![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определяя сущность бюджета, его обычно рассматривают в трёх аспектах - экономическом, материальном и юридическом.
Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений в связи с формированием, распределением и использованием соответствующих централизованных денежных фондов. Именно в таких отношениях и проявляется сущность любого бюджета. Рассматриваемый в экономическом аспекте бюджет осуществляет распределительную и контрольную функции. Через распределительную функцию происходит накопление в руках государства (муниципального образования) денежных средств и их использование в целях удовлетворения общегосударственных (муниципальных) нужд. По бюджетным каналам осуществляется межотраслевое и межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов. Бюджетные отношения складываются у государства практически со всеми участниками общественного производства, с самыми широкими слоями населения. Суть контрольной функции бюджета состоит в том, что через информацию о движении бюджетных ресурсов, отражаемую в показателях бюджетных поступлений и расходных назначений, государство или иное публично-территориальное образование получает объективные сведения о происходящих в обществе экономических процессах и тем самым их контролирует. Определение бюджета, содержащееся в действующем законодательстве Российской Федерации, в известной степени учитывает материальный и экономический аспекты данной категории, а также факт раздельного существования государственных финансов и местных финансов (финансов муниципальных образований) в соответствии с общими началами современного российского конституционализма. В ст. 6 БК РФ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Из содержания ст. 14 - 16 БК РФ можно вывести ещё одно определение бюджета: Это - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации (федеральный бюджет), субъекта Федерации (региональный бюджет) или муниципального образования (местный бюджет). В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый в масштабах конкретного публично-территориального образования (государства, муниципального образования) и предназначенный для обеспечения выполнения задач, стоящих перед таким публично-территориальным образованием и осуществляемых им функций. Материальное содержание бюджета гарантирует существование соответствующего публично-территориального (государственного или муниципального) образования. Бюджетные ресурсы выступают в качестве материальной основы функционирования государственных органов и органов местного самоуправления.
Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и гарантировать бесперебойное функционирование государственного механизма, соблюдение законности и обеспечение правопорядка в обществе.
Наконец, в юридическом аспекте бюджет предстает как правовой акт, которым утверждается финансовый план публично-территориального образования на соответствующий период. Бюджет как правовой акт санкционирует совершение различных бюджетных операций, регламентирует деятельность участников бюджетных правоотношений. Рассматривая бюджет в правовом аспекте, следует отметить, что собственником бюджетных ресурсов на федеральном, региональном (субъекта Федерации) и муниципальном уровнях являются непосредственно сами государственные (Российская Федерация, ее субъекты) или муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения). Государственные органы и органы местного самоуправления в пределах закреплённой за ними компетенции распоряжаются средствами соответствующих бюджетов.
Лаптева: Определение понятия «бюджет» по мере его изучения представителями финансового права претерпевало различные изменения. 70 В современный период понятие «бюджет» обычно рассматривается в трех аспектах: материальном, экономическом и юридическом. В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении у публично-правовых образований, т. е. это централизованный фонд денежных средств, который концентрирует финансовые ресурсы, необходимые для осуществления задач и функций государства.
Между тем фактически материальное содержание бюджета динамично, поскольку постоянно изменяется объем концентрируемых в нем средств. Поэтому с экономической точки зрения используется в широком, узком, специальном. В широком значении оно включает денежные фонды «различных субъектов хозяйствования и государства», охватывая денежные средства индивидуальных предпринимателей. При употреблении понятия «финансы» в узком знамении предполагается включение в него денежных фондов «государства, его территориальных подразделений, предприятий, учреждений и организаций». Если имеются в виду денежные фонды только государства, то в этом случае понятие «финансы» употребляется в его специальном значении (Худяков А.И. Избр. труды по финансовому праву. С. 52 53). Бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и муниципальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления." Следовательно, понимание бюджета как фонда денежных средств соответствует статичному аспекту данного явления, а понимание бюджета как совокупности экономических отношений по образованию и расходованию денежных средств, отражает динамичный аспект этой категории. Правовая форма опосредует и организует одновременно и неправовую материю, что применительно бюджету означает облечение его в определенную материальную оболочку в виде финансово-планового акта, утверждаемого в особом порядке. Поэтому в правовом аспекте бюджет — это государственный акт, устанавливающий финансовый план государства. В юридической литературе, рассматривая бюджет с правовой точки зрения, отмечают следующие моменты: • это акт высшей юридической силы (утверждается представительными органами государственной власти или решением местного самоуправления и принимается в форме закона или решения местного самоуправления); • это финансовый план, который предусматривает доходы и расходы государства на определённый период времени, а именно: с 1 января по 31 декабря на очередной финансовый год.
2. Понятие бюджетной системы. Соотношение понятий «бюджетная система» и «бюджетное устройство».
Лаптева: В юридической литературе отсутствует единообразный подход к понятию «бюджетное устройство». Действующая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации обошла своим вниманием данное понятие; как следствие, эта важная финансово-правовая категория осталась законодательно неопределённой. Последнее, по мнению М.И. Пискотина, возможно, привело к некоторым композиционным огрехам, проявившимся в структуре БК РФ. В частности, речь идёт о том, что часть вторая БК РФ, названная «Бюджетная система Российской Федерации», начинается с раздела «Бюджетное устройство Российской Федерации», который, в свою очередь, открывается главой «Бюджетная система Российской Федерации» (гл. З).
