Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее понятие о функционировании библиотеки
Мы охарактеризовали компонентную структуру библиотеки, дающую представление о составе элементов, их свойствах и взаимодействии и рассматривающую библиотеку в статике, определяющую ее производственный, ресурсный и информационный потенциалы. Не менее важной является функциональная характеристика библиотеки. Библиотекам присущи определенные функции, а с понятием "функция" неразрывно связано понятие "функционирование". Функционирование библиотеки — это ее деятельность с целью выполнения своих функций. Не вкладывая в понятие "функционирование" вполне определенного содержания, связанного с процессами, протекающими в библиотеке, невозможно выявить их суть. В процессе функционирования отдельных элементов библиотеки возникают системообразующие связи. Существенное нарушение или прекращение функционирования тех или иных элементов библиотеки приводит к ее изменению, а в отдельных случаях — и к полной деструкции. Таким образом, функционирование самым тесным образом связано с целостностью и организацией библиотеки как системы. Организация библиотеки в любой момент есть результат ее динамики (функционирования и развития), и поэтому становится очевидной взаимозависимость функциональной и структурной характеристик библиотеки; тем более, если учесть, что каждый элемент библиотеки в значительной мере определяется с точки зрения его роли в системе, т. е. по выполняемым им функциям. Функциональная структура библиотеки — это совокупность взаимоотношений, связанных непосредственно с функционированием каждого элемента библиотеки в направлении образования ее системного эффекта. 2.2.2. Основные элементы функционирования библиотеки 2.2.2.1. Внешняя среда и обратная связь. Выступая как система, процесс функционирования библиотеки включает следующие компоненты (элементы): внешнюю среду, информационные потребности, процесс деятельности, результат деятельности, обратную связь. Любая библиотека не существует сама по себе, она — не автономная система, а составная часть, элемент системы более высокого уровня сложности —социально-экономической системы общества, производства, науки, культуры, образования, научно-технической информации. Эти внешние по отношению к библиотеке образования, с которыми библиотека связана сетью коммуникаций, составляют ее среду, выступающую в качестве основы и исходного пункта функционирования библиотеки. Внешняя среда, окружающие условия являются тем необходимым фоном, на котором и. при опосредованном участии которого развертывается функционирование библиотеки.
Внешняя среда оказывает постоянное воздействие на библиотеку, заставляя ее перестраиваться. Под этим воздействием в библиотеке происходят процессы, обеспечивающие выполнение ею своих функций, В свою очередь, библиотека через удовлетворение информационных потребностей и использование библиотечных ресурсов оказывает влияние на внешнюю среду, на район библиотечного обслуживания. В качестве основных объектов внешней среды библиотеки выступают: потребители ее услуг и продукции; учреждения, предприятия и организации, обеспечивающие необходимые условия для деятельности библиотеки (управление, снабжение, финансирование, подготовка кадров и др.): учреждения и организации, участвующие вместе с библиотекой в общественном разделении труда (комплектование фондов, обработка изданий, создание библиографической и фактографической информации, совместное использование фондов и других массивов информации и т. п.); библиотечные и небиблиотечные учреждения, технологически непосредственно не связанные с библиотекой, но изменяющие свою социальную роль и (или) показатели и методы работы при изменении функций, методов работы и (или) показателей деятельности библиотеки (например, вследствие перераспределения задач в системе библиотек и органов информации, заимствования передового опыта работы других библиотек и т. п.). Нельзя обеспечить эффективное функционирование библиотеки, игнорируя другие библиотеки региона (идет ли речь о формировании фондов, организации справочного аппарата, обслуживания читателей и т. д.). В неменьшей степени это относится и к организации взаимосвязи библиотеки и органов научной информации. Полностью обеспечить удовлетворение информационных потребностей специалистов библиотеки могут только во взаимодействии с органами научно-технической информации.
