Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логистика, её цель и назначениеСтр 1 из 13Следующая ⇒
Логистика, её цель и назначение Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике. Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означило «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею. Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX в. н. э. (Византия), обозначая в основном четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т. е. работу, которая является значимым составляющим боевого успеха. Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продовольствие, обмундирование. В истории человечества целые войны выигрывались или проигрывались в зависимости от организации снабжения войск. Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения. Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики — математическое. Живший в XVII — начале XVIII в. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Появились такие термины, как «банковская логистика», «информационная логистика» и ряд других.
Другая группа определений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность: логистика — направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятие логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: -согласованность,
-рациональность, -точный расчет материальных потоков, иначе уменьшается эффективность производства. Основное назначение логистики – организация сплошного материального потока (СМП). Задача СМП – нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Основная цель организации СМП, а следовательно и логистики – минимизация затрат (70% стоимости продукции производства составляют расходы на операции, связанные с транспортировкой, хранением, упаковкой и т.д.).
Основные задачи логистики 1.Прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов; 2.Определение необходимой мощности производства и транспорта; 3.Разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками (оптимизация распределения материальных потоков); 4.Разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей (оптимизация управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями); 5.Построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем (построение математических моделей управления материальными потоками); 6.Разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.
Эффективность логистики 1.На 30-70% уменьшаются запасы: -на 50% уменьшаются расходы на содержание расходов (меньше краж, меньше персонала, меньше техники, меньше складов); -уменьшается оборотный капитал (сейчас 50% его в запасах), деньги быстрее обращаются, уменьшаются кредиты и % с него. 2.Уменьшается время прохождения товаров: -время производства занимает 2-5%, остальное время на доведение материальных ресурсов до изготовителя, на доведение товара до потребителя; -с уменьшением времени прохождения товаров увеличивается оборачиваемость капитала, уменьшаются кредиты, уменьшается себестоимость товара. 3.Уменьшаются транспортные расходы: -минимизируются маршруты движения, согласуются графики, уменьшаются холостые пробеги, уменьшается количество транспорта;
-уменьшаются затраты на доставку, на содержание транспортных средств; -увеличивается прибыль, уменьшается себестоимость. 4.Уменьшаются затраты ручного труда и операции с грузом: -однотипность средств механизации, тары (контейнеры); -уменьшается ручной труд; -уменьшаются сроки погрузочно-разгрузочных операций; -уменьшается количество рабочих; -уменьшается себестоимость, увеличивается прибыль. При этом основными участниками логистических операций являются: -транспорт общего пользования; -предприятия оптовой торговли; -посреднические организации; -склады сырья и готовой продукции. Шесть правил логистики 1.Груз – нужный товар; 2.Качество – необходимое качество; 3.Количество – в необходимом количестве; 4.Время – в нужное время; 5.Место – в нужное место; 6.Затраты – с минимальными затратами.
Основные функции логистики 1.Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров, их развитие, корректировка и организация. 2.Определение объемов и направлений движения материальных потоков. 3.Прогнозирование потребностей в перевозках. 4.Определение последовательности движения товаров. 5.Развитие, размещение и организация складских хозяйств. 6.Управление запасами. 7.Осуществление перевозок. 8.Управление складскими операциями. 9.Управление подготовительными операциями (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке) и погрузочно-разгрузочными операциями.
Метод Паретто В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Например, в торговле 20% наименований товаров дает как правило, 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара — лишь необходимое дополнение обязательный ассортимент. В данном примере для измерения вклада в общий результат, который приносит та или иная разновидность товара, принята прибыль. Объем продаж или доход односторонне характеризуют долю ассортиментной позиции в прибыли предприятия, так как не учитывают затрат, связанных с ее закупкой, хранением и реализацией. Существенной проблемой здесь является то, что обычные методы бухгалтерского учета, как правило, не позволяют оценить вклад в общую прибыль отдельной ассортиментной позиции (или клиента). Правило Парето действует не только в экономике. Если разделить всех студентов вузовского потока по признаку сложности управления, то получится, что 20% студентов потока создают 80% всех хлопот деканата. Говорят, что 20% всех любителей пива выпивают 80% всего пива. Примерно 20% материала учебника могут позволить сформировать 80% представления об изучаемом курсе. Из всего количества поставщиков предприятия лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом. Можно привести и другие примеры. Американцы называют эту закономерность «правилом большого пальца»: поднятый вверх большой палец правой руки символизирует эти самые 20% ударных объектов, при этом сжатые в кулак 4 пальца обозначают значимость поднятого вверх — 80%.
Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности. Согласно методу Парето множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение — на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.
Метод АВС
В логистике АВС-анализ применяют, ставя цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли предприятия, а также преследуя другие цели. Идея метода ЛВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. Графически метод АВС представлен на рис. 6. При построении кривой по оси ОХ откладывают объекты управления в порядке убывания значимости их вклада в конечный результат, выраженные в процентах к общему количеству объектов. По оси ОУ отмечают вклад каждого объекта конечный результат, исчисленный нарастающим итогом, также выраженный в процентах.