Как правило, понятие «бюджетное устройство» раскрывается авторами в соотношении с понятием «бюджетная система». Например, Н.И. Химичева считает, что понятие «бюджетное устройство» адекватно понятию «бюджетная система». Понятие бюджетного устройства является родовым по отношению к иным базовым понятиям бюджетного права, включает в себя более «частные» понятия: «бюджетное право», «бюджетный процесс», «бюджетное регулирование» и др. (В.М. Родионова, Б.М.Сабанти). Понятие «бюджетная система» является непременным элементом понятия «бюджетное устройство». Как верно отметил А.И. Худяков, в общепринятом понимании слово устройство означает строение чего-либо. В этом смысле слово устройство всегда означает организованную определённым образом систему каких-либо компонентов, частей, деталей. Однако в любом устройстве его компоненты находятся во взаимном движении. Следовательно, для характеристики устройства необходимо не просто перечислить его компоненты (явление в статике), но и показать их взаимодействие (динамику). В связи с этим представляется, что бюджетное устройство должно включать в себя следующие элементы: 1) бюджетную систему (статика явления); 2) бюджетное регулирование (динамика явления). Крохина считает также: Структура БК даёт ошибочное основание считать понятие «бюджетная система» более ёмким, чем понятие «бюджетное устройство», поскольку часть вторая БК называется «Бюджетная система Российской Федерации», а входящий в неё разд. I, как уже отмечалось, — «Бюджетное устройство Российской Федерации». При этом он находится в одном ряду с другими разделами, выделенными из состава бюджетной системы РФ. В финансовом праве общепринято считать бюджетную систему составным элементом бюджетного устройства. Таким образом, бюджетное устройство — это организация бюджетной системы и принципы её построения. Крохина: Статья 6 БК устанавливает, что «бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Приэтом следуем иметь в виду, что внебюджетные фонды органично входят в финансовую систему, являясь её самостоятельным звеном.
• По своей структуре бюджетная система является четырехуровневой: — —первый уровень — федеральный бюджет; — —второй уровень — бюджеты субъектов РФ; — —третий уровень — бюджеты МСУ.
Бюджетное устройство в субъектах РФ — это организация бюджетной системы субъекта РФ и принципы ее построения. Бюджетная система субъекта РФ состоит из бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного и др.) и бюджетов муниципальных образований, входящих в со- став субъекта РФ. Бюджетное устройство в муниципальных образованиях — это организация бюджетной системы муниципальныхобразований и принципы её построения.В муниципальную бюджетную систему входят бюджетыгородов, внутригородских районов, сельских (поселковых)территориальных образований. Однако следует иметь в виду,что часто в составе муниципальных образований имеются другие муниципальные образования, например районы в городах, поэтому в составе бюджета города могут быть выделены сметы расходов внутригородских районов. Это относится и к другим видам муниципальных образований. Так, Закон Республики Адыгея от 31.03.2005 № 294 «О местномсамоуправлении» предусматривает возможность включения в бюджет муниципального образования в качестве составной части смет доходов и расходов отдельных населённыхпунктов (территорий), не являющихся муниципальными образованиями (п. 3 ст. 50). В Астраханской области, напротив, районы в городах имеют статус муниципальных образований, следовательно, муниципальная бюджетная система в рамках этого субъекта РФ, помимо государственного бюджета, включает бюджеты внутригородских районов (ЗаконАстраханской области от 07.07.2004 № 38/2004-0З «Об отдельных вопросах правового регулирования местного самоуправления в Астраханской области»). В основе бюджетной системы муниципальных образований лежат те же принципы, что и в основе бюджетного устройства РФ, а также принцип учёта местных особенностей и традиций.
3. Принципы бюджетной системы.
Саттарова: Статья 28 БК РФ закрепляет перечень принципов, на которых основано функционирование бюджетной системы Российской Федерации, т.е. в основе построения бюджетов всех уровней в единую систему лежат определенные исходные начала, идеи, отражающие специфику бюджетной деятельности как особого вида государственного управления. Это принципы: а) единства бюджетной системы Российской Федерации; б) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; в) самостоятельности бюджетов; г) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; д) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; е) сбалансированности бюджета; ж) результативности и эффективности использования бюджетных средств; з) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; и) прозрачности (открытости);
к) достоверности бюджета; л) адресности и целевого характера бюджетных средств; м) подведомственности расходов бюджетов; н) единства кассы.
Следует отметить, что перечень принципов бюджетной системы РФ, данный в ст. 28 БК РФ, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. Функционирование бюджетной системы на основе вышеуказанных принципов и бюджетной классификации образует бюджетное устройство Российской Федерации. Такой вывод следует из анализа структуры Бюджетного кодекса, в частности раздела первого части второй. Определения понятия "бюджетное устройство Российской Федерации" в Бюджетном кодексе не содержится, но законодатель включил в структуру раздела первого части второй три главы: "Бюджетная система Российской Федерации", "Бюджетная классификация Российской Федерации", "Принципы бюджетной системы Российской Федерации".
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.61.129 (0.03 с.) |