Однако для этого нужно четкое размежевание функций и тесное сотрудничество. Эффективность функционирования библиотеки наиболее убедительно можно продемонстрировать, определив ее роль в той внешней среде, составной частью которой она является. Если библиотека не сумеет показать, как она содействует какому-то социальному процессу (научному, производственному, педагогическому, управленческому и т. д.), протекающему в районе ее деятельности, позиция библиотеки окажется неэффективной. Ценность библиотеки обусловливается тем воздействием, которое она оказывает на систему, частью которой является. В связи с этим очень важную роль играет обратная связь. Она может быть положительной и отрицательной. Обратная связь — основа саморегулирования, развития библиотеки, приспособления ее к меняющимся условиям функционирования. Наличие у библиотеки обратной связи говорит о ее динамичности, т. е. способности изменяться (адаптироваться) и развиваться. В настоящее время обратная связь от внешней среды к библиотеке крайне слаба, что вынуждает библиотеку опираться в своей работе лишь на количественные данные о ее посещаемости, читательском спросе и книговыдаче. Однако, если библиотека в условиях рыночной экономики хочет сохранить свой потенциал на нужном уровне, такие косвенные показатели оказываются недостаточными. Библиотека должна считать себя ответственной за распространение информации в обслуживаемом ею районе (учебном заведении, предприятии, районе, городе и т. д.), а не просто за выдачу книг, и, следовательно, должна вносить свой информационный вклад в осуществление общих целей, стоящих перед районом обслуживания. Из этого следует, что изучение среды, конкретной обстановки, в которой живут, работают, учатся читатели (настоящие и потенциальные), является обязательным условием, без которого немыслим процесс функционирования библиотеки. 2.2.2.2. Процесс деятельности библиотеки Функционирование библиотеки, т. е. деятельность по созданию библиотечных услуг и продукции, представляет собой единый процесс, включающий основную, вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность. Основная деятельность библиотеки есть процесс информационного взаимодействия. Мы имеем дело с процессом взаимодействия между документальным фондом, содержащим определенную информацию и служащим средством удовлетворения определенных информационных потребностей, читателями, стремящимися удовлетворить свои информационные потребности, и библиотекарями, выступающими в качестве посредников и организаторов процесса информационного взаимодействия. В библиотеке складывается определенная (для каждого типа библиотеки своя) система взаимодействия библиотекаря, читателя и документа. В небольшой библиотеке это единство наблюдается в нерасчлененном виде, в крупной библиотеке оно усложняется, происходит дифференциация библиотечной работы по видам: комплектование фонда, обработка изданий. хранение и обеспечение их сохранности, обслуживание читателей и абонентов, библиографическая деятельность и др. Библиотечный коллектив, таким образом, теряет непосредственную связь с читательским коллективом.
В отличие от основной деятельности результаты вспомогательной и управленческой деятельности относятся к категория промежуточных, а не конечных. Они лишь способствуют успешной реализации библиотекой своих основных функций. К вспомогательной деятельности относятся все хозяйственные, производственно-технические, снабженческие и другие процессы. Особую роль в функционировании библиотеки играет управление. Оно обеспечивает соединение, взаимодействие и согласованность всех компонентов и подсистем библиотеки как единого целого. Управление библиотекой и библиотечными процессами — коммуникационный процесс, а именно процесс обмена информацией, предоставляющей средства для активного воздействия на элементы библиотеки и библиотеку в целом. Как только потоки управленческой информации приостанавливаются, организованная деятельность библиотеки прекращается. Организационно-управленческая информация не только является существенным элементом внутреннего функционирования библиотеки, но и играет жизненно важную роль в обмене информацией между библиотекой и внешней средой. Система коммуникации служит средством включения библиотеки в ее внешнюю среду. Роль информационного процесса в управлении библиотекой возрастает в связи с усложнением функций и технологии библиотеки. Управленческая информация в библиотеке должна быть организована. Для этого в библиотеке разрабатывается упорядоченная совокупность (перечень, номенклатура) видов организационно-управленческих докумен- тов, устанавливаются порядок их движения и алгоритмы обработки. К информационному обеспечению деятельности библиотеки предъявляются определенные требования: информация должна собираться в нужном объеме и своевременно, быть достоверной, полезной и удобной для восприятия и дальнейшего использования. 2.2.2.3. Результат деятельности библиотеки Охарактеризованные виды библиотечной деятельности находятся во взаимодействии, которое реализуется в соответствующих процессах, ориентированных на получение конечных результатов деятельности заданного уровня при установленном сроке, объеме, затратах. Элемент "результат деятельности" выступает основным элементом функционирования библиотеки, поскольку именно он опосредованно отражает общественный спрос на деятельность библиотеки. Поэтому от того, насколько правильно и полно сформирована система результатов деятельности библиотеки, зависит установление рациональных соотношений и взаимосвязей между ее остальными элементами, их характеристиками. Результаты деятельности и их параметры (номенклатура, объем, норматив качества) влияют не только на элементы библиотеки (технологию, производственную структуру, средства и методы работы), но и на элементы и соответствующие характеристики управления библиотекой (численность управленческого персонала, структура управления и т. п.). Поэтому помимо определения номенклатуры результатов деятельности исключительно важно правильно представить их количественные значения (объемы) и качественные характеристики.
