Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности государственного развития Германии после Второй мировой войны. Конституция ФРГ 1949 г.
Принципы послевоенного устройства Германии были определены решениями Крым- ской (январь1945г.)и,главное, Потсдамской конференциями (июль-август1945г.)
государств-союзников (СССР, США и Великобритании). Они были поддержаны Францией и рядом других стран, находившихся в состоянии войны с Германией. Со - гласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено тота - литарное государство. В стране должны были последовательно проводиться дена- цификация, демилитаризация и демократизация. Дальнейшее решение«герман-
ского вопроса», включая подготовку мирного договора, отдавалось в руки Совета ми - нистров иностранных дел государств-союзников. 5 июня 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Гер - мании и об организации нового порядка управления. Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны,которые отдавалась под администрацию Великобритании (наи- большая по территории зона), США, СССР и Франции; совместному управлению под-
лежала столица – Берлин. Для решения общих вопросов образовался союзный Кон - трольный совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий,решения вкотором принимались бы по принципу единогласия. После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятель- ность политических партий демократического направления. В восточной зоне окку-
пации (СССР) доминирующей политической силой стали возродившиеся Социал-де-мократическая и Коммунистическая партии. Под давлением советской администрации и под руководством лидеров, находившихся в годы войны в СССР, они слились в Со- циалистическую единую партию Германии (апрель 1946 г.), поставившую целью установление в стране социалистического государства в духе революционного марк - сизма и при полном социальном переустройстве страны по советскому образцу. В ок-купационных зонах западных держав во главе политических процессов стала вновь образовавшаяся партия – Христианско-демократический союз (июнь 1945 г.); в Бава-рии аналогичным по направленности объединением стал Христианско-социальныйсоюз (январь 1946 г.). Эти партии стояли на платформе демократического республика-низма, создания общества социального рыночного хозяйства, основанного на частной собственности.
Расхождения политических курсов партий восточной и западной зон, очевидно вело к гражданскому противостоянию в стране. В условиях резкого расхождения военно-по - литических целей СССР и США в Европе, их позиций по поводу судьбы Германии такое противостояние вылилось бы в новую мировую войну. Поэтому ситуация пред - определила государственный раздел Германии, создание на территории бывшего рай - ха двух новых государств.
✓ Образование ФРГ и ГДР
В течение 1945 – 1948 гг. западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем военных властей возрождены местные предста- вительные органы – ландтаги и земельные правительства. Объединение англий- ской и американской зон оккупации (в т. н. Бизонию) в декабре 1946 г. подвело к фор-мированию объединенного органа власти и управления. Таким стал Экономический совет (май1947г.),избиравшийся ландтагами и полномочный принимать общие фи-нансово-экономические решения. В Бизонии оформился Совет земель – своего рода вторая правительственная палата, а также Верховный суд; по сути, функции цен - тральной администрации выполнял Административный совет, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель.
Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послево - енного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон. В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. на Лондонских конференциях 6стран-союзников(США,Великобритания,Франция,Бельгия,Нидер-
ланды, Люксембург)было принято политическое решение о создании особого Запад-ногерманского государства. В1948г.к Бизонии была присоединена французская зона оккупации (образовалась т.н. «Тризония»). 1 июля 1948 г. военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государ - ства. В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной за - падногерманской конституции. ФРГ охватила примерно 3/4 прежней территории страны. Суверенитет ее был ограни - ченным.
Параллельно шел процесс возрождения государственности в восточной зоне – но при доминирующем влиянии Советской военной администрации (СВАГ). СВАГ обла -
дала высшими законодательными и административными полномочиями в восточной части Германии. Под руководством СВАГ здесь было в первую очередь восстановлено местное самоуправление – краевые и земельные собрания (ландтаги). Влияние СЕПГ (Социалистическая Единая Партия Германии) в восточной зоне определило то,
что краевые и земельные собрания конституировались по советскому типу; выборы в них были проведены на принципах классовой демократии.
СЕПГ инициировала проведение масштабных экономических реформ, прежде всего аграрной и финансово-промышленной, которые на деле свелись к общей конфискации крупной и средней собственности прежних владельцев и перераспределении ее на со -
циалистических началах. В качестве единого общественно-политического органа сдекабря 1947 г. в восточной зоне стал функционировать Немецкий народный кон - гресс:он выполнял как бы представительские функции без точных государственныхполномочий. В мае 1949 г. 3-ий ННК утвердил разработанную СЕПГ конституцию демократически-советского типа. По сути,государственное обособление восточнойзоны было завершено. Официальное провозглашение образования восточного госу-дарства – Германской Демократической республики – состоялось 7 октября 1949 г. на сессии Немецкого народного совета, который объявил себя высшим органом государ - ственной власти(Временной народной палатой) и в течение ближайшего года провел основные конституирующие новое государство мероприятия.
✓ Боннская конституция 1949 года (Конституция ФРГ 1949 г.)
Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комис - сией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948 г. Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного федерализма, а также создание правовых гарантий против президентской узурпации власти сравнительно с тем, что было установлено в Веймарской конституции. Для принятия конституции был сформирован особый Парламентский совет – в составе 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представи - тельства (а также еще 5 делегатов Берлина). 8 мая 1949 г. большинством голосов (53:12) Совет принял конституцию ФРГ. Затем она была утверждена ландтагами зе -
мель (кроме Баварии), западными военными губернаторами, и 23мая1949г.Консти-туция ФРГ вступила в силу.
Конституция 1949 г. (146 ст.), названная также Боннской (по новой столице ФРГ), утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах стро - гого разделения властей и федерализма. По своему построению и по правовым принципам Конституция была в значительной степени прогрессивным документом, оказавшим большое влияние на развитие конституционного права в Новейшее время. Перспективной особенностью содержания Основного закона 1949 г. было то, что он номинально распространял свое действие и на граждан восточной зоны и адресо -
вался ко всему германскому народу в целях осуществления«единства и свободыГермании».
Конституция провозгласила ФРГ «демократическим, социальным и правовым го - сударством».
Конституция поставила во главу государственного строя основные права граждан. За гражданами закреплялись свободы совести и вероисповедания, мнений, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и выбора профессии. Гарантировалась свобода и неприкосновенность собственности.
Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом,имели свои конституции,своипредставительные и правительственные органы, свое законодательство (в установ -
ленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31).Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом.К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность.
Законодательная власть осуществлялась парламентом. Национальное представитель-ство – бундестаг – избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего прямого изби - рательного права (с 18 лет) на 4 года. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял бундесрат, –представительство федеративных земель,члены которого определялисьправительствами земель пропорционально количеству населения. Бундестаг и бундес - рат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий опре- деляющим было решение бундестага. Главой государства федерации считался президент. Он избирался особым федераль - ным собранием (депутаты бундестага и особые представители земель) на 5 лет.
Однако сравнительно с Веймарской конституцией полномочия президента были не - большими: он представлял ФРГ в международных отношениях, назначал и увольнял федеральных служащих и судей, вносил предложения о замещении поста федерально - го канцлера. Основной фигурой правительственной власти стал федеральный канц-
лер. Его избирал бундестаг,следуя партийному большинству. Он устанавливал ос- новные положения политики и нес за нее полную ответственность. Важным новым институтом власти стал Конституционный суд. Членов суда избира- ли поровну бундестаг и бундесрат. Конституционный суд выносил решения об объе- ме прав других органов власти соответственно конституции, по поводу споров земель, а главное – о конституционности или нет действий органов государственной власти или законодательных постановлений в отношении прав гражданина. Конституцион - ный суд был практически организован лишь в августе 1951 г.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.70 (0.029 с.) |