Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковь прихода в первой половине XVIII В.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Выводы
Основные строительные этапы: Созданию каменной церкви по проекту Ю.М. Фельтена предшествовали две деревянные лютеранские церкви, находившиеся на том же месте: перевезенная с «Мытного двора» крестообразная в плане церковь, и сменившая ее в 1734 - 1738 гг. фахверковая восьмиугольная церковь. (предположительно по проекту П.М. Еропкина). В 1775 – 1779 гг. возведена каменная лютеранская церковь по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Строительством руководил архитектор Дж. Руска. Церковь оформлена в стиле раннего классицизма. Ее характерная особенность – наличие полукруглого портика, окруженного ионической колоннадой со стороны северного фасада, и равнозначное по пластичности и выразительности оформление южного фасада, с ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном. Алтарная часть находилась в южной части здания, а через полукруглый портик был устроен вход в церковь. К алтарю примыкали два боковых служебных помещения. В зале была устроена двухъярусная галерея. Орган первоначально находился на верхнем ярусе галереи у северной стены зала. Центральный круглый вестибюль входа был расположен под барабаном главы, за стеной северного фасада портика-ротонды. На галерею поднимались по боковым лестницам, расположенным по сторонам от круглого в плане помещения вестибюля. В 1867 году по проекту архитектора П.П. Меркулова к южной части храма сделана пристройка – 2-х этажная в средней части с примыкающими одноэтажными помещениями. Центральный ризалит пристройки повторял мотивы предшествующего фасада по проекту Ю.М. Фельтена, боковые пониженные части - рустованные, с небольшими окнами. В плане пристройка представляла собой два разных по функции помещения. Западная угловая часть была связана проходом со служебным помещением у алтаря, а центральная 2-х этажная часть, соединенная с восточной пониженной пристройкой, была полностью изолирована от первоначальной церкви. Документы позволили уточнить назначение пристройки – в ней находилась покойницкая. После приобретения значительного по величине органа в 1894 году интерьер зала был реконструирован: над алтарем возведен второй ярус для помещения органа. Следующая по времени реконструкция – приспособление церкви под кинотеатр по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Л.С. Косвена в 1939 году.
Для организации входа со стороны Кирочной (в то время ул. Салтыкова-Щедрина) сделана пристройка тамбура к центральному ризалиту исторического фасада (1867 г.) на одну ось по боковому фасаду. Фасад пристроенного помещения тамбура входа и надстроенного в угловых частях вестибюля оформлен в стиле исторического здания по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Основное содержание реконструкций конца XIX - 1930-х годов сводится к перепланировкам в южной части здания с организацией входа с южного фасада (вместо первоначального входа со стороны северной полуротонды) и строительством южной парадной лестницы на второй ярус. В ходе этой реконструкции исторический фасад ризалита (пристроенная в 1867 году часть) прорезан 3-мя дверями вместо существовавшего ранее одного центрального входа. Пониженные одноэтажные боковые части, пристроенные к основному объему в 1867 году, надстраивались до общего уровня 2-го этажа. Изменялась планировочное и конструктивное решение предыдущей пристройки к церкви (1867 г.) Центральное и боковые помещения объединялись и расширялись за счет присоединения примыкавших к ним со стороны боковых фасадов помещений тамбуров входов. Капитальные стены между объединенными помещениями заменялись перегородками (Центральный ризалит и боковые помещения) или растесывались (стена первоначального ризалита и боковых помещений у алтаря). В качестве несущей конструкции использованы устроенные заново или на месте исторических поперечных и продольных несущих стен, колонны (по образцу исторических). Авторство и датировка этого периода строительства к настоящему моменту не установлены, и нуждаются в дальнейшем исследовании. В 1966 – 1971 гг. кинотеатр реконструировался по проекту группы авторов института «Гипротеатр» «Акустическое благоустройство и интерьеры верхнего фойе». Незначительным переделкам подверглись помещения зала и фойе. По проекту 1979 – 1981 гг. восстановлена северная ограда церкви. 6 декабря 2002 здание сильно пострадало от пожара, в апреле 2004 передано лютеранской общине. В результате пожара выгорел и обрушился купол барабана, разрушениям подверглась крыша.
В 2008 году создан проект восстановления церкви. К настоящему времени объем церкви восстановлен, ее фасады отреставрированы.
Церковь прихода в первой половине XVIII в.
