 1991. 2. Волков Г. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1996. 3. История Сибири. Т. 1-5. Л., 1969. 4. Костанян Н.Н. Чтобы не быть пришельцами на родной земле//Педагогика. 1997. № 1. С. 72-75. 5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. С.17-26. 6. Орлов А.П. Белорусская школа 20-х годов: интернациональное и национальное //Педагогика. 1994. № 4. С. 98-101. 7. Рыжиков А.И. Взаимодействие природы и человека// Педагогика. 1994. № 1. 26-29. 8.. Якубов З. Педагогическая мудрость народа// Народное образование. 1995. № 2. С. 85-91. Методика контроля В соответствии с инструкцией студент на клавиатуре компьютера производит отбор нужных признаков к заданной теме. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, а после выполнения задания на дисплее высвечивается: общее число баллов, оценка по пятибалльной шкале, список литературы, вариант правильного решения. Компьютерный контроль проводится как под руководством преподавателя, дополняющего контроль беседой и консультацией, так и самостоятельно (в кабинете психологии или дома, если студент имеет компьютер). Сочетание индивидуального и группового контроля зависит от числа компьютеров в кабинете психологии. Оценка компьютерного контроля учитывается па экзамене, зачете, аттестации и т.л. В случае получения неудовлетворительной оценки на компьютере, по нашему мнению, студент должен допускаться к экзаменам и зачетам, но получать дополнительно несколько основательных устных вопросов. Компьютер в силу своих специфических возможностей: широкого информационного поля, огромной экономии времени, в определенной мере может выполнять функцию интеграции традиционных форм учебной деятельности (лекции, семинары, зачет и т.д.) в единую систему. Бланковый вариант программы реализуется примерно по такой же схеме, что и компьютерный, но при отсутствии (или матом числе) компьютеров позволяет охватить большее число студентов. Внедрение компьютеров в учебный процесс, несмотря на авторитет тенденции компьютеризации современной жизни, представляется проблематичным с точки зрения психологии образования, а именно: гармонизации отношения учащегося к книге, Компьютеру и учителю. Повышенная пристрастность молодежи к компьютерам может привести к нездоровому азарту и смещению мотивации к компьютерам в ущерб другим компонентам обучения. В этой связи очень важно выдержать линию сопряжения всех элементов - компьютера, книги, учителя и ученика. Рекомендации по использованию информационных технологий В рамках дисциплины предполагается использование аудиовизуальных средств обучения, представленных в таблице.
Материально – техническое обеспечение дисциплины Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные классы, аудитории; различные технические средства обучения; учебные и методические пособия (учебники, программы)
Методика применения В ходе лекции объявляется о предстоящем кинопоказе, дается установка на основные идеи фильма (это можно сделать и перед началом демонстрации фильма). Обязательным является написание аннотации с представлением ее преподавателю для проверки.В рамках нашего опыта студенты в течение семестра просматривают от трех до пяти фильмов и видеосюжетов,затем сдают соответствующее число аннотаций. На основе их оценки осуществляется контроль за усвоением курса лекций, т.к. каждый студент получает по три-пять оценок, которые учитываются на экзаменах или зачетах. Одновременно идет обучение студентов работе с текстом и развитие мышления (СЛ. Рубинштейн). Рефлексивный анализ занятия Рефлексивный анализ собственных занятий – необходимый компонент профессиональной деятельности преподавателя. Выявленные с его помощью удачи и промахи позволяют организовать целенаправленную работу по самообразованию и профессиональному росту преподавателя. Перечень ключевых слов
Лист регистрации изменений
Семинарские занятия Семинар № 1. Тема: Понятие "этнос", его структура и основные теории этноса. Эволюция современных этносов. Этнические процессы в современном мире. Этногенез и антропогенез 2ч/6ч 1. Основные трактовки понятия "этнос". 2. Основные этнические процессы в современном мире, их классификация. 3. Соотношение этногенеза и антропогенеза. Литература 1. Артунян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998. 2. Беляков П.Л. Этнос: опыт реконструкции проблемы//Вестник С. - Петербургского университета. 1995. Вып. 4. С. 21 - 27. 3. Волков Г. Этнопедагогика. М.,1999. 4. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. С.17-26. 6. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.7. Стефаненко Т.Т. Этнология. – М., 1988. Семинар № 2. Тема: Структура психологии этноса 2ч/ 4ч 1. Статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты психологии этноса. 2. Уровни этнической психологии: эгоцентрический, группоцентрический, универсально-гуманистический. 3. Статические компоненты психологии этноса. Литература 1. Артунян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998. 2. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 3. Садохин А.П. Этнология. М., 2000. 4. Этнопсихологический словарь. М.,1999. Семинар № 3. Тема. Этническая культура: ее сущность и функции Обычай, обряд, ритуал в традиционной культуре 2ч/4ч 1. Национальные, традиционные виды игровой, познавательной, досуговой, художественно-творческой деятельности для детей. 2. Возрождение национальных традиций в сфере "первичной" социализации. 3. Домашняя конфликтология. Этнопедагогический психотренинг (поговорки, игры, дразнилки и др.). Литература 1. Возрождение народной культуры и художественное воспитание в социальной среде/Под ред. В.Г. Бочаровой, М.М. Бердянчик, И.Ф. Выдрина. Москва-Новосибирск, 1991. 2. Волков Г. Этнопедагогика. М.,1999. 3. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 4. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. С. 52–79. 5. Этническая история и фольклор. М., 1977. 9..Якубов З. Педагогическая мудрость народа// Народное образование. 1995. № 2. С. 85-91. Семинарское занятие № 4 Тема 6. Этнический мир человека 2ч/4ч 1. Этнические грани личности. «Основная» или «модальная» личность. 2. Национальный характер. Национальный темперамент. 3. Национальные чувства и настроения. Национальные традиции. 4. Я-концепция как механизм регуляции социального поведения. 5. Понятие этническая идентичность личности и ее характеристика. Проблема этнической идентичности в различных психологических подходах: психоаналитическом, поведенческом, деятельностном. Этноцентрическая идентичность. Полиэтническая идентичность. Литература: 1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичесие проблемы.М., 1990. С.117-132. 2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология – М.:Аспект Пресс, 2000. 3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология – М.:Аспект Пресс, 2003, 368 с. Практическое занятие №5,6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.214 (0.105 с.) |