Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как субъект познания, общения и деятельности.
Основное содержание темы: понятие о языке и речи; речь и общение; виды речи; роль общения в становлении психики человека; основные стороны общения; вербальная и невербальная коммуникация; согласованность передачи информации по различным каналам в процессе общения.
Понятие о языке и речи Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего, интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Функции языка: хранение и передача общественно – исторического опыта; общение. Язык в действии – это речь. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание человека, взгляды, убеждения, чувства, воля, характер. С помощью речи все психические процессы становятся управляемыми, произвольными. Ф. Энгельс подчеркивал, что сначала труд, а затем и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. Человек стал человеком только благодаря труду и речи. Основной единицей языка является слово. «Из всех видов разрушительного оружия, которые способен придумать человек, самое ужасное и самое сильное – слово. Кинжалы и копья оставляют следы крови, стрелы видны на расстоянии. Яд можно вовремя обнаружить и избежать смерти. Слово же разрушает незаметно…». Недаром именно слово, алфавит считают одним из главных изобретений Библоса (П. Коэльо «Пятая гора»). Остановимся на основных свойствах речи. Содержательность характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего. Понятность обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям. Выразительность связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом. Действенность определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей. Функции речи: 1) в общении – коммуникация и экспрессия; коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена. 2) в мышлении – сигнализация и обобщение. Обобщение обусловлено тем, что каждое слово уже что-то обобщает и позволяет реализовываться мышлению. Через слово посредством сигнализации обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Членораздельность человеческой речи позволяет выразить с помощью звуков, слогов, слов, предложений безграничное число мыслей, намерений, чувств человека.
Физиологические основы речи Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, его тембр и т.д. Назовем основные группы механизмов речи: 1) механизм программирования речевого высказывания; 2) механизмы, связанные с переходом от плана программы к грамматической структуре предложения; 3) механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова; 4) механизм выбора звуков речи; 5) механизм, обеспечивающий реальное звучание. Виды речи. В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Она протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматических конструкций. Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая – речь, при которой активны в равной степени все ее участники. В диалогической речи большое значение имеют интонация, мимика и пантомимика говорящего. Эти выразительные средства делают речь понятной для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь значительно более завернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта ее – логическая связанность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря интонационным средствам, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа и т.п.
Речь письменная – речь посредством письменных знаков. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Развитие речи. Выделим основные аспекты развития речи детей: 1) развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Фонема – это самая маленькая часть языка. Фонематический слух – это способность к восприятию и дифференциации фонем (звуков) родного языка; 2) овладение словарным запасом: активный словарь; пассивный словарь; 3) овладение смысловой стороной речи (семантикой). Условия нормального, т.е. своевременного и правильного речевого развития ребенка: ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать достаточной психической активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение. Только тогда ребенок может постоянно усваивать новые понятия. Важен учет сензитивных периодов в развитии речи. Расстройство речи называется афазией.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.150.168 (0.007 с.) |