Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Духовная жизнь общества. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. Социальная природа духовной жизни общества. 2. Содержание духовной жизни общества. 3. Каково взаимоотношение между материальным и духовным производством? Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие.
1. Прежде всего дайте понятие духовной жизни общества. Подумайте, как соотносятся между собой понятия «духовная жизнь общества», «духовная культура» и «общественное сознание». Раскройте объективную и субъективную стороны духовной жизни. Объясните, каковы смысл и значение понятия «объективация». Раскройте взаимосвязь материальной и духовной жизни общества. 2. Необходимо объяснить основные содержательные моменты духовной жизни общества: духовное производство (духовная деятельность); духовные отношения и духовное общение; духовные потребности и интересы; духовное потребление. При этом важно раскрыть содержание таких понятий, как идеальные явления и процессы, менталитет, творцы, носители и трансляторы духовной жизни общества.
Литература. 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008. 2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2003. 3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002. 4. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2006. 5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998. 6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005. 7. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. – М., 1980.
Тема 11. Общественное сознание. 1. Понятие общественного сознания и его уровни. 2. Формы общественного сознания. 3. Раскройте целостную систему общественного сознания. Изобразите ее графически. Объясните исторический характер системы общественного сознания.
1. Дайте понятие общественного сознания. Объясните, к какой сфере общественной жизни оно относится и какие основные компоненты составляют его содержание. Подумайте, какова взаимосвязь между общественным и индивидуальным сознанием. Далее необходимо перейти к раскрытию различных уровней общественного сознания: обыденного и теоретического; общественной психологии и идеологии. Покажите взаимодействие между различными уровнями общественного сознания.
2. Необходимым и весьма важным элементом системы общественного сознания являются формы общественного сознания. Современная социальная философия различает целый ряд таких форм. Необходимо назвать их и дать общую характеристику каждой из форм. Формы общественного сознания различаются между собой по следующим основаниям: 1) предмету отражения общественного бытия; 2) способу его отражения; 3) социальным функциям. Покажите это на конкретных примерах. Литература. 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008. 2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2003. 3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002. 4. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2006. 5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998. 6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005. 7. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. – М., 1980. 8. Философия: Энциклопедический словарь. – М., 2004. Тема 12. Наука. 1. Понятие и функции науки. Специфика научного познания. 2. Логика развития науки. 3. Дайте общую характеристику и покажите основные черты современной научной картины мира. 1. Раскройте понятие науки как системы знаний и вида духовной деятельности. Изложите основные функции науки: познавательная, объяснительная, практическая, мировоззренческая. После этого можно переходить к изложению вопроса о специфики научного знания. Задача состоит в том, чтобы выделить и объяснить те критерии, которые отличают научное знание от ненаучного. 2. Необходимо раскрыть те закономерности и принципы, которым подчиняется процесс развития научного знания. В этой связи следует обратить особое внимание на объяснение таких понятий, как «научная революция», «научная парадигма» и др. Их разработка содержится в трудах Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера и других представителей методологии науки. При рассмотрении вопроса необходимо обратить внимание также и на такую важную закономерность, как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
Литература. 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008. 2. Философия науки/ Под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М., 2006. 3. Гадамер Г.Г. Миф и разум// Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., 1999. 4. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах. – Ростов н/Д, 2007. 5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. 6. Степин В.С. Философия науки. – М.: Гардарики, 2006. 7. Ценностные аспекты развития науки. – М., 1990. 8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М., 2004. 9. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. – СПб., 2000.
Тема 13. Искусство. 1. Понятие, происхождение и функции искусства. 2. Социальное содержание искусства. 3. Что такое эстетический идеал? Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве. 1. Важно раскрыть искусство как особый вид освоения действительности и концентрированное выражение эстетических отношений человека к миру. В этой связи следует раскрыть вопрос об основных особенностях этого освоения и объяснить категорию «художественный образ». Необходимо также объяснить категорию эстетического и ее место в понимании специфики искусства. Весьма важным является также вопрос о происхождении и развитии искусства. Покажите, каковы его основные функции. 2. Раскрытие вопроса предполагает объяснение взаимосвязи между искусством и социально-историческим содержанием жизнедеятельности людей. В этой связи следует раскрыть содержание таких понятий, как «гуманизм в искусстве», «дегуманизация искусства», «тоталитарное искусство» и т.д. Желательно раскрыть поставленный вопрос на конкретных примерах, посмотреть, как и в какой степени различные школы и направления в искусстве отражают социальные процессы. Покажите особенности развития современного искусства.
Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 1-4-е изд., перераб. и доп. – М., 1998-2008. 2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2003. 3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. 4. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. – М., 1968. 5. Ильин В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005. 6. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.: Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. 7. Кант И. Соч.: В 6 т. – М., 1964. Т. 2. 8. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. – М., 1992. 9. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Он же. Эстетика. Философия культуры. – М., 1968. 10. Ястребова Н.А. Искусство и эстетический идеал. – М., 1975. Тема 14. Мораль. 1. Понятие и функции морали. 2. Исторические типы морали. 3. Каково соотношение морали и права, морали и политики? Возможно ли их совпадение?
1. Дайте определение морали. Далее покажите ее объективную основу и объясните, почему мораль является неотъемлемым фактором всей жизни человечества. После этого можно приступать к изложению особенностей морального сознания (всеобщность, внеинституциональность, императивность), функций морали и ее роли в общественной жизни. Подумайте, каково различие между понятиями: «мораль», «нравственность», «этика».
2. Следует иметь в виду, что всякая мораль носит конкретный характер, обусловлена социально-историческими условиями. И даже одинаковые абстрактные формулировки моральных норм и императивов проявляются специфическим образом в различных конкретных социально-исторических ситуациях. Покажите основные исторические типы морали и дайте их характеристику. Желательно привести примеры. Раскройте вопрос, о том, что лежит в основе развития (изменения) морали. Назовите известные вам моральные кодексы, существовавшие (существующие) в истории человечества. Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 1-4 -е изд., перераб. и доп. – М., 1998-2008. 2. Апресян Р.Г. Идея морали. – М., 1995. 3. Губин В.Д. Основы этики. – М., Изд-во: Форум, 2007. 4. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974. 5. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. 6. Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984. 7. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия// Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1988. 8. Философия: Энциклопедический словарь. – М., 2004. 9. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1992. 10. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.
Тема 15. Религия. 1. Понятие религии и ее функции. 2. Религиозные ценности и свобода совести. 3. Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.
1. Прежде всего следует сказать, что такое религия. В связи с этим необходимо раскрыть вопрос о специфике религиозного способа взаимодействия с миром. Объясните основные элементы религии (религиозное сознание: религиозная идеология и религиозная психология; религиозный культ; религиозные организации). Покажите социальные, гносеологические и психологические корни религии. После этого следует раскрыть основные функции религии. 2. Необходимо объяснить основные религиозные ценности и показать их специфику. Ответьте на вопрос, что такое свобода совести и каким образом она обеспечивается в нашей стране? Обратите внимание и на раскрытие вопросов: что такое атеизм, каково его место и значение в системе мировоззрения и в духовной культуре.
Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 1-4 -е изд., перераб. и доп. – М., 1998-2008. 2. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995. 3. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2006. 4. Ильин В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
5. Ильин И. Основы христианской культуры. – М., 2007. 6. Кименов Ю.А. Философия религии. – М., 1998. 7. Митрохин Л.Н. Религия «Нового века». – М., 1985. 8. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Алгоритм, 2002. 9. Религия народов современной России. – М., 1999. 10. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. – М., 1999. Тема 16. Смысл и направленность истории. 1. Проблема смысла и направленности исторического процесса в истории философской мысли. 2. Современные концепции о смысле и направленности истории. 3. Что такое общественный прогресс и каковы его критерии? Ответ обоснуйте и приведите примеры.
1. Следует раскрыть проблему смысла истории как она стояла на различных этапах развития философской мысли: 1) Античность; 2) Средние века; 3) Новое время; 4) эпоха Просвещения; 5) немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель). Естественно, речь идет о раскрытии лишь общих положений тех концепций, которые будут затронуты. 2. Необходимо обратить внимание на главные теории, в которых анализируется проблема смысла и направленности человеческой истории. В частности, для раскрытия вопроса можно изложить следующие подходы к пониманию исторического процесса: 1) культурологический подход (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); 2) экзистенциальный подход (К. Ясперс); 3) концепции исторического развития общества в философии марксизма. При ответе на вопрос необходимо также обратить внимание и на такой подход к анализу исторического процесса, как «антиисторицизм», который был сформулирован британским философом К. Поппером. Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-4 е изд., перераб. и доп. – М., 2004, 2008. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1998. 3. Зиновьев А. Глобальный человейник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. 4. Ивин А.А. основы социальной философии. – М., 2006. 5. Информационное общество. – М.: Изд-во АСТ, 2004. 6. Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993. 7. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. 8. Тоффлер Э. Война и антивойна. – М., 2005. 9. Урсул А.Д., Демидов Ф.Д. Устойчивое социоприродное развитие. – М.: Наука, 2006. 10. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. – М.: Изд-во АСТ, 2004. 11. Шпенглер О. Закат Европы. – Мн., 1999.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.175 (0.026 с.) |