Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровень третий. Семьи и группы правовых систем.
В рамках многих сообществ выделяются семьи правовых систем, которые объединяются общими национальными и историческими корнями, едиными целями, структурно-функциональными и стилевыми особенностями права. Это - следующая "линия разлома" правового пространства мира. Так, в семье христианской традиции права можно выделить семьи романо-германского или континентального права, англо-саксонского или общего права, скандинавского, латиноамериканского и славянского права. Между ними много общего прежде всего потому, что они входят в единое правовое сообщество с единым мировоззрением, общими ценностями и образами права, берущими начало в христианстве. Именно этим предопределено сходство, например, романо-германского (континентального) права и славянского, в частности российского, права, а не тем, что одно было поглощено другим. В связи с этим отметим, что в большей части славянских правовых систем заимствование отдельных чужеродных моделей имело ограниченный характер и не влияло на правовое развитие в целом. Многие семьи правовых систем разделяются на более дробные группы. Так, в рамках общего права можно выделить группы правовых систем государств Британского Содружества, а в нем - более узкие подгруппы правовых систем Австралии и Новой Зеландии, а также государств Карибского бассейна. В славянском праве обособленно предстают правовые системы западнославянских, восточнославянских и южнославянских государств. Столь же неоднородной предстает сообщество исламской традиции права. В нем отчетливо различаются правовые семьи суннитской (Египет, Сирия, Иордания и т.д.) и шиитской (Иран, Йемен) традиций права, а в их рамках - обособленные правовые группы, формировавшиеся под воздействием различных доктринальных течений и школ (мазхабов). В буддистской традиции права два основных течения: тхеравада и махаяна. Тхеравада ("Учение старейших") господствует в Шри-Ланке и в государствах Юго-Восточной Азии - Камбодже, Лаосе, Мьянме, Таиланде. Махаяна ("Великая колесница") преобладает в тибетских государствах - Бутане и Непале. Многообразно сообщество языческих традиций права, сохраняющихся, главным образом, в государствах Тропической Африки. Деление на семьи характерно и для сообщества бездуховной традиции права - технократической и тоталитарной, в том числе социалистической и национал-социалистической (фашистской).
Остальные сообщества правовых систем действуют в основном в границах тех государств, в которых они изначально появились: индуистское - в Индии, конфуцианское - в Китае, синтоистское - в Японии, иудейское - в Израиле. Отнесение национальной правовой системы к тому или иному сообществу, семье или группе зависит от того, какой из факторов либо совокупность факторов преобладает. Так, группа романо-германского (континентального) права объединяет правовые системы государств, образованных романскими и германскими народами Западной, Южной и Центральной Европы. Право в этих государствах формировалось под мощным влиянием древнеримского права. При этом многие из них не только заимствовали его отдельные правовые конструкции, но и признавали прямое действие его норм. Этот феномен исторического развития права романских и германских народов подробно описан в классическом труде П.Г. Виноградова "Римское право в средневековой Европе" (1910). Конечно, романо-германское право развивалось не только под влиянием древнеримского права. Глубокое воздействие на него оказывали национальный дух, проявляющийся в особенностях национального языка, стереотипах мышления, обычаях и традициях. Они, по словам Ф. Савиньи, формируют "истинное право" <1> - море, берегами которого являются писаные законы <2>. -------------------------------- <1> Von Savigny F.Ch. The Vocation of Our Age for Legislation and Jurisprudence. Birmingham. 1986. P. 33. <2> Сравнение действующего права с морем принадлежит знаменитому французскому юристу Ж. Порталису, одному из основных разработчиков Кодекса Наполеона. См.: Von Savigny F.Ch. Op. cit. P. 96.
Как в зеркале, национальный дух отражен в языке. Поэтому столь важно исследовать его особенности, выявляя те мыслительные образы, которые он создает, и которые в конечном счете определяют подлинное содержание права. В подтверждение можно привести несколько примеров, раскрывающих основы другой ветви христианской правовой семьи - славянского права.