Приходская лютеранская церковь св. Анны считается первым лютеранских храмом Санкт-Петербурга. Свою историю приход ведет от построенной в 1704 году на территории Петропавловской крепости кирхи, которая находилась неподалеку от деревянной православной церкви святых ап. Петра и Павла[1]. Об этой кирхе сообщает анонимный немецкий автор, опубликовавший свои заметки в Лейпциге в 1713 г. под криптонимом Н. G.: «Посреди крепости проходит выведенный из реки канал, с тем, чтобы люди в крепости никогда не ощущали недостатка в воде, — сообщает немецкий путешественник. — Посреди крепости, у самого канала, стоит маленькая, но красивая русская церковь из дерева, с красивой остроконечной башней в голландском стиле <...> Неподалеку оттуда в ряду домов, стоящих у канала, находится лютеранская церковь, а также простой деревянный дом коменданта». Первым пастором кирхи, выстроенной в Петропавловской крепости, был Иоганн Мюллер. Об этом упоминал Юст Юль — датский посланник при дворе Петра I[2]. Позже лютеранскую церковь перевели ближе к Мытному двору. «Старейшая лютеранская церковь столицы, находившаяся на Петербургском острове, на Мытном дворе, напротив кронверка крепости, недалеко от Татарской слободы»[3], - сообщает Г. фон Реймерс. В 1722 году эта церковь переведена на Пушечный (Литейный) двор, где с 1719 года существовала лютеранская община, основанная полевым священником при дивизионе генерал-майора Бонна Иоганном Леонардом Шаттнером,.[4] На учрежденном императором Петром I в 1711 для отливки пушек Литейном (Пушечном) дворе служило много немцев-лютеран. Община не имела своего молитвенного здания, а собиралась «в здании, которое было ей предоставлено в Берг-коллегии, на последней улице у Невы, там, где теперь обойная фабрика»[5].. Перевезенная с Мытного двора и в 1720 - 1722 годах установленная на новом месте - территории Пушечного двора, лютеранская церковь наименована в честь св. Петра. По-видимому, местоположение перевезенной церкви совпадает с современным церковным участком. Об этом свидетельствуют и более поздние документы[6]. Закладка церкви на 300 человек состоялась 11 сентября 1720 г. Здание, возведенное из материалов перевезенной с Мытного двора церкви и поднавленное, освящено на новом месте 18 марта 1722, в Вербное воскресенье[7]. Представление о внешнем виде и процессе перемещения церковного здания дает описание Г. фон Реймерса: «на одной из пригородных улиц общине был выделен для закладки церкви участок, которым она владеет и поныне, 66 саженей длиной и 31 шириной. Недостаток средств не позволил тогда же начать новую постройку, однако это затруднение было разрешено благодаря заботам генерал-лейтенанта графа Брюса, брата фельдцейхмейстера. Как комендант С.-Петербургской крепости он предоставил ей [общине] стоявшее позади крепости крестообразное здание вместе с колоколом и разной утварью. Его разобрали, поставили на указанном месте и выстроили лучше, чем было ранее, так как генерал-лейтенант подарил лес общине уже обработанным. В последние месяцы 1720 г. началась эта стройка, а 18 марта 1722 г. церковь была освящена и получила имя святого Петра»[8].
В царствование императрицы Анны церковь освятили в честь нового покровителя - св. Анны. Так верующие прихода хотели оказать поддержать царствующую особу, посвятив церковь ее небесному покровителю[9]. Новое посвящение также помогало отличить эту церковь от новой церкви св. Петра на Невском проспекте[10]. К 1735 году деревянная крестообразная в плане первоначальная церковь обветшала и была разобрана. На строительство новой церкви императрица подарила 1000 рублей, а фельдмаршал граф Миних заложил первый камень в ее основание, - сообщает один из первых историографов Петербурга, описывая события довольно близкие от времени его посещения русской столицы. «23 апреля 1735 г[11]. фельдмаршалом графом Минихом был заложен камень в основание новой деревянной лютеранской церкви, на строительство которой императрица Анна подарила 1000 рублей. Церковь была восьмиугольной формы и состояла из деревянных связей, где перегородки были заложены кирпичом. Снаружи она была обшита досками, выкрашенными в желтый цвет, украшена белыми колонками и наличниками. Теперь она названа церковью св. Анны; освящена она была только в 1746 г»[12]. По сообщению историка XIX века, храм строился с 1734 по 1738 гг[13]. Строительство затянулось из-за раздоров в общине[14]. Новая фахверковая церковь («состояла из деревянных связи, где перегородки были заложены кирпичом»), по-видимому, отличалась компактной центричной композицией – в плане имела форму восьмиугольника. Храм «в сравнении с прежним был больших размеров, его стены покоились на каменном фундаменте; они были украшены мозаикой, «на прусский манер»[15]. Автором проекта считается архитектор П.М. Еропкин[16]. Освящение новой церкви состоялось лишь 26 октября 1740 в присутствии ее патронов - графов Б. X. Миниха и Ливена[17]. Вскоре появилась необходимость заменить и эту, пришедшую в ветхость, церковь: «Сорок лет спустя и она стала ветхой, поэтому в 1775 г. построена в камне. Эта и поныне существующая каменная церковь св. Анны, исполненная в изящных архитектурных формах, была освящена в 1779 г.; длина ее — 22 сажени, ширина — 12, ее строительство стоило 30 500 рублей»[18]. О преемственности церковных зданий, предшествовавших каменной церкви св. Анны упоминает один из первых историков Петербурга - Г. Богданов: «Кирка лютерская за Литейным двором, прежде была деревянная, а ныне каменная во имя святыя Анны. Сия кирка есть одна из древних потому, что оная с первых лет застроена была у Мытного двора против кронверка, или по тогдашнему званию в Татарской, которая, не достроена будучи, долго стояла и потом перенесена к Литейному двору»[19].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.181 (0.014 с.) |