Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика речевых нарушений
Необходимо помнить, что чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревожиться стоит не только тогда, когда у ребенка нет речи в 2 года, а уже, когда запаздывает гуление и лепет. Адекватная помощь возможна, только если выявлены причины возникших проблем, т.е. поставлен диагноз. Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения (история внутриутробного и раннего развития), которые содержат ответы на определенные вопросы. ♦ Как протекали беременность и роды? ♦ Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм? ♦ Как плакал ребенок? (Громко, тихо; напористо, слабо; высоко, низко.) ♦ Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания? ♦ Чем можно было его успокоить? Не создавалось ли ощущения, что малыш беспричинно плачет или заходится криком? ♦ Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились.) ♦ Можно ли было понять, что требовал ребенок криком и какова была его ответная реакция на пони ♦ Когда появился интерес к погремушкам или к каким-нибудь другим предметам? Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами? ♦ Какие звуки, их сочетания произносил ребенок? ♦ Когда появились первые слоговые цепочки? Насколько разнообразными они были? Появлялись Существуют конкретные диагностические признаки нарушения речевого развития в младенческом возрасте. ♦ К концу 1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением. ♦ К концу 4-го мес. он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит ♦ К концу 5-го мес. не реагирует на звуки; не поворачивает голову в сторону взрослого. ♦ К концу 6-го мес. наблюдаются недостаточная интоннационная выразительность, немодулированность крика; ♦ нет подготовительного кряхтения перед криком, гуления однообразно; ♦ ребенок не смеется; не формируется избирательное внимание к речи окружающих. ♦ К 7 мес. не узнает голоса близких, не может адекватно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам., ♦ К концу 9-го мес. у него нет лепета, и он не может повторять за. взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
♦ К концу 10-го мес. малыш не выполняет простые словесные команды; нет подражательных игровых действий. ♦ К 1 году не может произнести ни слова, не выполняет простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не реагирует на свое имя; не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения. Коррекция речевых нарушений Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля. Комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении дефекта. Коррекционный процесс должен оxватывать все основные формы детской активности, способствовать формированию (в соответствии с возрастом) познавательной деятельности, развитию ВПФ, ассоциативных связей и т.д. ; От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей. При правильной организации занятий не только устраняются возникшие нарушения, но и решаются задачи профилактики. Понимание Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок понимает речь взрослого. Нужно проверить, может ли малыш выполнить следующие инструкции: «Обними маму»; «Поцелуй папу»; «Пожалей бабушку»; «Закрой глаза»; «Помаши ручкой»; «Возьми маму за руку»; «Принеси ложку». Слуховое внимание С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собаки, сигналы машин, музыка, речь людей. Но младенец не сразу способен их различать и оценивать. Это умение приходит со временем. Оно необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенку следует научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно быть сформировано произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Направления работы: —пробуждать интерес к звукам окружающего мира и звукам речи;
—учить дифференцировать речевые и неречевые звуки; тихие и громкие звуки; —формировать умение определять направление и источник звука; локализовать звук в пространстве; —учить дифференцировать звукоподражания; —прививать навык локализовывать и узнавать голос; —формировать умение различать голоса различной громкости, ориентироваться на смысл сказанного; —развивать речевую память и устойчивое внимание к звуковой оболочке слова. Имитация и звукоподражание Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами...» побуждают ребенка вслед за взрослым воспроизводить ситуацию, а затем и подражать его речи. Подражание облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов. В присутствии малыша следует говорить за разных зверюшек, имитировать звуки, издаваемые ими («гав-гав», «мяу», «ква-ква»); произносить междометия, отражающие эмоциональные состояния («ай-ай-ай», «ох»). Ребенок начнет «заражаться» обстановкой взаимодействия, повторять вслед за взрослым. Желательно не просто просить малыша повторить звукосочетания, а создать игровую ситуацию. Например, взрослый говорит, что ему холодно («бррр»), играет в прятки («ку-ку»), укладывает игрушки спать («бай-бай»), кормит кукол («ням-ням»), играет с водой («кап-кап»), говорит по телефону («алё, динь»). Зрительное восприятие Взрослые могут наклеить в альбом фотографии самых близких ребенку людей и рассматривать этот альбом вместе с ним. Вопросы и задания 1. Каковы условия нормального становления речевой деятельности? 2. Раскройте особенности психического развития ребенка с речевой патологией. 3. Какие анамнестические данные необходимы для диагностики отклонений в речевом развитии? 4. Предложите комплекс мероприятий для коррекции речевого дефекта на ранних этапах онтогенеза. Тест 11 1. Дети с органическим поражением мозга характеризуются: а) раздражительностью, возбудимостью, расторможенностью; б) заторможенностью, вялостью, утомляемостью; в) негативизмом. 2. Для комплекса оживления младенцев с речевой патологией характерно: а) его отсутствие или парадоксальность; б) выраженная дифференцированность. 3. Категория детей, у которой комплекс оживления проявляется в более ранние сроки: а) с недоразвитием речи; б) воспитывающиеся в условиях полноценного эмоционального общения с матерью; в) растущих в условиях эмоциональной депривации. 4. У младенцев с нарушением речевого развития в возрасте 6—9 мес. отклонениями от нормального психического развития являются: а) ориентировочная реакция; б) общий комплекс оживления и подражательная улыбка; в) игровое манипулирование. 5. При сложном дефекте (сенсорных и двигательных нарушениях) у ребенка имеет место: а) выраженное отставание в развитии речи; б) сформированность словесно опосредованных форм памяти; в) высокий уровень развития словесно-логического мышления. 6. Для детей с речевой патологией типично: а) задержанное формирование гностических функций; б) активное развитие познавательной деятельности; в) развитие навыков общения. 7. У младенцев с речевым недоразвитием отмечается: а) сформированное слуховое внимание; б) хорошее понимание обращенной речи; в) несформированность фонематического восприятия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.163.28 (0.01 с.) |