В славянских языках право тесным образом связано с такими понятиями, как "справедливость", "правда", "праведность", "правильное". Все они имеют один корень. Такую же семантическую связь можно обнаружить и в других языках. Но что отличает славянские языки, так это то, что в них право ассоциируется не только с правдой и справедливостью, но и с такими понятиями, как "править", "правитель", "правительство". В результате в сознании возникают устойчивые мыслительные образы, в которых право предстает в основном как продукт воли правительства, народ - объектом управления, а справедливость - как то благо, которое дарует правительство. Еще одна черта, присущая славянским языкам: они связывают право не только с материальной, но и с духовной жизнью <1>. В нем часто звучат религиозные либо мистические мотивы. Так, корневая основа слова "закон" - "кон" означает рубеж, предел, границу, начало и вместе с тем конец. Неслучайно на протяжении многих столетий слово "закон" ассоциировалось в основном со Священным писанием - Библией. -------------------------------- <1> По этой теме большой интерес представляют исследования Ш. Курильски-Ожвэн (Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции: Учебное пособие. М., 1996), монография Б.А. Осипяна (Осипян Б.А. Дух правометрии или основание межерологии права. М., 2009).
Ноты другого мира звучат во многих словах, определяющих природу и пути развития права: "суд" - это судьба, от которой невозможно уйти, "богатство" - это то, что исходит от Бога и человек не может присвоить себе. Еще одна важная черта славянских языков: они отражают приоритет общественного над личным. Так, слово "порядок" означает строй, установленный по договору ("ряду") между членами общества, а слово "общество" - такую социальную организацию, основу которой составляют общие экономические, политические и духовные связи. Примечательно, что даже слово "счастье" понимается как единство части и целого. Отметим еще черты правового языка славян - драматичность и глубину его звучания. На это впервые обратила внимание французская исследовательница Ш. Курильски-Ожвэн. В частности, описывая звучание таких терминов, как "преступление", "наказание", она отмечала, что они звучат очень драматично, напоминают нам о Достоевском, и "эти понятия вызывают моральное осуждение, частота и сила которого удивительны для французского менталитета" <1>. -------------------------------- <1> Курильски-Ожвен Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции: Учебное пособие. М., 1996. С. 38.
Заметное воздействие на право оказывают национальные обычаи и традиции, что было блистательно показано в классических работах С. Мэна и М.М. Ковалевского, а в наши дни в трудах Н. Рулана, Н.А. Крашенниковой, А.И. Ковлера, ряда других авторов. К сожалению, систематического исследования этих вопросов в наши дни нет, что не только обедняет науку, но и оставляет власти в неведении о том, в какой среде действуют и как трансформируются в жизни принятые ими акты. В связи с этим заслуживает внимания опыт правительства царской России, которое "в интересах хорошего управления" создавало центры проведения этнографических исследований для изучения обычаев и нравов народов, населявших Россию <1>.
-------------------------------- <1> Подробнее см.: Ковалевский М.М. Клан у аборигенных племен России // Социологическое наследие. N 5. С. 130.
Такие же центры должны создаваться и в наше время, поскольку очевидно, что без учета национальных обычаев и традиций, иных факторов, влияющих на развитие права, невозможно обеспечить не только его полноценное изучение, но и эффективное применение. Конечно, деление правовых систем на сообщества, семьи и группы во многом условно. И дело не только в условности любых классификаций. Национальные правовые системы постоянно трансформируются под мощным воздействием разных факторов, о чем будет сказано ниже. Национальное право может сочетать в себе признаки различных правовых традиций. Так, во многих федеративных государствах (государствах с автономными образованиями) существуют смешанные правовые системы и "анклавы" иных правовых групп и сообществ. Так, в состав Российской Федерации входят республики, в которых возрождаются традиции исламской и буддистской традиций права. В американском штате Луизиана сохраняются традиции романо-германского права. Такая же ситуация складывается в канадской провинции Квебек. Несомненно, что такие "правовые анклавы", а также национальные и местные традиции оказывают мощное влияние на развитие национальных правовых систем. Они препятствуют проникновению общенационального права в те отношения, которые традиционно регулируются ими на протяжении многих веков. Нередко они заполняют вакуум, образованный пробелами в праве. Иногда вытесняют его, обеспечивая то регулирование, которое в большей степени отвечает потребностям экономики и ожиданиям общества. Такие процессы взаимовлияния разных правовых систем и традиций, безусловно, должны быть предметом исследования как общего, так и "внутреннего" сравнительного правоведения <1>. -------------------------------- <1> Термин "внутреннее сравнительное правоведение" для изучения права государств с усложненной формой государственного устройства был предложен Созер-Холлом (см.: Sauser-Hall. Fonction et methode du droit compare. Geneve, 1913).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.194 (0.011 с.) |