Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий
Карточка учета дорожно-транспортного происшествия среди причин называет показатели, характеризующие состояние транспортного средства, состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия, в которых протекало движение, а также перечень нарушений Правил дорожного движения. Всего действующая карточка учета ДТП включает 76 таких показателей[9]. Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителя транспортных средств. Среди них: превышение скорости в опасных условиях; выезд на полосу встречного движения; несоблюдение дистанции; управление транспортом в состоянии опьянения и другие. Среди причин, связанных с поведением водителя, подлежат учету и такие, как физический недостаток водителя, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность водителя и другие. Всего в карточке перечисляются 25 подобных причин. Среди причин, относящихся к состоянию транспортных средств, - неисправные тормоза и рулевое управление, неисправные или не отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин. Эти причины проявляют себя в 3% ДТП. Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они, согласно статистике, оказывают влияние на 8% происшествий. Самой главной субъективной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения. Под дорожным движением понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Данное определение может иметь существенное значение и на практике. Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны помимо ПДД соблюдать и другие соответствующие правила, инструкции, положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности, исходя из особенностей их транспортировки, однако они не должны противоречить Правилам дорожного движения[10]. В соответствии с существующей классификацией ДТП подразделяются на 9 видов: - столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся: столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или технической неисправности) и столкновение подвижного состава железных дорог с остановившемся (оставленным на путях) транспортным средством;
- опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, обусловленные другим происшествием; - наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп и полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению); - наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, масла, строительные материалы, ограждения); - наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи); - наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство; - наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущиеся транспортные средства; - наезд на животных – происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб; - прочие происшествия – происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого и отброшенного колесами транспортного средства предмета на человека, животного или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения[11].
Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется также Правилами учета[12]. В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, в том числе о дорожно-транспортном преступлении, и в пределах установленной компетенции принять по нему соответствующее решение[13]. Вместе с тем, в УПК РФ отсутствует указание на обязательность регистрации сообщений о преступлениях и не определен ее порядок, что позволяет ученым-процессуалистам высказывать различные точки зрения относительно места регистрации в процессе рассмотрения сообщения о преступлении. Так, Н.Е. Павлов относит регистрацию к одному из элементов приема информации о преступном деянии[14]. Г.П. Химичева не включает регистрацию в содержание приема и рассматривает ее в качестве самостоятельного этапа рассмотрения сообщения о преступлении[15]. Вторая точка зрения нам представляется наиболее обоснованной, поскольку прием информации о дорожно-транспортном преступлении, как и о любом другом, и ее последующая регистрация, хотя и взаимосвязаны, но это две самостоятельные процедуры. Как справедливо замечает В.В. Артемова, что каждая из процедур предполагает совершение определенных действий, преследующих разные цели и выполняемых зачастую разными должностными лицами»[16]: 1) регистрацию осуществляют сотрудники дежурных частей, а прием заявлений нередко оперуполномоченные полиции, участковые-уполномоченные полиции;2) регистрация заключается в присвоении каждому сообщению порядкового номера и закреплению определенных сведений о нем в учетной документации, тогда как прием сообщения складывается из получения правомочными органами и должностными лицами, заявления, сообщения о преступлении, в том числе его процессуального оформления и обеспечения достоверности получаемой информации. В поддержку нашего мнения свидетельствует и ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ «О полиции» предписывающая сначала принять, а после зарегистрировать заявление (сообщение) о преступлении[17]. Учитывая сказанное, с целью устранения пробелов в законодательном регулировании регистрации сообщений о преступлениях, считаем необходимым, дополнить УПК РФ нормой, регламентирующей единый порядок регистрации сообщений о преступлениях, которую целесообразно поместить в ст. 144 УПК РФ «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», поскольку передача любого сообщения о преступлении, в том числе о дорожно-транспортном преступлении, для проверки и исполнения без регистрации запрещается. Следует оговориться, что законодатель предусмотрел исключение из общего правила обязательной регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, касающееся анонимного заявления. Так, в соответствии с п. 20.3 Административного регламента МВД РФ о порядке предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях[18] анонимные заявления, содержащие сведения о совершенных или готовящихся преступлениях без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем, уголовно-процессуальный закон не уточняет, что следует понимать под такими заявлениями. Проанализировав нормы различных федеральных законов, мы пришли к выводу, что анонимными следует признавать обращения, не содержащие фамилию, имя, отчество гражданина, почтовый адрес, личную подпись. Таким образом, предлагаем дополнить ст. 5 УПК РФ[19] п. 1.1 следующего содержания: «Анонимное заявление о преступлении – обращение, не содержащее фамилию, имя, отчество гражданина, почтовый адрес, личную подпись».
