![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурологическая концепция суперсистем П.Сорокина.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) является основоположником русской и американской социологических школ и автором одной из наиболее уникальных и оригинальных культурологических концепций 20 в. Он начинал свою научную деятельность в России, но в 1922 г. был выслан из родной страны, профессор Гарвардского университета. В 1937-1941 гг. в США были изданы 4 тома его фундаментальной работы «Социальная и культурная динамика», в которой он предложил принципиально новую теорию культурного процесса, существенно отличающуюся от концепций Данилевского, Шпенглера и Тойнби. Его предшественники описывали культуры, исходя из представления, что каждая из них уникальна и неповторима. Сорокин же, не отрицая своеобразия культур, попытался найти общие черты не только в их исторической судьбе, но и в их содержании. Сорокин выдвигал теорию духовной элиты как ведущей силы общества и подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. Ведущими факторами культурного развития, по мнению Сорокина, является врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы. Для него история человечества – это единство различных культурных систем. Он делает акцент на том, что каждая культура неповторима и своеобразна, но вместе с тем подчеркивает, что существуют черты, присущие всем культурам. В зависимости от характера доминирующей ценности (а ценность, по его глубокому убеждению, основа и фундамент всякой культуры) Сорокин делит культуры на 3 типа: идеациональные (умозрительные), идеалистические (промежуточные) и сенсетивные (чувственные), которые образуют 3 суперсистемы. Суперсистемы – органично сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и различающиеся в зависимости от верховных ценностей. Две – противоположные друг другу – идеациональную и сенсетивную (или чувственную) и третью – смешанную, промежуточную между ними – идеалистическую. В «чистом виде» в конкретном обществе эти суперсистемы никогда полностью не реализуются. - в основе идеациональной (идеационной) культуры лежит принцип сверхчувственности и сверхразумности Бога. Он является единственной ценностью и реальностью. К такому типу культур относят культуру брахманской Индии, буддийскую культуру, греческую культуру 8 – 6 вв. до н.э., а также культуру Средневековья с 6 до конца 12 в. Такая культура символична, религиозна. Ее героями становятся божества, ангелы, святые, грешники. Личности отдельного человека уделяется мало внимания. Все направлено на то, чтобы приблизить верующего к Богу;
- сенсетивная (чувственная) культура – антипод идеациональной. Она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме 3 в. до н.э. – 4 в. н.э. С 15 века этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе, включая и 20 век. Она ориентирует людей на достижение благополучия в этом мире. Сенсетивная культура практична и утилитарна. Потребности и стремления людей носят главным образом материальный, физический характер. Способ их удовлетворения – приспособление и эксплуатация внешней среды. Опорой познания действительности служит чувственный опыт. Средствами получения и проверки истинных знаний считаются наблюдение, эксперимент, измерение, логика. - к идеалистической культуре относятся культура Западной Европы 13-14 вв. – эпохи зарождения Ренессанса и греческая культура 5-4 вв. до н.э.- «золотого века» античной культуры. Она является промежуточной между идеациональной и сенсетивной, так как ее ценности принадлежат как Небу, так и Земле. Это культура чувственных, возвышенных и самых благородных побуждений. Считается, что нормальному человеку свойственно стремление удовлетворить как духовные, так и материальные потребности, но духовные ценности рассматриваются в качестве высших по сравнению с материальными. Опираясь на огромный фактический и статистический материал, Сорокин приходит к выводу, что в истории наблюдается циклическая смена доминирующих культурных суперсистем в последовательности: - идеациональная – идеалистическая – сенсетивная – Причины гибели и смены культурных систем, по Сорокину, кроются в них самих, а не во внешних воздействиях. Каждая система ограничена и имеет свои пределы развития. Но Сорокин был убежден, что «смерть» культуры не имеет тотального, необратимого характера. Пока жив человек, культура не погибнет. Суперсистемы – фазы исторического кругооборота. По Сорокину, на смену господствующей сегодня сенсетивной суперсистеме должен прийти идеациональный тип культуры.
Основание для оценки настоящего и будущего европейской цивилизации Сорокину дает изучение исторического прошлого. Уже около 6 столетий продолжается господство сенсетивной культуры в западном мире. Это было время интенсивного, быстрого и плодотворного развития науки, техники, экономики, философии, искусства. Однако, сенсетивная эпоха подходит к своему завершению. Согласно предложенной Сорокиным схеме культурно-исторического процесса, вслед за эрой господства сенсетивной культуры наступает эра культуры идеационной. Речь должна идти не о гибели западной цивилизации (по Шпенглеру), а о закономерной смене ее устаревшей формы на новую. Сорокин не брался пророчествовать о том, какой будет идеационная культура будущего, но он полагал, что уже сегодня надо искать новые пути преобразования общества и, главное, самой души человека. Таким образом, идея грядущего восхода культуры соединялась у него с идеей духовного совершенствования человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.63.134 (0.005 с.) |