Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Омншиыв принципы логопедической работы при открытой ринолалии 47
ми т.1х звуков). Например, при сочетании ринолалии и дизар-трии у ребенка язык при подъеме кверху резко уходит щ поиую сторону. Это значит, что правая сторона его мышц сла-fteti.повой. При слабости мышц правой стороны языка следует ироиодить соответствующие упражнения только для укреплении и развития мышечной силы правой половины языка. Для итого ребенку предлагают языком дотронуться до зубов с ле-мой стороны вверху и внизу, подпереть языком левую щеку, что дает нагрузку на мышцы правой стороны языка. 11 ри слабости левой стороны языка все указанные упраж-момия проводятся с учетом нагрузки на левую сторону. !)(|)фективными являются упражнения с преодолением со-иротивления. Например, при правосторонней слабости языки робенка просят высунуть язык и отвести его в левую сторону.!)тому отведению логопед препятствует шпателем, чтобы ужишчить нагрузку на мышцы правой стороны языка и т. д. Для улучшения произвольных движений языка, губ и иицоных мышц при артикуляции нужно рассказывать ре-Попку, где и как он должен дать то или иное напряжение мыши; и научить его «послушать» это напряжение, ощупать положение органов произношения, участвующих в данной артикуляции, запомнить это положение зрительно (пользу-rici. керкалом) и кинестетически. Для более четких ощущений можно помочь ребенку механически. Например, взять ним к в стерильную марлевую салфетку и произвести нужный уклад языка. 11 ри формировании артикуляционного праксиса необхо-димо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуляции. Для этого полезно использовать следующие приемы. II it пример, для формирования определенного артикуляционного уклада нужно переместить язык несколько в глубь ртп. Для этого механическим путем выдвигаются углы рта нш'род. И наоборот, при отодвигании углов рта в стороны иимк приближается вперед. У казанные приемы используются с обязательным привлечем ием зрительного контроля (работа перед зеркалом). () писанный способ получения правильных артикулем дает ноиможность подробно объяснить ребенку видимые стороны ирти куляции и тем самым воздействовать на невидимые. Это А. Г. Ипполитова помогает ребенку ощутить и осознать движение и соответствующее ему напряжение той или иной группы мышц и дифференцировать их между собой.
Таким образом, в предлагаемой системе логопедической работы используется специфическая гимнастика органов артикуляции (тренируются только те движения, которые необходимы для произнесения речевых звуков); вместе с тем предусматривается ряд дополнительных упражнений, способствующих развитию артикуляционного праксиса. Развитие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания. Все упражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обучением ротовому выдоху, т. е. служат приемом воспитания речевого дыхания и гимнастикой для речевого аппарата. Последовательность работы над звуками в подготовительном периоде Гласные звуки. Артику-лемы гласных звуков формируются в такой последовательности: а, э, о, ы, у, и, я, ё, е, ю (заканчивает эту последовательность полугласный звук й). Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответствующего гласного звука (а, э, о, у). Звук и позволяет проследить направление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга. Приводим рисунки для записи артикуляции того или иного звука, подчеркивающие, особенности артикулем (звуки а, э, о, у, и). Эти рисунки показывают направление вытягивания губ и подчеркивают, что напряжение в губных мышцах падает больше на верхнюю губу. Для звука ы напряжение мышц у крыльев носа, для и виновные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 49 Подчеркивается симметричное отведение углов рта в горизонтальном направлении. Длительность ротового выдоха схематически изображается длинным прочерком, а краткость его точкой (для й). Эти схемы можно выполнить из картона, что даст возможность ощупывать их (особенно при нарушении орального нриксиса и при сильном снижении зрения). Согласные звуки. После знакомства с артикулема-ми гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. 1'пбота над артикулемами гласных продолжается при шепотном их произнесении Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М., 1983. — С. 51—58.
И. И. Ермакова Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция Расстройство голоса при ринофонии и ринолалии многосторонне. Ведущим является изменение тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым. Расщелина нёба как анатомический дефект надставной трубы приводит к асимметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комплекса нёбо — гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная асимметрия мышц мягкого неба и глотки приводят с возрастом к функциональной асимметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулированным. Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двигательная дисфункция в сочетании с неправильным голосоведением провоцируют узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению, парез внутренних мышц гортани у 70—80% подростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания ослабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охриплость. Все перечисленные патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания и особенностями поведения людей, страдающих ринолалией или рино-фонией. В результате звучание голоса и механизм фонации при расщелинах нёба становятся настолько специфичными, что М. Зееман выделил голос при ринолалии в сажостоятельное Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 51 расстройство и назвал его «дисфония палатина» или «пала-тофония». Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное место занимает коррекция голоса в комплексе коррекцион-но-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии. Основные задачи этих мероприятий — нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения. К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроиз-ношения. После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление нёбно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного голосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функции гортани, если таковое уже имеется. Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на исправление фонетической стороны речи. Непосредственно голосовые упражнения начинаются на I этапе с постановки гласных фонем. На II этапе они продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в решении основной задачи — развитии подвижности нёбной занавески. Применение вокальных упражнений в обучении лиц с нёбно-глоточной недостаточностью и расщелинами нёба основано на тесной филогенетической и функциональной связи мягкого нёба и гортани. В норме при пении мышечный тонус нёбной занавески резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое нёбо рефлекторно поднимается и примыкает к задней стенке глотки.
Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать 52 ии- Ермакова рот, увеличивать силу звука. 1Методика проведения фонепе-дических упражнений и их последовательность при ринола-дии имеют ряд особенностей. На II этапе эти упражнение сводятся к пению гласных: вначале звуков а и э, через 2—-3 урока прибавляется о, еще через неделю и и последним у- При ежедневных занятиях сроки сокращаются. Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интервалы меньше двух тоноз, как правило, недоступны детям с ринолалиеи, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонозз, а новизна материала и ощущений и восприятие музыкальных тонов еще больше затрудняет слуховые дифференцировки. К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением гласных в диапазоне терцлаи первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края: начинают с пения а или э на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. При расслаблении нёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано. Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты нёба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие 3,5—4 тона. Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиления смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.240 (0.014 с.) |