Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи воспитания в условиях интеграционных
Процессов Новыми тенденциями в образовательной политике современной России являются принятие идеи интеграции людей с ограниченными возможностями в массовую образовательную среду, а затем и в социальную жизнь и попытки ее реализации. Из этого следует приоритетность психолого-педагогической воспитательной помощи в освоении детьми с ограниченными возможностями самостоятельной жизнедеятельности в условиях интеграции. Достижение этой цели предполагает воспитательную деятельность в трех направлениях (Speck О., 2002). Первое направление — создание и поддержание единства и целостности личности растущего человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т.е. личностная интеграция. Психофизические дефекты и вызванные ими отклонения в развитии индивидуальным образом нарушают гармоничное взаимодействие психофизических структур человека. «Недостаточное восприятие затрудняет структурирование и познание действительности, когнитивная слабость препятствует внутренней переработке и включению в имеющиеся схемы... дистанцирующий, не прини-
мающий этого человека окружающий мир тормозит развитие его личности, построение собственной идентичности...»'. Соответственно воспитание предполагает формирование у ребенка с ограниченными возможностями: - приемлемой «^-концепции», индивидуальной идентичности; - оптимистических, позитивных установок и мотиваций; - уверенности в себе, в ситуациях своей повседневной жизни; - желания жить, учиться, общаться, взаимодействовать; - осведомленности и интереса к миру людей и миру вещей; - удовлетворительного физического самочувствия и эмоционального состояния. Другими словами, специальное воспитание должно быть направлено на то, чтобы помочь человеку (ребенку и взрослому) с ограниченными возможностями стремиться к достижению жизни в гармонии с самим собой. Физические и психические дефекты и их последствия влекут за собой нарушение социальных отношений. Возникает социальная дезинтеграция. Тот, кто не включен в окружающий социальный мир, не в состоянии сохранить и внутреннюю гармонию. Поэтому вторым направлением воспитательной деятельности является последовательное формирование и развитие социальных компетенций и навыков социального взаимодействия. Для этого необходимо ребенка, подростка в соответствии с имеющимися условиями и индивидуальными возможностями учить:
- общаться и взаимодействовать со Все более широким социальным окружением; - понимать нормы и правила социального поведения и следовать им; - владеть способами психологической защиты в случаях негативного опыта коммуникации и взаимодействия с окружающими; - осваивать различные социальные роли и предотвращать возможность вхождения в социальную роль «инвалида (по зрению, по слуху и т.д.)», «воспитанника специального коррекционного учреждения»; - участвовать в социальных группах по выбору (игровых, учебных, рабочих, рекреационных); - включаться и взаимодействовать с окружающими в социально-бытовых условиях, развивать в себе активную интеграционную личностную позицию; - по завершении школьного обучения поэтапно осваивать профессиональное включение; - посильно участвовать в культуре. Необходимо подчеркнуть важность воспитания активной интеграционной позиции у ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Доктор психологических наук, профессор А. В. Суворов (слепоглухой) пишет: «Став самоисследователем, я с особой остротой, вплоть до трагизма, констатировал, что окружающий мир ко мне не приспособлен, для меня, слепо-глухого, почти совсем не оборудован ни в каком отношении, кроме одного, впрочем, решающего — человечности отдельных его представителей. Это не мой мир. Это попросту чужой мир. Но другого не дано, и жить приходится в этом мире, а выжить в нем можно только с помощью других живущих в нем людей. Самоизоляция смерти подобна....Более того, другой мир не нужен. Нужно жить со здоровыми в их мире, постепенно вместе же превращая их мир также и в свой. Вместе со здоровыми внимательно и по возможности спокойно исследовать возникающие специфические трудности и вместе же со здоровыми искать пути их преодоления, а долг здоровых по отношению к инвалидам — не бросать их на произвол судьбы и не осчастливливать на свой страх и риск, все делая для них, — а помочь ориентироваться и совместными усилиями (обязательно совместными, в равноправном человеческом сотрудничестве) выпутываться из любых невзгод»1.
