![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знания – это социальная форма и продукт отражения человеком действительности в познавательных действиях.
Философское знание отличается максимальной общностью, высшейстепенью абстрактности, системностью, логикой, методологической и мировоззренческой значимостью. Уровни организации знания: · Знания как информация об объективном мире природы и общества. · Знания о внутреннем, духовном мире человека, самопознание. · Знания о целях и теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.
Существует две классификации форм познания: 1. В рамках первой различают: a. духовно-практическую форму познавательной деятельности (обыденное познание или здравый смысл) b. духовно-теоритическую форму познавательной деятельности (духовное производство). 2. Вторая классификация: a. мифологическое; b. религиозное; c. образно-художественное; d. философское; e. научное. Познавательная деятельность неразрывно связана со знанием, волей, памятью, эмоциям. Она включает убеждения, веру, ошибки, сомнения. Главное в познавательной деятельности – адекватное воспроизведение субъектом основных характеристик действительности.
Специальные области философии, изучающие процесс познания: Эпистемология – философская дисциплина, в которой изучается знание как таковое, его строение, структура, развитие.
Гносеология – теория познания (gnosis – знание). Гносеология выявляет общие и необходимые закономерности в познавательной деятельности. Центральным вопросом классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира.
Основные направления: Ø гносеологический оптимизм (Аристотель, Бэкон, Спиноза, Гегель, Маркс, Энгельс); Ø гносеологический пессимизм. Всегда в той или иной мере ограничивыает познавательные возможности человека: ü агностицизм ü эмпиризм ü скептицизм Агностицизм («а» – отрицание, gnosis – знание) – мир объектов принципиально непознаваем. Человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. И. Кант – наиболее известный представитель агностицизма. И. Кант утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Агностицизм И. Канта объявляет доступной познанию лишь сферу явлений. Скептицизм обосновал древнегреческий философ Пиррон в 4 веке до нашей эры. Познавательные способности человеческого разума подвергались сомнению. Представители античного скептицизма – Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик.
Эмпиризм признает чувственный опыт определяющим источником наших знаний. Представители идеалистического эмпиризма: Д. Юм, Дж. Беркли. Представители материалистического эмпиризма: Т. Гоббс, Дж. Локк.
В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии. Эпистемология рассматривает вопросы природы знания, его различных видов, закономерностей развития. Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека.
Процесс познания предполагает наличие двух сторон: ¨ познающего человека – субъект познания; ¨ познавательного предмета – объект познания.
Основные интерпретации субъекта и объекта познания: ü Наивно реалистическая теория познания (Ламетри, Гольбах, Дидро, Фейербах). Субъект познания трактуется как биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы. ü Программа идеалистического эмпиризма. (Юм, Беркли, Авенариус). Субъект познания рассматривается как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия. представления). ü Программа трансцендщентальной гносеологии. Впервые разработана Кантом в 18 веке. Субъект понимается Кантом как чистое доопытное сознание. В структуре субъекта выделяются априорные (предшествующие познанию) формы познавательной деятельности. ü Социокультурная программа. Гегель, марксизм. Субъект познания трактуется как социально исторический субъект, как результат социально-исторического опыта людей, накопленного в процессе познавательной деятельности. ü Программы постклассической гносеологии: Ø экзистенциально-феноменологическая § биопсихиологическая; § аналитическая; § герменевтическая.
Каждая программа по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения к миру.
Особенности постклассической гносеологии:
ü отказ от принципа S O оппозиции; ü акцент на анализе вопросов субъектности; ü переосмысление проблемы истины в познании, замена ее концептуальными когерентными (согласованными) программами; ü исследование прагматических функции языка и речи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.55 (0.007 с.) |