Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика видов коррекции по форме, направленности, характеру воздействия
По форме выделяют индивидуальную помощь, которая используется преимущественно в консультировании, при сочетании нескольких нарушений или в состоянии острого протекания расстройства, и групповую, ориентированную на решение проблем, связанных с нарушением коммуникативных функций, с затруднениями, возникающими при общении в лечебной логопедической группе, классе, семье. По направленности выделяют симптоматическую и каузальную (патогенетическую) помощь. Первая призвана устранить отдельные симптомы. В логопедической практике это обычно кратковременные курсы по коррекции познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), переживаний (чаще всего — логофобии) и отдельных поведенческих проблем. Вторая (причинная) помощь обычно рассчитана на более длительные сроки и направлена на факторы, вызвавшие отклонение. Она обычно используется в работе со взрослыми больными — при афазии, заикании, голосовых расстройствах — для глубинного личностного воздей-твия с целью преодоления и переработки психогенных причин заболеваний. По характеру воздействия выделяют директивную и недирективную психокоррекцию. При директивном характере воздействия психолог (психотерапевт) ставит перед группой конкретные дидактические задачи и решает их. Он принимает решения и активно управляет поведением больного, структурируя и организуя его. При недирективной помощи результат зависит преимущественно от готовности и способности больного к проработке собственных трудностей. Психолог как бы идет за ним, стимулируя осознание проблемы, помогая проанализировать и преодолеть ситуацию. Психологическую помощь в зависимости от используемых средств подразделяют на игровую, двигательную, телесную, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д. С учетом объекта воздействия помощь может быть семейная, нейропсихологическая, личностного роста и др. Рассматривая психокоррекцию как «доличностную» форму психологической помощи, направленную преимущественно на процессы и симптомы, а психотерапию — как помощь личности в трех ее проявлениях — ценностно-мотивационном, когнитивном и поведенческом, можно выделить в конкретной картине дефекта три основных симптомокомплекса, представленных в разной степени при разных расстройствах речи. Это психопатологические изменения личности органического происхождения (обычно при афазии), функциональные нарушения уровня невроза и комплекс переживаний по поводу речевого дефекта.
Потребность в психологической помощи зависит от возраста человека и характера речевого нарушения. В такой помощи обычно не нуждаются дети с нарушением произношения. При алалии и ринолалии требуется длительная медицинская, педагогическая и психологическая помощь, каждая из которых имеет свою специфику на разных этапах лечения. Афазия, потеря речи после удаления гортани свойственны, по большей части, людям зрелого возраста, и психологическая помощь им определяется возрастом и характером основного заболевания, вызвавшего расстройство речи (нарушение мозгового кровообращения или опухолевый процесс и т.д.). Как и любой процесс воздействия (педагогический, лечебный), психотерапия (психокоррекция) включает три обязательных компонента, тесно связанных между собой: диагностику, собственно лечебный процесс и оценку его эффективности. Диагностика позволяет наметить психотерапевтические мишени и выбрать средства воздействия на них. Чтобы процесс помощи не был «слепым», необходим текущий и результирующий контроль степени достижения поставленной цели. Оптимально, когда диагностику проводит сам психотерапевт, тем более что важную диагностическую информацию он получает во время психотерпевтических сессий. Показаниями для психологической помощи являются: а) отклонение от возрастной нормы тех или иных психических свойств (недостаточное внимание, память и т.д.); б) наличие психосоматического радикала в клинической картине дефекта (психогенный характер расстройства); в) наличие у субъекта с нарушением речи общеневротических проявлений (повышенной тревожности, депрессии, страхов и т.д.); г) специфические переживания по поводу своего дефекта. Цели психологической помощи — нормализация, по возможности, отдельных психических процессов, восстановление целостности личности и оптимизация механизмов психической адаптации, а также профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза.
При восстановлении или регулировании процесса коммуникации, нарушенного из-за дефекта речи, следует исходить из четырех ее функций: побудительной, эмотивной, информационной и фатической (контактной). Во внутренней картине дефекта они находят отражение в ином порядке в виде когнитивной (сенситивной и рациональной), эмоциональной и волевой составляющих, но, как и в акте коммуникации, волевая компонента (соответствующая побудительной функции) является центральной, так как определяет адаптивное или неадаптивное поведение страдающего человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.50 (0.007 с.) |