10 35 100 Объекты управления, выстроенные в порядке убывания доли вклада объекта в общий результат, в процентах к общему количеству объектов управления, % Рис. 6. Кривая анализа АВС В качестве примера использования метода АВСна предприятиях розничной торговли может служить избирательное сокращение ассортимента рядом магазинов после известных событий августа 1998 г. Вынужденные непопулярные меры применялись в первую очередь к товарам группы С. Некоторые магазины сократили тогда ассортимент с 5000 наименований до 1500. Высоколиквидные и конкурентоспособные позиции, значимые с точки зрения участия в формировании прибыли, сохранялись (примерно 30% от всего ассортимента). Остальными позициями было предложено торговать арендаторам. Общий алгоритм проведения анализа АВС приводится в табл. 3. Формулирование цели анализа Построения кривой АВС Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаруживать основные изменения в использовании запасов.
Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило большую часть ассортимента, относят к второстепенным. На долю этих товаров приходится наименьшая часть всех финансовых средств, вложенных в запасы. Точные оптимизационные расчеты размера и периода заказа с товарами данной группы не выполняются. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ведется. Проверка наличных запасов проводится лишь периодически, например, один раз в шесть месяцев. Вероятность возникновения спроса на товары из подмножеств А, В и С подчинена различным законам распределения. Установлено, что в большинстве торговых фирм примерно 75% стоимости запасов охватывает около 10% ассортиментных позиций (подмножество А), 20% стоимости — соответственно 25% позиций ассортимента и 5% стоимости — 65% ассортимента (подмножество С). Метод ХYZ Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле — ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа ХУZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем. В группу У включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможностипрогнозирования спроса по товарам группы У средние. В группу Z включают товары, спрос на которые возникает эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, У или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости: ∑(xi – x) ——— √ n v = —————— × 100%, x
где xi— i - езначение спроса по оцениваемой позиции; x — среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n; n — величина периода, за который произведена оценка. Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, У и Z может быть осуществлено, например, на основе алгоритма, представленного в табл. 4. Общий алгоритм проведения анализа ХУZ приводится в табл. 5. Построение кривой ХУZ осуществляется в прямоугольных координатах (рис. 7). По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.
Таблица 4 Построения кривой ХУZ Метод МОВ Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, выполнять самостоятельно какую-либо работу, или же покупать комплектующее (услугу) у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Маkе-ог-Вuу РгоЫеm, или сокращенно — задача МОВ, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии. В более широком плане задача МОВ — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, т. е. изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий. В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих (работ) скорее обеспечит производитель, который специализируется на их производстве, поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих изделий у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя. Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если: -потребность в комплектующем изделии невелика; -отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности; -отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда: -потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика; -комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании. Решения типа «сделать или купить» принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка транспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.
Задача выбора поставщика После того, как решена задача "сделать или покупать" и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи. 1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: -объявление конкурса; -изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.; -посещение выставок и ярмарок; -переписка и личные контакты с возможными поставщиками. В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. 2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие: -удаленность поставщика от потребителя; -сроки выполнения текущих и экстренных заказов; -наличие резервных мощностей; -организация управления качеством у поставщика; -психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок); -способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; -финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. 3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибыли торгового 'предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки. Логистические каналы и цепи Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю. На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д. На стадии товародвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления. Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе — каналом распределения. Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. — это выбор логистической цепи. Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистический системы до другой.
Машиночитаемый код груза Этикетка для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение — нести на себе машиночитаемый код, позволяющий идентифицировать данную грузовую единицу. Этот штриховой код располагают в части А. Этот тип кода позволяет объединить в одном штриховом коде информацию о товаре, информацию о сроках хранения, а также информацию, позволяющую однозначно идентифицировать данную грузовую единицу. В зоне В этикетки размещают данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную. Информация, располагаемая в зоне С, определяется по усмотрению грузоотправителя. Здесь, например, может размещаться полное или сокращенное название фирмы или Другие данные в виде цифр, рисунка или текста. Размеры стандартной этикетки 148 мм х 210 мм. Место расположения этикетки на грузовом пакете в левом нижнем углу. Для того чтобы в процессе грузопереработки этикетка была постоянно видна оператору, ее наносят на все четыре боковые стороны пакета. При этом середина кода грузового пакета (основная часть кода) должна находиться на расстоянии 450 мм (+ 50 мм) от несущей поверхности, на которой уложен грузовой пакет, например, от поверхности полки стеллажа. Использование кода обеспечивает эффективное управление и контроль за логистическими процессами не только за счет идентификации грузовых пакетов, но и за счет возможности применения систем электронного обмена данными. Логистика, её цель и назначение Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике. Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означило «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею. Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX в. н. э. (Византия), обозначая в основном четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т. е. работу, которая является значимым составляющим боевого успеха. Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продовольствие, обмундирование. В истории человечества целые войны выигрывались или проигрывались в зависимости от организации снабжения войск. Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения. Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики — математическое. Живший в XVII — начале XVIII в. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Появились такие термины, как «банковская логистика», «информационная логистика» и ряд других.
Другая группа определений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность: логистика — направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятие логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: -согласованность, -рациональность, -точный расчет материальных потоков, иначе уменьшается эффективность производства. Основное назначение логистики – организация сплошного материального потока (СМП). Задача СМП – нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Основная цель организации СМП, а следовательно и логистики – минимизация затрат (70% стоимости продукции производства составляют расходы на операции, связанные с транспортировкой, хранением, упаковкой и т.д.).
Основные задачи логистики 1.Прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов; 2.Определение необходимой мощности производства и транспорта; 3.Разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками (оптимизация распределения материальных потоков); 4.Разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей (оптимизация управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями); 5.Построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем (построение математических моделей управления материальными потоками); 6.Разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.101 (0.077 с.) |