Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Либерализация экономики стран Восточной Европы
Критика недостатков централизованного управления экономикой могла быть использована как для его совершенствования, так и для его разрушения. Альтернативой для стран с централизованной экономикой был выход на социально эффективную стратегию развития, допускающую все формы собственности, эффективно работающие на устойчивый рост реальной платежеспособности национальной валюты. Однако все реформы, проводимые в странах-членах СЭВ под флагом демократизации партийной номенклатурой, начиная от хрущевских совнархозов и кончая горбачевскими ССС (самоокупаемость, самофинансирование и самоуправляемость), были направлены на уничтожение стратегического преимущества советской модели - централизованного управления. На базе ее реформирования усиливалась стихийная организация, а с ней и бюрократизация экономики, росли темпы инфляции и внешняя задолженность стран, приобретавших сырьевую ориентацию. Вместе с ростом экономических трудностей в странах социализма возрастет их внешняя задолженность и влияние идей монетаризма через МВФ. Такой устойчивый ход событий и определил, в конечном счете, развал блока СЭВ, зависимость его стран от иностранных инвестиций. Ввиду неразработанности социально эффективной стратегии, как следует из базовой таблицы 3, характеризующей закономерности трансформации стратегии государства в цикле «инфляция – дефляция», рано или поздно должно было произойти накопление критических условий для перехода стран-членов СЭВ к финансовой стабилизации. Так как власть, раскрутившая высокие темпы инфляции, потеряла кредит доверия у граждан, то переход к финансовой стабилизации был осуществлен с помощью иностранных инвесторов. Югославия Высокие темпы инфляции и рост экономических трудностей в 70-х гг. порождал центробежные тенденции в Югославии. Усилились разногласия между хорватами и сербами, между сторонниками централизации и децентрализации. Несмотря на разницу во взглядах на функции централизованного планирования и объединительную роль СКЮ (союза коммунистов Югославии), оба направления поддержали популистскую идею самоуправления. Дробление предприятий на более мелкие единицы самоуправления и снижение темпов экономического роста продолжилось. В это же время увеличивалась задолженность страны, росла инфляция и безработица. Попытка заменить централизованное планирование контрактным, при котором после добровольного заключения всеми единицами планов с поставщиками и будущими клиентами проводится их согласование с региональными и национальными целями, провалилась. Эгоизм самоуправляемых предприятий оказался сильней, что привело к отсутствию координации в федеральных планах 1976 -1980 гг. и 1981 -1985 гг.
В 80-х гг. самоуправление и взаимное банковское кредитование предприятий способствовали дальнейшему росту номинальной заработной платы и инфляции. После смерти в 1980 г. гаранта единства страны Тито начался политический кризис. Внешний долг составил в 1982 г. 20 млрд. долл., во второй половине 80-х гг. федеральные доходы составили всего лишь 6% от ВВП. В 1983 г. была упразднена система контрактного планирования. Появились новые либеральные идеи по усилению стихии в экономике: о плюрализме форм собственности, необходимости формирования рынка труда и капиталов, приватизации государственного сектора. Дальнейшее ослабление контроля за заработной платой, либерализация цен и девальвация динара в 1989 г. привели к галопирующей инфляции. По рекомендациям МВФ в 1990 г. началась шоковая терапия с полной либерализацией цен и импорта, с замораживанием зарплаты и с ограничительной денежной и бюджетной политикой. Динар становится конвертируемым и индексируется по марке ФРГ. Преодоление гиперинфляции сопровождалось спадом производства и ростом безработицы. В 1991 г. произошел распад федерации, и началась гражданская война, знаменовавшая крах системы, служившей примером для реформирования социализма в других странах. Польша Стратегией Герека, пришедшего к власти в Польше после Гомулки и отменившего повышение цен, становится повышение уровня жизни за счет роста инвестиций, стимулируемого импортом в технологической сфере, что вело к росту внешней задолженности. При нем в 1973 г. проводится политика концентрации предприятий вокруг «крупных экономических организаций» с повышением их самостоятельности в инвестировании производства и по установлению числа работающих, их заработной платы в зависимости от размеров прибыли. Эти меры привели к потере правительством контроля за развитием экономики, непомерному росту заработной платы и инфляции, спаду производства, товарным дефицитам и нормированному их распределению, росту внешней задолженности.
