Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды осмотра при расследовании дел о пожарахСтр 1 из 57Следующая ⇒
Любой следственный осмотр, в том числе и осмотр места пожара, подразделяется на следующие виды: - основной и дополнительный; - первоначальный и повторный. Дополнительный осмотр проводится, когда в ходе дальнейшего расследования устанавливается, что отдельные объекты на месте происшествия не осмотрены или осмотрены недостаточно внимательно. В ходе дополнительного осмотра исследуются только те объекты, для обнаружения и фиксации которых он был предусмотрен, в полном объёме осмотр не проводится. При расследовании пожаров дополнительный осмотр может использоваться в следующих случаях: - для осмотра объектов, находящихся вне зоны горения и не осмотренных при первоначальном осмотре, но могущих иметь отношение к причине пожара; - если некоторые объекты были осмотрены не настолько тщательно, как потребовалось в дальнейшем; - в целях изъятия отдельных предметов, проб веществ, материалов, когда необходимость в этом возникает уже после проведения первоначального осмотра; - в других подобных ситуациях. Повторный осмотр проводится, когда первоначальный осмотр: - осуществлялся в неблагоприятных условиях (погодных, недостаточном освещении и т. п.), затрудняющих обнаружение и фиксацию признаков, позволяющих установить необходимые обстоятельства происшествия; - проведен некачественно, поверхностно, без привлечения специалистов (если это было необходимо); - проводился, когда не были выяснены обстоятельства, связанные с необходимостью расширить границы осмотра, поиска каких-либо предметов, веществ, материалов. При повторном осмотре место происшествия подвергается полномуисследованию. Дополнительный и повторный осмотры фиксируются самостоятельными протоколами. В зависимости от исследуемого объекта осмотр, в соответствии со ст. 176 УПК РФ, разделяется на следующие виды: - осмотр места происшествия; - местности; - жилища или иного помещения; - предметов; - документов. Отдельными видами следственного осмотра являются осмотр трупа (ст. 178 УПК РФ) и осмотр тела человека (освидетельствование, ст. 179 УПК РФ). Осмотр места пожара является, как правило, комбинацией осмотра места происшествия с другими видами осмотра, например: - осмотра места происшествия, местности, предметов и документов;
- осмотра места происшествия и предметов и т. д. Процессуальные требования к этим видам осмотра одинаковы, за исключением осмотра жилища (см. разд. 1.3). 1.3. Правовые требования Основания проведения осмотра места пожара Основание, цели и порядок производства любого вида осмотра регламентируется статьями 176, 177 УПК РФ. Юридическим основанием проведения осмотра места пожара являются: - рассмотрение сообщения о преступлении, связанном с пожаром (проведение проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ); - наличие в связи с пожаром возбужденного уголовного дела. Фактическим основанием проведения осмотра является необходимость выяснить и процессуально закрепить обстановку места происшествия (пожара). Таким образом, проведение осмотра места пожара будет законным только после получения в установленной УПК РФ процессуальной форме сообщения о преступлении (заявления о преступлении, явки с повинной, рапорта об обнаружении признаков преступления) или возбуждения уголовного дела. УПК РФ, введённый в действие с 01.07.2002 г., в целях защиты конституционных прав граждан предусматривает определенные ограничения на проведение осмотра. Так, ч. 4 ст. 164 УПК РФ устанавливает, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз, иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья, участвующих в нём лиц. Статья 165 УПК РФ определяет случаи и порядок получения судебного разрешения на производство следственного действия (до 1 января 2004 г. данный вопрос разрешал надзирающий прокурор). В частности, если лица, проживающие в жилище, возражают против его осмотра, необходимо возбудить перед судом с согласия прокурора соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление (форма постановления утверждена приложением 83 к УПК РФ) (Закон Российской Федерации от 04.07.2003 г. № 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"). Постановление должно мотивированно излагать причины необходимости проведения осмотра жилища. До 01.01.2004 г. вместо постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства осмотра жилища выносилось постановление о производстве осмотра жилища, согласованное с прокурором. Форма указанного постановления утверждена Приложением 82 к УПК РФ [7].
Возражение против проведения осмотра жилища должно быть документально зафиксировано. Форма отказа от осмотра законом не регламентирована, поэтому наиболее предпочтителен вариант, когда проживающие лица самостоятельно, в письменном виде, заявляют об отсутствии своего согласия на осуществление осмотра. В случае если указанные лица возражают против осмотра и при этом отказываются как-либо это оформлять документально, следует пригласить понятых и составить акт об отсутствии согласия на осмотр жилища проживающих в нём лиц. Акт составляется в произвольной форме, но должен иметь необходимые реквизиты: - время, место, должность, фамилия, инициалы сотрудника ГПС; - Ф.И.О. понятых, а также проживающих в жилище (если данные их установлены); - подписи должностного лица ГПС и понятых. В акте указываются юридические и фактические основания проведения осмотра (см. выше) и отражается факт отказа от проведения осмотра. Не позднее чем через 24 ч с момента поступления в суд ходатайства оно рассматривается с вынесением постановления о разрешении производства или об отказе в производстве осмотра с указанием мотивов отказа. В исключительных случаях осмотр может быть произведён и без получения судебного решения на основании постановления о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства. Форма постановления утверждена Приложением 84 к УПК РФ [7]. При этом в течение 24 ч с момента начала производства осмотра об этом уведомляется судья и прокурор. К уведомлению прилагаются копии постановлений о производстве осмотра и протокола осмотра. Форма уведомленияутверждена Приложением 85 к УПК РФ [7]. Судья в 24-часовой срок проверяет законность произведённого осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае признания осмотра незаконным все полученные в ходе осмотра доказательства (протокол осмотра, изъятые предметы, информация, зафиксированная с помощью технических средств и т.п.) признаются недопустимыми (незаконными), не имеющими юридической силы. Подчеркнём, что указанный выше порядок принудительного осмотра жилища применим не только в случае, когда уже возбуждено уголовное дело, но и на стадии предварительной проверки. В ситуации, когда проживающие в жилище лица не возражают против проведения его осмотра, следует сделать об этом запись в протоколе осмотра, например, в графе, где указываются участвующие лица. В других случаях (т.е. осмотре любого иного объекта, кроме жилища) принуждение недопустимо. Например, если руководитель предприятия, учреждения, организации возражает против проведения осмотра и не пускает на место пожара сотрудников ГПС, производство осмотра будет незаконным. В случае необходимости осмотра выходом из создавшегося положения может быть (при наличии соответствующих оснований) производство обыска в порядке ст. 182 УПК РФ. Основанием производства обыска, в соответствии со ст. 182 УПК РФ, является "наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела". На месте преступления, связанного с пожаром, могут быть орудия преступления и иные предметы, имеющие значение для дела. Однако нельзя забывать, что производство обыска возможно только при наличии возбужденного уголовного дела. В этом случае проведение обыска позволит изучить и закрепить обстановку, осуществить поиск и изъятие предметов, веществ, материалов, необходимых для установления истины, т. е. фактически достичь целей осмотра. Формы процессуальных документов, фиксирующих производство указанных действий, утверждены следующими приложениями к УПК РФ: протокола осмотра места происшествия - приложением 4, протокола осмотра жилища, иного помещения, местности - приложением 86, постановления о производстве обыска - приложением 77, протокола обыска - приложением 80 [7],
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.87.250 (0.007 с.) |