Результатом основной деятельности библиотеки являются библиотечно-информационные услуги и продукция, благодаря которым осуществляется удовлетворение информационных потребностей. Их производство складывается под воздействием общественных целей и потребностей и имеющихся библиотечных ресурсов. Информационные потребности и ресурсы библиотеки оказывают влияние на состав, объем и качественную характеристику производимых услуг и продукции. Понятие "услуга" связывается с понятием "потребитель" этой услуги, а предоставление услуги рассматривается как воздействие непосредственно на потребителя (читателя, абонента — индивидуального, коллективного). Все виды библиотечных услуг можно объединить в три основные группы (вида): документные, коммуникативные и библиотечного сервиса. Читатель библиотеки имеет дело с такими услугами, как предоставление изданий, выдача изданий по межбиблиотечному абонементу, подготовка разного рода библиографических и иных справок, обзоров литературы, пользование справочным аппаратом, выставками, изготовление ксерокопий, посещение культурно-массовых мероприятий и др. Понятие "библиотечная продукция", в отличие от понятия "услуга", не связывается с непосредственными потребителями. Категория потребителей библиотечной продукции более широкая: например, библиотечные работники страны (региона, отрасли), население, студенты и преподаватели библиотечных факультетов и др. Основным параметром, характеризующим результаты деятельности библиотеки, является состав услуг и продукции, выраженный их перечнем (номенклатурой). В нем отражается ассортимент продукции и услуг библиотеки, предоставляемых потребителям. Объем услуг и продукции, являющийся другой важной характеристикой результатов деятельности, в первую очередь определяется потребностью, спросом потребителей на них. Однако на количество услуг и продукции влияет ресурсная база библиотеки: библиотечные фонды, квалификация и численность кадров, оснащенность современным оборудованием и т. д. Следующим параметром элемента "результат деятельности" является качество предоставляемых услуг и продукции, характеризующееся такими показателями, как актуальность, новизна продукции библиотеки, полнота и оперативность удовлетворения запросов на услуги и др.
2.3. Организационная структура библиотеки Совокупность протекающих в библиотеке частных процессов, приводящих к получению конечных результатов деятельности (предоставление услуг, выпуск и реализация продукции), представляет собой единый процесс. Именно в этом процессе происходит объединение сотрудников библиотеки, а его содержание оказывает определяющее воздействие на организационное построение (структуру) библиотеки и ее структурных единиц (подразделений). Организационную структуру библиотеки можно определить как целостную, упорядоченную совокупность относительно самостоятельных подразделений, реализующих закрепленные за ними функции и цели, наделенных соответствующей компетенцией1 и находящихся в определенных отношениях между собой Выделяют производственную и управленческую структуру. Они взаимосвязаны и составляют единую комплексную структуру библиотеки, в рамках которой осуществляется конкретная деятельность, позволяющая достигать конкретных результатов. Формирование организационной структуры библиотеки в общем плане есть процесс выявления и группирования родственных и функционально связанных между собой видов работ и распределение их по соответствующим структурным подразделениям. Виды работ (операций) объединяются в блоки, которые затем соединяются в логической последовательности. Первичным звеном, с которого начинается создание производственной структуры библиотеки, выступает рабочее место, определяемое дифференциацией и обособлением особенных (специфических) видов библиотечного труда. Интеграция рабочих мест дает более сложные структурные образования библиотечного процесса: участки, группы, секторы, отделы. Наибольшее распространение в практике получила функционально-технологическая структура. Ее основу составляют три главных цикла (раздела) библиотечного труда: комплектование фондов, организация обслуживания читателей и библиографическая деятельность. Персонал библиотеки, занятый в этих циклах библиотечной работы, объединяется в трех соответственно именуемых отделах. С расширением задач и объема деятельности библиотеки и увеличением численности персонала появляется необходимость деления отделов на секторы, участки, службы. В крупных библиотеках одной функциональной структуры недостаточно. Применяются отраслевая, лингвистическая структуры, структура, ориентированная по виду информационных источников, и др. Если, например, определяющим фактором производственной структуры библиотеки являются специальные (отраслевые) области обслуживания читателей, то