Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты античной культуры
Античность (лат. antiquus — древний) первоначально понималась как совокупность греко-римских культурных достижений в области литературы, искусства и архитектуры, принятых в Европе за классические образцы. С расширением понятия культуры под античной культурой стали понимать и другие проявления духовной и социальной жизни (право, мораль, религия, наука, политика, экономика и т.д.), поскольку они переплетены между собой и говорят об особом образе жизни, отношении к природе, принятых ценностях и жизненных установках. Соответственно, античная культура представляет собой целостное образование, охватывающее все ее исторические проявления — политику и право, мифологию и религию, науку, философию и искусство. Географические рамки — территория Древней Греции и Древнего Рима, хронологические - от истоков крито-микен- вания знания как власти (М. Фуко). На этом этапе воедино связываются процессы дегуманизации техногенной цивилизации и положение личности в западной культуре. Своеобразие и новизна позиций современного Запада не в том, что он противостоит парадигме Нового времени. Наоборот, наблюдается преемственность в их развитии, хотя экспоненциальное развитие науки и техники ставит вопрос об исчерпаемости природных ресурсов и положении личности, позволяет назвать процессы дегуманизации базовой тенденцией западной культуры, обнаруживающей себя в эпоху постмодерна. Хотя постмодернизм возник как результат разочарования в ценностях и идеалах Просвещения, корни его гораздо глубже — в тех мировоззренческих установках личности в культуре Запада XIX—XX вв., которые сформировались под воздействием процессов индустриализации и развития массового общества.
ской культуры (рубеж III—II тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э., положившего начало переходу к христианской культуре. Рассмотрим основные черты и особенности античной культуры, которые постоянно сохранялись и воспроизводились, хотя античная культура трансформировалась и модифицировалась. Главная из них состоит в том, что античная культура вырастает и развивается на основе городской (полисной) жизни. В Греции полис формируется в период архаики (VIII—VI вв. до н.э.), расцветает в эпоху классики (V в. до н.э.) и теряет свою самостоятельность в борьбе с Македонией (IV в. до н.э.). Римская республика (VI—I вв. до н.э.) развивалась на основе полисного строя и центу-риатных комиций, которые играли роль народных собраний.
Полис, гражданская община древнего мира, будучи формой государственного устройства, гарантировал равные права гражданам — полноправным участникам общественной жизни. Развитая общественная жизнь, верховенство закона, защита свободы и личных прав граждан — важнейшие культурные достижения античной Греции и Рима. В античном полисе формируется человек нового типа — на основе рационально построенного образования. Греки пользовались термином «пайдейя» (греч. pais — ребенок), что обозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле: образование, образованность, просвещение, культура. При этом образование выступает как система мер по формированию полноценного члена общества, свободного и полноправного гражданина, т.е. принимающего на себя перед лицом закона ответственность за все происходящее в полисе. Соответственно пайдейя имеет своей целью формирование человека по образцу, модели гражданина полиса. В общечеловеческом смысле пайдейя в своей совокупности дает общий эффект воспитания и одновременно образования, преодолевая исторические пределы семьи и чисто профессиональной подготовки. Образование как система продуманных рациональных норм «по установлению», будучи принятой гражданами полиса (сохранялся индивидуальный выбор учителей и учений), выступает основой воспитания в человеке городских добродетелей, цивилизует человека. Понятие «пайдейя» близко по содержанию латинскому «культура», трансформация которого в римской античности свидетельствует об их общей наполненности антропологиче-
ским (общечеловеческим) содержанием» общий контекст этой трансформации — ученость, образованность, рациональность человека. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а личность с определившимися ценностными ориентациями. Конечной целью многолетней образовательной работы в Афинах и Риме периода республики являлось прежде всего осознание жителем полиса себя как полноправного члена гражданского общества. Но античная социальность уже во времена гомеровской Греции (XI—IX вв. до н.э.) предполагала агональный (греч.agon — состязание) тип культуры, в которой слава и индивидуальный успех выступали основными ценностями личности и целями пайдёвтики. Именно агонистика, состязательность, обусловила потребность в личности нового типа и позволила сформировать особую личность, с ее чувством собственного достоинства, защитой собственных интересов, признания верховенства принятых правил. Если субъект традиционной до-агональной культуры получал имя, а вместе с именем социальные функции и соответствующие культурные установки, то агональный тип личности предполагает самостоятельную ценность внутреннего мира человека. Вся греческая трагедия, лирика и отчасти эпос — это развернутый в наглядных образах и сюжетах мир внутренних переживаний богов и героев, попытка ослабить кризис и эмоциональное напряжение внутреннего мира личности. Например, поэма Гомера «Илиада» повествует о гневе греческого героя Ахилла и последующих за этим событиях. Вот как выражает свое душевное состояние поэт VII в. до н.э. Архилох:
Сердце, сердце! Грозным строем стали беды пред тобой. Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врага!