Третьим, не менее значимым, направлением воспитательной деятельности является формирование интеграционной готовности и интеграционной культуры у всех участников интеграционного процесса — других воспитанников, школьников и педагогов системы массового образования, родителей, администрации образовательных учреждений и широкого социального окружения. Эта работа складывается из следующих взаимосвязанных задач: - инициирование, налаживание и поддержание интеграционных контактов и практического сотрудничества в учебе, игре, в повседневной жизни, в труде и отдыхе; - представление и защита интересов людей с ограниченными возможностями, преодоление сегрегационных тенденций, если таковые возникают; - информирование широкой общественности о ситуации людей с нарушениями развития различных категорий, об их возможностях; дезавуирование негативных по своей сущности мифов об «инвалидах»; воспитание готовности к защите прав этих людей, к акциям солидарности в их поддержку; - влияние на планирование и реализацию образовательной и социальной политики в части соблюдения прав людей с ограниченными возможностями, в том числе и права жить и учиться вместе со всеми.
1 Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. — М.. 2003.-С. 191. 1 Суворов А. В. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухо-ты: автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1994. — С. 19.
Таким образом, речь идет о воспитании общества в целом. Для нашей страны это особенно трудная, хотя и выполнимая, задача. Социальный и нормативный плюрализм современной жизни требует реалистичного подхода к постановке и решению воспитательных задач в условиях интеграции. Необходимо учитывать негативные факторы, влияющие на интеграционный процесс, принимать во внимание то обстоятельство, что и образовательная, и социальная интеграция имеют свои границы, обусловленные как самим феноменом интеграции, так и объективными возможностями интегрируемых. Возникающие инициативы и инновации не должны ущемлять прав и ограничивать развитие детей, не имеющих нарушений в развитии. При планировании результатов воспитательной работы в условиях интеграции важно иметь в виду и данные 40-летнего зарубежного опыта, которые свидетельствуют, что даже при самом деликатном и разумном внедрении интеграционных идей в систему образования и проведении взвешенной воспитательной политики определенная часть общества тем не менее отказывается принимать эти идеи. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы цель и важнейшие задачи воспитания человека с ограниченными возможностями? 2. Какие воспитательные возможности предоставляет система специального образования? Охарактеризуйте их, взяв за основу периоды развития человека с ограниченными возможностями. 3. Что понимается под терминами «воспитание» и «обучение» в специальном образовании? Каковы их соотношение и взаимосвязи? 4. Охарактеризуйте содержание воспитания в специальном образовании по основным функциональным направлениям. Какие из них обладают наибольшей спецификой и почему?
5. Раскройте сущность общих и специальных принципов воспитания детей с ограниченными возможностями. 6. Подготовьте реферат, в котором раскрывалась бы сущность реализации принципа нормализации в организации воспитания ребенка с нарушением развития. 7. Опишите и проанализируйте свой опыт взаимодействия с людьми, имеющими ограничение возможностей жизнедеятельности. Какое воспитательное воздействие вы оказываете друг на друга? В чем это проявляется? 8. Расскажите о наиболее эффективных методах воспитания детей с ограниченными возможностями. Опишите имеющийся у вас опыт. 9. Какими, на ваш взгляд, могут быть методы «интеграционного воспитания» людей, окружающих человека с ограниченными возможностями, которые сказались бы положительно на повышении эффективности процесса интеграции? Литература для самостоятельной работы Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. — М., 2002. Беляева М.А., Кузнецов И. Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. — Екатеринбург, 2001. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. — М„ 2004. Зыкова Т. С, Хотеева Э. Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. — М., 2003. Логинова Е. Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной неостаточно-стью. - СПб., 2006. Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. — М., 2005. Мозговой В. М., Яковлева И. М, Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. — М., 2006. Основные направления и содержание обучения детей и подростов с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова / под ред. С.В.Андреевой. — Псков, 2000. Пенин Т.Н., КораблеваЛ.В., Пономарева З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. — СПб., 2006. Суворов А. В. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации сле-поглухоты: автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1994. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. — М., 2003. Глава 14
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.26 (0.018 с.) |