Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ментальность и формы поведения в средневековом обществе. Роль конфессионального фактора.
В период раннего средневековья зародились строй мышления особенности чувственного восприятия мира, проблемы и темы культуры, которые в будущем формировали и наполняли содержанием структуры средневековой ментальности и чувствования. Ментальная модель в это время охватывала одновременно видение мира, свойственное воинам, и вместе с тем предполагала упрощенный дуализм, оппозицию двух противоположностей. Вся духовная жизнь людей Средневековья концентрировалась вокруг противостояния добра и зла, добродетелей и пороков, души и тела, огромную роль в этом играл религиозный аспект. Рядом с этой ментальностью и эмоциональным восприятием мира, в основе которых лежало магическое, зарождалась и развивалась новая система мировосприятия, особенно в городах и через города, поскольку эволюция там происходила быстрее. Изменения чувствовались уже в ХП в., а в ХIП они, можно считать, одержали верх. В средневековом обществе часто в одном и том же человеке две системы мышления, магическая и научная, не только сосуществовали, но и вмещались одна в другую: в старую систему все больше проникала новая и постепенно подтачивала ее, создавая внутреннее напряжение, нарушая связность и последовательность представлений. Первым новшеством, которое появилось в XII в. в этой области, была разработка нового ментального «оснащения». Ее осуществляли люди, которые преподавали в городских школах, становившихся университетами. Исходной точкой в формировании этой ментальной «оснастки» служил материальный предмет - книга. Традиционное общество, в котором очень велика была роль слухов, устной передачи информации, медленно приучалось если не читать, то, во всяком случае, использовать письменное слово точно так же, как в экономической жизни оно привыкало иметь дело с деньгами. Средневековая культура была культурой жестов. Все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и воплощались в них. Еще большую социальную значимость имела одежда. Она' точно указывала на социальную категорию, была настоящей униформой. Последним проявлением социальной дифференциации был дом. Крестьянский дом строился из самана или из дерева, если и употреблялся камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из одной комнаты и не имел другого дымохода, кроме дыры в потолке. Бедно обставленный и оснащенный, он не привязывал к себе крестьянина. Убожество дома способствовало мобильности средневекового крестьянина. Города тоже состояли еще главным образом из деревянных домов. Они становились легкой добычей пожаров. Огонь был тяжелым бедствием Средневековья. Другое дело - богатые. Укрепленные замки были символом безопасности, мощи, престижа. Культура средневековья в целом имела противоречивый характер. Унаследовавшая многие элементы античности, она стала трансформировать их через крестьянское мировоззрение. Развитие городской, народной, светской, рыцарской культуры стало постепенно в XI-XIII вв. Подрывать церковную монополию в духовной жизни общества. Достижения средневековой культуры стали благодатной почвой для развития культуры эпохи Возрождения. 22. Социальная история семьи в Зап. Европе в средние века и новое время. Историческая типология семьи. Становление нуклеарной семьи и изменение в семейных отношениях в Европы Нового времени. Брак в средневековой Западной Европе сводился в своем смысле к экономической и демографической ячейке общества, он не имел никакого духовного значения, и любовь и в духовном, и в душевном своем смысле с браком на теоретическом уровне не связывалась. Как это ни парадоксально, единственный смысл любви, который имел отношение к браку - чистая телесная сексуальность, которая признавалась безусловным грехом, терпимым только ради продолжения рода. Весьма показательна в этом смысле возникшая в Западной церкви практика целибата для всех священнослужителей. В то же время это ригористическое отношение к браку в церковной идеологии Запада вполне мирно сочеталось с языческими народными обычаями и традициями, которые как в повседневности, так и тем более на праздничных карнавалах допускали большую вольность нравов.
Культурная революция XVI - XVIII веков, заложившая фундамент новоевропейской культуры, нашла свое отражение и в семейном быте человека. Это изменение мировоззренческой парадигмы не могло пройти бесследно для наиболее интимного бытийного лона человека - для семьи, оно не могло не выразиться в формировании некоего принципиально нового культурно-исторического типа семьи и брака. С одной стороны Новое Время - это, несмотря ни на что, все-таки христианская культура, и христианский идеал семьи остается здесь определяющим. Так или иначе, в Новое Время сохраняется понимание брака как явления, имеющего отношение не только к земной жизни, но и к вечности, имеющего значение не только хозяйственное, но и нравственно-религиозное. Сохраняется, безусловно, и идеал моногамии. Но с другой стороны, очевидно, что эти идеи в Новое Время претерпевают весьма ощутимый кризис и деформацию. Способ выражения этой деформации различен в католической и в протестантской культурах, но, по большому, счету характер, направление и результаты ее одни и те же во всем Западном мире. Со временем происходит десакрализация брака, радикальная переоценка ценностей в семье, связанная, в первую очередь с понятиями "равенства" мужчины и женщины, на смену расширенной семьи приходит нуклеарная. Нуклеа́рная семья́ (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми).
23. Социализация личности: содержание, характеристика основных этапов. Агенты социализации. Этап детства в социализации личности. Детство в соц. истории. Социализация - это процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, способов взаимодействия и деятельности, принятых в данном обществе. Социализацию можно подразделить на два основных этапа: первичную социализацию (социализация детства до начала социальной зрелости); вторичную социализацию – процесс, который вводит социализированного индивида в другие сектора общества (проф. группа, армия). Первичная социализация – это сфера межличностных отношений, вторичная – социальных отношений. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурам и нормам и освоение социальных ролей. Агенты первичной социализации – родители, члены семьи, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации – представители администрации учебного заведения, армии, предприятия, органов управления, церкви, СМИ. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций, а агенты вторичной социализации – только одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаков. Агенты первичной социализации часто взаимозаменимы, а вторичной нет. Агенты вторичной социализации часто получают деньги за выполнение своей роли. Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. Многие психологи и социологи подчеркивают, что социализация детей формирует ценностные ориентиры и оказывает наиболее сильное влияние на становление личности в то время, как социализация взрослых изменяет внешнее поведение, Взрослые оценивают норму; дети способны только осваивать их. Роль первичной социализации очень велика и ее отсутствие в раннем возрасте не может быть (или почти не может) компенсировано позднее. Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации, либо выбрать асоциальное положение. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Социология детства — отрасль социологии, объясняющая специфические конкретные действия, процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники. Объект её — детство как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения. Предметом изучения являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, регулирующие соответствующие роли, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в интересах детей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.51 (0.006 с.) |