В условиях агональной культуры разрушаются родовые родственные связи. Основная задача греческого героя и римского патриция — получить признание среди равных. Поддержка семьи, родственников отступает на задний план — необходимо добиться признания всех. Оборотная сторона пайдейи, также вытекающая из агонисти-ки, — ревность и зависть к чужому успеху. Чтобы заглушить за-
висть, в Афинах, например, практиковался остракизм (остракон -черепок, процедура изгнания неугодных осуществлялась посредством голосования черепками, на которых было начертано их имя), который снимал политическую напряженность и как бы дополнял рациональные институты пайдейи легализацией иррациональных чувств и настроений. Атональная личность - это двуликий Янус, на одной стороне которого может быть написано: «Будь внимательным к чужим мнениям, оберегайся зависти других, ничего сверх меры», а на другой: «Не обращай ни на кого внимания, действуй сообразно своим желаниям, только победа и победа любой ценой». Соревнование за честь и славу, за утверждение личного Я делают мир столь динамичным, что социальное творчество становится способом самоутверждения. Социальная мобильность, изменение социального мира (войны, реформы и перевороты, судебные баталии, политическая борьба и т.д.) требовали новаторского отношения к миру. В центре античного мира находится человек, а внешний мир предоставляет возможности для воплощения его замыслов. Внешний мир проходит через призму внутренних переживаний и ценностей и только благодаря этому становится полноценным, завершенным универсумом. Многие элементы античной пайдейи прочно вошли в фундамент европейской культуры: права и достоинство личности, обязательность закона для всех, авторитет как способность «сохранить лицо», высокая оценка творческого начала в деятельности личности, право авторства и запрет на плагиат, ориентация на «теорийный» (созерцательный) образ жизни, высокая оценка знания и науки, искусства, философии.
Для греческого субъекта пайдейи, субъекта права, предметом интереса перестает быть мифологическое прошлое, все для него сливается в настоящем, становится предметом успеха. Пайдейя как прагматическая и рациональная система выбора предполагает обращение к настоящему. Настоящее — единственная ценность и исходный пункт личностно ориентированного воззрения на мир, где определяющую роль играли личные интересы. Пайдейя как способ рационального воздействия на человека не отвергала обращения к богам за помощью и поддержкой (Одиссей — любимец богини Афины, Гектору покровительствует Аполлон), хотя и предполагала формирование человека как субъекта правовых, экономических и политических отношений, способно-
го и обязанного самостоятельно принимать решения. Греки, как и римляне, надеялись прежде всего на самих себя, но боги присутствовали в повседневной жизни, и разумный человек остерегался их обидеть. У греков и римлян были два центра полисной жизни: публичная, политическая, жизнь на городской площади (агора у греков, форум у римлян); личная, религиозная (Парфенон у греков, Пантеон у римлян). Да и богам они поклонялись фактически одним и тем же: верховный бог греков Зевс (у римлян Юпитер); бог моря Посейдон (соответственно Нептун); божественная супруга Зевса — Гера (Юнона); бог виноделия Дионис (Вакх); бог войны Арес (Марс); богиня любви Афродита (Венера); богиня охоты Артемида (Диана); бог Аполлон почитался под одним именем в Греции и Риме. Однако рядом с богами находился рациональный мир понятий, науки, ораторского искусства. Древнегреческая и древнеримская культуры объединены в единый тип, но каждая из этих культур представляет самостоятельную и самобытную эпоху в истории человечества. Особую роль исследователи отводят греческой культуре как базовой. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Знакомство современного человека с мировой культурой начинается с великолепных образцов творчества греческого гения во всех сферах духовной и социально-политической жизни: драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель. В целом для античной культуры характерен (римляне здесь многое восприняли у греков) рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и взрывная экспрессия, творческий подход к решению социально-практических и теоретических проблем.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.96 (0.009 с.) |