В 1980 г. начались забастовки. В качестве независимого профсоюза оформилось движение «Солидарность» и опять произошла смена политического руководства. Зарплата была вновь увеличена на 10%, а экономический кризис углубился. После вмешательства армии правительство объявило о повышении цен. Выступили профсоюзные лидеры с югославской идеей самоуправления. После этого на предприятиях стали возрождаться Советы, выбирающие директора и самостоятельно распределяющие свои дохода, что означало новую фазу инфляции. В 1982 г. розничные цены увеличились на 100%. Большим спросом пользовались гарантированные заказы со стороны обороны и блока СЭВ. Было провозглашено равенство государственного, частного и кооперативного секторов экономики и принят закон о банкротстве, который разрешил эмиссию облигаций государственными предприятиями и покупку ценных бумаг частными лицами. Посредством реализации принципа «трех С» (самостоятельность, самофинансирование и самоуправление) постепенно ликвидируется централизованное распределение инвестиций, государственная монополия внешней торговли, упраздняются отраслевые министерства и создаются коммерческие банки, которые могут стать акционерными. Валюту, получаемую от экспорта, разрешили продавать на аукционах. В 1983 -1987 гг. ежегодное повышение цен составляло 15-25 % и прошла серия девальваций злотого. Приток иностранных инвестиций в совместные предприятия уменьшился. В 1988 г. власть потеряла контроль за финансово-кредитной системой и платежным балансом. Инфляция достигла 60%. Кредит доверия народа на продолжение экономического кризиса получает «Солидарность», обвинившая партию в его причинах. В 1989 г. при новом правительстве цены растут на 35 -50% ежемесячно. Бальцерович, следуя рекомендациям МВФ, реализует программу «шоковой терапии», направленную на сдерживание инфляции. Ее мерами были: либерализация цен и внешней торговли, введение конвертируемости; сокращение субсидий и инвестиционных расходов для восстановления бюджетного равновесия; повышение учетной ставки для проведения ограничительной кредитной политики; сдерживание темпов роста заработной платы через механизм индексации и налоговых мер; «малая» приватизация торговли местными органами и «большая» приватизация государственных предприятий с их преобразованием в акционерные общества и раздачей специальных «бонов» всем гражданам для имитации «народного капитализма». Восстановление доверия к национальной валюте сопровождалось спадом производства ВВП на 12 % и промышленного производства на 25 %, падением реальной заработной платы и появлением безработицы более 1 млн. чел. В 1990 г. Польша имела большую внешнюю задолженность в 49 млрд. долл. Венгрия Книга Я. Корнаи «Дефицит», которая появилась в Венгрии в 1980 г., определила главные идеи дальнейшего реформирования экономики. Результатом дискуссий 80-х гг. стал вывод о необходимости формирования рынка капиталов и рынка труда. «Наивный» Корнаи, критикуя пионеров реформирования Бруса, Либермана и Шика за их желание успокоить бюрократию в проведении реформирования сверху, наверно, не полагал, что предлагаемое им радикальное реформирование социализма, также пойдет сверху для усиления власти бюрократии, использующей в своих интересах недовольство масс существующей системой. С мнением Корнаи, что причиной сохранения бюрократической преемственности является отсутствие рынка капиталов, согласился Брус. Рыночный социализм, как открытая система для стимулирования предпринимательства, завоевал господствующие позиции в идеологии всех бывших стран социализма.
В начале 80-х гг. в Венгрии вновь возвращаются к ориентации на мировые цены, к дроблению трестов, к поддержке частного сектора. Для облегчения вступления страны в МВФ в 1981 г. вместо трех валютных курсов форинта (официального, туристического и коммерческого) вводится единый курс. В 1984 г. используется идея самоуправления для развития у работников «чувства хозяина» и повышения самостоятельности избираемого директора в отношениях с администрацией. Предприятиям разрешили предоставлять кредиты друг другу или частным лицам. В 1987 г. появляется документ Л. Антала «Поворот и реформа», отстаивающий переход к регулируемой рыночной экономике как единственный выход их кризиса, где главным инструментом регулирования должно стать предложение денег. Партией формируется общественное согласие по вопросу перехода к рыночной экономике. Ограничивается ее роль и усиливается влияние парламента. Появляется двухуровневая банковская система, состоящая из центрального банка и коммерческих банков, облигации, акции, депозитные сертификаты, коммерческие векселя, изменяется налоговая система. К 1988 г. частный сектор охватил 40% сельскохозяйственного производства, 2/3 строительства нового жилья, 12% розничной торговли, 30% ресторанов, 10% грузового автопарка. В 1989 г. открывается граница с Австрией. Принят закон о предприятии, разрешивший гражданам основывать акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Закон об иностранных инвестициях предоставил гарантии по владению иностранцами венгерскими акционерными предприятиями. Закон о конверсии разрешил советам предприятий организовывать акционерные общества для их продажи венгерским и иностранным покупателям. В результате за 6 месяцев наиболее конкурентоспособные предприятия оказались под контролем иностранных предприятий или граждан, как правило, бывших менеджеров. В 1990 г. внешняя задолженность Венгрии составила 21 млрд. долл.