выделяются отраслевые читальные залы и отделы. В библиотеках с фондами на многих языках часто используется лингвистическая структура. Приобретение и обработка литературы, организация обслуживания осуществляются в таких случаях ' Компетенция, или совокупность полномочий (прав, обязанностей и ответственности) структурного подразделения устанавливается в Положении (Уставе) о данной библиотеке и представляет собой формальное описание выполняемых подразделением функций и т. д раздельно по языковому принципу на базе соответствующих самостоятельных подразделений. Организационная структура по видам источников информации предусматривает создание особых отделов для работы с книгами и периодикой, аудиовизуальными средствами, микроформами и др. (картографические, нотно-музыкальные материалы). Важное место в структуре публичных и некоторых специальных библиотек занимают подразделения, работающие с литературой о крае. Этой группе структурных подразделений свойственны как комплексный характер построения, так и обособление от подразделений, занятых обслуживанием читателей. Такие отделы самостоятельно приобретают, обрабатывают, используют и организуют хранение своих фондов, образуя своего рода "библиотеку в библиотеке". Крупные библиотеки, выполняющие функции центральных, создают специальные структурные подразделения по координационно-методическому обеспечению деятельности библиотек ведомственной, отраслевой или территориальной библиотечной сети (системы). Ни одну из названных форм организационной структуры нельзя признать рациональной. Современным требованиям наиболее соответствует комбинированная структура, в каждом отдельном случае учитывающая совокупность различных факторов, оказывающих влияние на формирование организационной структуры библиотеки. Состав подразделений может варьироваться в зависимости от особенностей, условий работы, традиций конкретных библиотек. В библиотеке выделяют управляемую (или объект управления) и управляющую подсистемы. Первая осуществляет библиотечный процесс во всем его многообразии; вторая - управляет библиотечной и хозяйственной деятельностью, также занимается совершенствованием организации деятельности библиотеки. Управленческая структура библиотеки призвана способствовать выполнению функций управления всеми процессами в библиотеке, правильному и четкому распределению обязанностей между структурными подразделениями работниками и обеспечивать согласованную и эффективна работу структурных подразделений. Организационно-управленческая структура является производной от производственной структуры. Однако, будучи таковой, она существенно влияет на построение и изменение производственной структуры. Чрезмерное усложнение управленческой структуры влечет за собой усложнение и производственной, создание новых от- делов, секторов, групп и т. д., что отрицательно влияет на гибкость подразделений.. В управленческую структуру входят руководители библиотеки и ее структурных подразделений, а также специальные подразделения (бухгалтерия, планово-экономический, организационно-технологический отделы, отдел кадров, канцелярия и др.) или отдельные специалисты, выполняющие управленческие функции. Построение рациональной организационной структуры — одна из наиболее сложных проблем, связанных с эффективностью деятельности библиотеки. Основной объективный критерий структуры — логика библиотечного процесса и выполняемые библиотекой функции. Кажется, что для решения проблемы достаточно определить ведущие процессы (а это сделать нетрудно) и на этой базе выделить первичные подразделения библиотеки. Однако на практике разработка структуры не так уж проста. Взять хотя бы комплектование и обработку литературы. Сразу возникает ряд вопросов: сколько отделов должно заниматься этим процессом — один, два или больше? каковы принципы дальнейшего структурного деления— отрасль, вид, язык литературы, источник комплектования? Те же вопросы возникают при рассмотрении процессов обслуживания читателей и т. д. Структура библиотеки, как и всякая организационная форма, более консервативна, чем: определяющее ее содержание (функции). Поэтому не всякие изменения того или иного библиотечного процесса приводят к изменениям в структуре. Анализ библиотечной практики показывает, что, с одной стороны, учет логической структуры библиотечного процесса и функций в структуре библиотеки — непременное условие их рациональной организации. Но, с другой стороны, форма организации библиотечного процесса (какой является структура библиотеки) — не простое отображение его логической структуры. Сама реализация процесса большим коллективом вызывает к жизни такие виды деятельности, непосредственно не связанные с библиотечным процессом, которые необходимы для его выполнения. Назовем, например, диспетчеризацию, а