Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стереотип эмоционального поведения
Стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми человек чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием (Психоэнергетика. Бойко). Стереотип эмоционального поведения отражает специфику эмоций, свойственных данной личности. У одного человека во многих ситуациях преобладают положительные эмоции, у другого – отрицательные; для кого-то характерны яркие и сильные эмоции, а у кого-то они слабые, невыразительные или неопределенные. Люди различаются репертуаром эмоций – у одних он многообразный, у других – ограниченный. Стереотип предопределяет выразительность телодвижений и особенности «выхода» энергий вовне. Разумеется, кроме эмоционального стереотипа, человек проявляет разные другие эмоции, однако они так или иначе испытывают на себе влияние стереотипа, подчинены ему, созвучны с ним. Функциональный стереотип эмоционального поведения Функциональный – значит, оказывает благотворное влияние на личность. С его помощью осуществляется выход энергий (как положительных, так и отрицательных) вовне. Они нейтрализуются с участием типичных эмоциональных реакций и состояний, соответствующих им телодвижений, а также посредством разных эмоционально окрашенных проявлений личности – трудовой, учебной, игровой и творческой деятельности, посредством отношений к различным объектам бытия, характера, умонастроений, социально-психологических установок, потребностей, ценностей и т. д. Однако функциональный для личности стереотип не всегда приятен окружающим. Функциональный эмоциональный стереотип способствует достижению внутреннего психологического комфорта, поскольку при участии соответствующих эмоций облегчается протекание всей психической деятельности. В этом смысле наиболее функциональны «чистые» эмоции, то есть природные эмоциональные программы, среди них: радость и печаль, гнев и отвращение, удивление и интерес, смех и плач, стыд и вина, злость и презрение. Проявленные без какого-либо принуждения не утрированно, эти эмоции наилучшим образом способствуют энергетическому обмену между внутренней и внешней средой.
«Чистые» эмоции не вредят самому индивиду. Поэтому не следует их сдерживать в себе, надо лишь позаботиться об адекватной и коммуникабельной форме их проявления. Не стоит также осуждать «чистые» эмоции у других людей, как и всякое контролируемое проявление естества. Функциональный стереотип эмоционального поведения – наиболее доступный и удобный для личности способ энергетических разрядок, ибо он, как отмечалось, естествен. Таковы, например, гипертимия и эйфория. Обобщая сведения о функциональных стереотипах эмоционального поведения, следует сделать один важный вывод: любой из них может проявляться свободно и беспрепятственно в том случае, если не мешает окружающим и не затрудняет жизнь самой личности. Однако не все, что свойственно нашей натуре, приемлемо для партнеров и способствует успеху. Чаще всего бывает так, что естественно сложившийся стереотип эмоционального поведения подвергается коррекции и даже насилию со стороны воспитателей, под влиянием среды, и тогда он будет в диссонансе с натурой. Далеко не всегда вполне функциональный стереотип эмоционального поведения отвечает общепринятым нормам и обладает качеством коммуникабельности. Так, неприятное впечатление оставляет человек угрюмый, малообщительный, или, напротив, чрезмерно веселый, говорливый, смешливый, импульсивный. В некоторых случаях функциональный, но в то же время некоммуникабельный стереотип поведения способен нарушать гармонию отношений с окружающими. Если в таких случаях личность переживает последствия своего эмоционального поведения, то стереотип вредит ей: она испытывает неудовлетворенность собой, стыд, резко осуждает себя, гневается, раскаивается. Негативная энергия может накапливаться и выходить вовне, провоцируя новые осложнения во взаимодействии с партнерами. Характерный пример неуправляемая эмоциональная возбудимость. Человек реагирует на многие небезразличные для него обстоятельства импульсивно – быстро и необдуманно. Энергетика эмоций «выходит» вовне легко и беспрепятственно; таким образом, эмоции справляются со своей главной функцией – обеспечивают ответное реагирование дополнительной энергией. Но энергия настолько завышена, что препятствует подключению интеллекта: реакция предварительно не оценена, не осуществлен выбор наиболее подходящего варианта экспрессии, эмоция «на выходе» не обретает социально приемлемую и коммуникабельную форму.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.44 (0.006 с.) |