При регистрации сообщений о дорожно-транспортных преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на документах, зарегистрированных в книге учета сообщений о происшествиях, проставляется штамп о регистрации, в который вносятся номер регистрации, дата, наименование органа внутренних дел, инициалы и фамилия дежурного, его подпись. Зарегистрировав сообщение о преступлении, оперативный дежурный должен выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) и только при его личном обращении с заявлением, так как талоны сброшюрованы в книжки и пронумерованы, хранятся они в дежурной части органа внутренних дел, что и указывает на это как ч. 4 ст. 144 УПК РФ, так и п. 68 Административного регламента МВД РФ о порядке предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Таким образом, порядок регистрации сообщений о дорожно-транспортных преступлениях является неотъемлемой частью в расследовании преступлений, в том числе и дорожно-транспортных. Потому что он способствует снижению укрытия преступлений и положительным образом сказывается на соблюдении прав и надлежащей защите интересов лиц, пострадавших от преступлений. Документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) позволит заявителю более эффективно защищать свои права и законные интересы, так как информирует его, что заявление зарегистрировано, по нему будет проведена проверка и принято соответствующее решение в установленном законом порядке.
В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД РФ, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненные. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами. Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные. Объективными причинами считают: недостатки в планировании улиц и автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе: дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств. Исследователи подтверждают тот факт, что ошибки в управлении автомобилем и нарушении правил дорожного движения являются главной причиной большинства ДТП. Но они часто связаны с недостатком дорог и неблагоприятными погодными условиями, которые в 50-80% случаев являются одной из активных и косвенных причин, а в 15-20% случаев – главной причиной ДТП. Во всех этих случаях дорожные и метеорологические факторы оказывают механическое воздействие на систему «автомобиль-водитель» или на психофизиологическое воздействие на водителя и на его восприятие условий движения[20]. Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит: - превышение установленной скорости движения; - несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств; - нарушение правил обгона в зоне ограниченной, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках; - въезд на полосу встречного движения; - управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии; - несоблюдение очередности проезда; - нарушение правил перестроения, поворота или разворота; - другие нестандартные причины: резкое торможение, неподача световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков[21]. В учебной литературе подчеркивается, что расследуя дела данной категории необходимо учитывать, что дорожно-транспортные происшествия нередко происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств, когда водитель превысил скорость и нарушил правила обгона, другой – правила маневрирования и перестроения из ряда в ряд). Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие дорожно-транспортное преступление. Задачей следователя является: дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП, с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию транспортного средства, действиям водителя (водителей), потерпевшего.
Итак, ДТП подразделяются на 9 видов: - столкновение; - опрокидывание; - наезд на стоящее транспортное средство; - наезд на препятствие; - наезд на пешехода; - наезд на велосипедиста; - наезд на гужевой транспорт; - наезд на животных; - прочие происшествия. Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные. Объективными причинами считают: недостатки в планировании улиц и автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе: дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств. К субъективным причинам ДТП относится: - превышение установленной скорости движения; - несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств; - нарушение правил обгона в зоне ограниченной, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках; - въезд на полосу встречного движения; - управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии; - несоблюдение очередности проезда; - нарушение правил перестроения, поворота или разворота; - другие нестандартные причины: резкое торможение, неподача световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.70 (0.034 с.) |