также координацию библиотечного процесса, методическое руководство, нормирование, учет, отчетность, финансирование, материально-техническое обеспечение и др. Как видим, организационная структура библиотек в некотором отношении сложнее, чем логическая структура библиотечного процесса. Организационная структура библиотеки не является чем-то застывшим, раз и навсегда определенным. Ее совершенствование, упорядочение (укрепление мелких и ликвидация излишних структурных подразделений путем централизации и совмещения выполняемых ими функций, упрощение самой организации процесса, распределение обязанностей внутри структурных подразделений и согласование их деятельности в целом) происходят во многом индивидуально в зависимости от типа библиотеки, масштабов ее деятельности, объема и структуры библиотечных услуг и продукции, сложности и разнообразия технологического процесса, численности библиотечного персонала и других факторов. Организационная структура динамична, она реагирует на изменяющиеся технологии, новые методы работы, функциональные задачи. Вместе с тем она должна быть достаточно устойчивой, поскольку частые реорганизации так же нежелательны, как и десятилетиями неизменные, сдерживающие развитие библиотеки организационные формы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Амлинский Л. 3. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект. Киев, 1988. 296 с. Грачев В. И. Библиотекарь в системе социально-коммуникационной деятельности библиотек // Научно-технические библиотеки. 1992, № 6.С. 11—20. Каптерев А. И. Документ в библиотеке: ресурс и продукт // Научно-технические библиотеки. 1992. № 7. С. 4—15. Карташов Н. С. Анализ и пути обеспечения соответствия библиотечных фондов читательским потребностям // Теоретико-методологические проблемы библиотечно-библиографической науки и практики. Межвуз. сб. науч. тр. М., 1992. С, 28-45. Петрова Л. Г. Некоторые проблемы развития и совершенствования организационно-функциональной структуры крупных универсальных научных библиотек // Научно-технические библиотеки СССР. 1990. №8. С. 3—9. Столяров Ю. Н. Библиотека как система // Книга. Исследования и материалы. Сб. 49. М„ 1984. С. 59—79. Федеральный закон о библиотечном деле // Библиотековедение. 1995. № 1.С. 3—17.
ГЛАВА 3 ТИПОЛОГИЯ БИБЛИОТЕК
3.1. Сущность и критерии типологии библиотек В библиотековедении при решении многих задач часто используются два родственных метода — классификации (от лат. classis— разряд) и типологии (от греч. typos — отпечаток, образец). Границы (различия) между классификацией и типологией в значительной мере условны, и применение той или иной из них в определенных областях знания в большой мере зависит от исторических традиций. Тем не менее под классификацией принято понимать группировку изучаемых объектов по количественным признакам, под типологией — по качественным. Отправная точка классификации - единичные понятия. Суть классификации в отвлечении от различий нескольких единичных объектов и в установлении их тождества на основе либо одного признака, либо взаимосвязанной совокупности признаков. Этот признак или совокупность признаков называется основанием классификации. Типология — это синтез общего,и особенного, сходства и различия. Своеобразие библиотеки понимается обычно как отражение индивидуальных черт, тогда как в действительности оно является переплетением общих и особых (индивидуальных) черт. Действительно, могут проявиться неповторимые (индивидуальные) черты, но это может быть результатом сугубо индивидуальных (нередко случайных) обстоятельств. Неповторимые черты нельзя обобщить. Тип вбирает в себя (репрезентатирует) не просто черты, а только характерные для ряда библиотек. Типология представляет собой обобщение, она уменьшает количество изучаемых библиотек, разбивает их на группы и тем самым вносит вклад в их понимание. Индивидуальные черты лучше видны, различимы только на фоне типологических. Понятие "индивид" отражает его единичность как части целого (типа, вида), включая особенное —• индивидуальность, отличающую один тип (вид) от другого. Класс является эмпирической категорией, тогда как тип — категория концептуальная. Даже если библиотековед основывает свою аргументацию на статистических данных, он самостоятельно выявляет различные типы и виды библиотек и тщательно разрабатывает их теоретически. Так, провести группировку библиотек по размерам их фондов (по численности персонала, читателей и др.) — это значит классифицировать их на основе количественного критерия, что может оказаться полезным. Однако такая классификация не позволяет идентифицировать важные концептуальные (содержательные) категории. Установление ряда объективных признаков, существенно значимых для изучаемых библиотек, — это типология. Под типологией