Чехословакия, ГДР, Болгария В 1971 - 1972 гг. Чехословакия вернулась к советской модели, и ее реформирование пошло параллельно процессам в СССР. В середине 70-х гг. из-за кризиса в западных странах и роста цен на импортируемое из СССР сырье усилился контроль центра и в ГДР. В 80-х гг. в Чехословакии ГДР, и Болгарии, как и в СССР, начинается «увлечение» организацией крупных комбинатов, позволяющих сэкономить на административных издержках и, как считалось, ускорить внедрение научно-технического прогресса. В этой связи организация комбинатов рассматривалась в качестве альтернативы радикальным реформам. Возросла роль договора в отношениях между центром и комбинатами. Началась децентрализация внешней торговли, позволяющая некоторым комбинатам оставлять часть валютных поступлений у себя. Однако их монополизм замедлил темпы технического прогресса и ухудшил конкурентоспособность товаров народного потребления. Рост цен обострил проблему дефицита товаров, вызвавшую к середине 80-х гг. политическую напряженность. С началом радикальных реформ в СССР страны-члены СЭВ приняли в 1987 г. решение о поэтапной перестройке многостороннего сотрудничества и интеграции. Все страны, включая СССР, взяли курс на либерализацию национальной экономики. В 1988 г. было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве ЕС с Венгрией, в 1989 г. – торговое соглашение ЕС с Чехословакией и соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве ЕС с Польшей. В конце 80-х гг. ЕС практически установило экономические отношения со всеми странами Восточной Европы, выбравшими курс на либерализацию национальной экономики и привлечение иностранных инвестиций. В 1990 г. создается экономический и денежный союз между ФРГ и ГДР. Был произведен обмен восточногерманских марок на марки ФРГ. Бюджетное финансирование объединения осуществляло ФРГ. Бундесбанк стал финансовой властью на всей территории, после чего образовался единый политический союз. Началась либерализация цен в бывшей ГДР. Завышенный курс обмена марок, предложение западных продуктов и сокращение торговли со странами бывшего блока СЭВ, а также повышение зарплаты снизили конкурентоспособность восточных предприятий и обострили проблему безработицы, достигшей на Востоке 2 млн. чел. Из-за плохого состояния инфраструктуры западные инвестиции не смогли компенсировать объем выпавших из оборота капиталов. После создания рынка капиталов началась приватизация и реституция - возвращение собственности бывшим владельцам. Все промышленные предприятия преобразовали в акционерные общества, контроль за которыми быстро перешел от скомпрометированной восточногерманской номенклатуры к западному бизнесу. К началу 90-х гг. у всех стран, имевших, как и СССР, централизованное управление экономикой, наблюдалось снижение темпов экономического роста, увеличение открытой или скрытой инфляции, рост внешнеторгового оборота и внешней задолженности. Рост влияния в этих странах монетаристских идей позволил получить МВФ кредит доверия у масс для либерализации их экономики и проведения жесткой денежно-кредитной политики с замораживанием зарплаты. Политика финансовой стабилизации сопровождается спадом производства, ростом безработицы, социального расслоения и коррупции в этих странах, ростом внешнеторгового оборота и внешней задолженности, девальвацией национальных валют по отношению к доллару, расплатой собственностью за внешние долги. Экономический кризис в Югославии вылился в политическую дезинтеграцию государства с перерастанием ее в гражданскую войну.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.189.115 (0.011 с.) |