библиотек понимается метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы. Процесс разделения — типологизация, его результат — типология. Необходимость типологизации возникает в связи с необходимостью либо упорядоченного описания множеств весьма неоднородных библиотек, либо изучения каких-либо закономерностей на основе анализа таких множеств. В процессе типологизации на основе содержательного анализа выявляются сходство и различие изучаемых библиотек, отыскиваются надежные способы их идентификации. В качестве основных единиц типологии библиотек выступают понятия "тип" и "вид", означающие образец, модель, разновидность, которым соответствует группа библиотек, обладающих определенными признаками. При этом библиотеки, сгруппированные по ведущему (основному) типологическому признаку, называют типами, а созданные в процессе дальнейшей детализации — видами и подвидами. В процессе типологизации решаются одновременно две задачи — теоретико-познавательная и практическая. Первая заключается в сборе и анализе фактов, характеризующих деятельность библиотек, с целью раскрыть объективные закономерности их функционирования и типологического развития. Однако типология библиотек не сводится лишь к сравнительному изучению существенных признаков библиотек и отнесению их к определенным типам и видам. Практическая, прикладная задача типологии библиотек заключается в разработке рекомендаций по организации и совершенствованию их деятельности. Она позволяет дифференцировать задачи, функции, связи, отношения, уровни организации библиотек в зависимости от тех или иных типологических характеристик, что необходимо для эффективной работы библиотек. С учетом типа и вида библиотеки, общих и специфических особенностей деятельности можно целенаправленно формировать состав и структуру фондов, удовлетворять читательские запросы, обеспечивать построение и функционирование системы библиотек на основе их специализации и взаимодействия, эффективное управление библиотечным делом и т. д. Библиотечная теория ни в нашей стране, ни за рубежом не выработала еще научной типологии библиотек. Зарубежные библиотековеды сталкиваются с теми же проблемами, что и отечественные. Их классификации значительно различаются, существует терминологическая неразбериха. Но в своем большинстве учеными называются одни и те же разновидности библиотек: национальные, публичные, учебные, академические, специальные. Так, классификация библиотек, предложенная ЮНЕСКО, выглядит следующим образом: 1. Национальные библиотеки. 2. Библиотеки высших учебных заведений. 3. Другие крупные и крупнейшие универсальные общедоступные библиотеки. 4. Учебные библиотеки. 5. Специальные библиотеки (библиотеки НИИ, общественных организаций, ведомственные, профсоюзов, музеев и др.). 6. Массовые общедоступные (или народные) библиотеки. Как видим, здесь фиксируются сложившиеся разновидности библиотек, отсутствует единое основание для научной типологии. Большой интерес представляют поиски этого основания, предпринимаемые отечественными специалистами. Известно, что типология библиотек отражает процесс развития библиотечного дела, появление и рост новых библиотек, усложнение их функций. В 20-е гг. большинство библиотековедов выделяли три типа библиотек: массовые, научные, школьные. В 30-е гг. против дифференциации библиотек на массовые и научные выступил М. А. Потапов. Он полагал, что такое деление дает основание противопоставлять научные библиотеки массовым, считать, что первые предназначены только для ученых, а вторые—для масс. Поэтому он делил библиотеки на универсальные и специальные, положив в основу деления состав книжных фондов. В 40-е гг. И. М. Фрумин возвращается к делению библиотек на массовые и научные. За основу группировки он принимает характер читательских запросов: общеобразовательные, научно-исследовательские, производственные и учебные. В 50—60-е гг. О. С. Чубарьян дифференцировал библиотеки по читательскому назначению, выделяя два основных типа библиотек: массовые; научные и специальные. Понимая, однако, что для характеристики всего многообразия библиотек указанного признака недостаточно, он предложил дополнить его другими, вторичными признаками, в частности отражающими территориальную и ведомственную принадлежность библиотек. В 70—90-е it. на страницах сборника "Научно-технические библиотеки СССР" проблеме типологии библиотек была посвящена специальная дискуссия, в ходе которой выдвигались различные концепции. Библиотеки делились на массовые и научные, общие и специальные, универсальные и специальные, публичные и ведомственные, научные и детские. Общим недостатком выдвигавшихся типологических концепций являлось то, что классификация создавалась для всех разновидностей библиотек без единого логического основания, причем исследователи не могли прийти к единому мнению о том, какие признаки библиотек являются главными, какие — дополнительными. Наиболее оригинальные подходы к типологии библиотек были предложены М. И. Акилиной и Е. Т. Селиверстовой. Концепция М. И. Акилиной состоит в том, что единую иерархическую классификацию библиотек построить невозможно из-за множественности классификационных признаков, являющихся, по ее мнению, одинаково значимыми. Она классифицирует библиотеки по равнозначным трем признакам: документ, потребитель, информационные потребности. Каждая конкретная библиотека одновременно относится к разным типологическим группам в зависимости от основания (указанных признаков) деления. Такой подход позволяет типологизировать библиотеки путем последовательного их деления по отдельным признакам. Таким образом, вместо иерархических классификаций, предполагающих выделение одного главного признака, образуются параллельные типологические ряды, каждый из которых соответствует определенному признаку. Е. Т. Селиверстова в зависимости от состава фондов выделяет библиотеки отраслевые, многоотраслевые и универсальные. Далее построение библиотечной системы она ориентирует в первую очередь на документные потребности (общие, особенные и единичные). Общие потребности удовлетворяют универсальные библиотеки, особенные — специализированные. В зависимости от характера потребностей, обусловленных родом деятельности (видом занятий), выделяются библиотеки учебные, специальные, публичные. В каждом из этих типов библиотек выделяются массовые, т. е. низовые, библиотеки (школьные, техникумов, предприятий, сельские, городские, профсоюзные) и научные (областные, вузовские, специальные, центральные). Таким образом, Е. Т. Селиверстова предложила усложненную, многоуровневую классификационную схему, состоящую из разрядов, классов, типов и видов библиотек, трудно реализуемую в библиотечной практике. В 1994 г. научные сотрудники РГБ А. В. Гришин и А. М. Ушакова в качестве основания классификации библиотек выдвинули мотивацию обращения читателя в библиотеку, являющуюся, по их мнению, проявлением главного направления потребности человека в информации. В соответствии с этим они выделяют два основных класса библиотек — публичные и специальные. Их они разделяют на подклассы на основании характеристики читательского спроса. По данному признаку публичные библиотеки делятся ими на публичные научные и массовые. Первые ориентируются на удовлетворение запросов повышенного уровня, вторые — стандартизованных запросов. Тот же подход применен авторами и к делению специальных библиотек: повышенные читательские запросы удовлетворяют научные библиотеки, стандартизованные запросы производственного характера — производственные библиотеки, учебного характера — учебные библиотеки. Оценивая предложение А. В. Гришина и А. М. Ушаковой, следует отметить три момента. Bo-первых, классификация проводится ими по признаку читательских потребностей, во-вторых, авторы не определяют, что же собой представляют повышенные и стандартизованные запросы, наконец, выделение класса публичных библиотек некорректно, поскольку таковые имеются и в классе специальных библиотек. Библиотеки характеризуются многообразием устойчиво различающихся признаков. Поэтому необходимо сначала систематизировать сами признаки библиотек. Они могут различаться: по целевому назначению, контингенту пользователей, тематическому, видовому составу и объему фондов, принадлежности, масштабу деятельности, юридической самостоятельности, месту и функциям в библиотечной системе и ее статусу, степени доступности и др. По каждому из этих признаков можно выделить ряд типов, видов, подвидов библиотек. При этом каждая библиотека может быть одновременно охарактеризована несколькими признаками, т. е. ей может быть найдено место одновременно в разных классификациях, каждая из которых может оказаться полезной. Мы придерживаемся той позиции, что образование типов библиотек происходит не столько формально-логическим путем, сколько путем содержательным. Из множества неравноценных по своему значению признаков необходимо выделить признак, способный отразить основную сущность библиотеки как социального института, т. е. первичный по отношению к дополнительным, производным признакам. Таким требованиям больше всего отвечает общественное, социальное назначение библиотеки. Этот признак определяет необходимость функционального подхода к типизации библиотек, позволяющего выявить устойчивую содержательную характеристику библиотеки и различать библиотеки прежде всего по функции, т. е. характеру, содержанию, направленности деятельности библиотеки, в свою очередь, определяемыми характером удовлетворенных информационных потребностей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.3 (0.052 с.) |