Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л е к ц и я № 1: «Мировая экономическая система и механизмыСтр 1 из 6Следующая ⇒
Л е к ц и я № 1: «Мировая экономическая система и механизмы Уровень и степень целостности системы мировой экономики характеризуется рядом организационно-экономических и правовых показателей и качественными характеристиками интеграционных процессов: 1.наличие и приоритет системы взаимосвязи принципа независимости национальной экономики, уровень ее протекционизма с характером ее открытости в процессе международного торгово-экономического сотрудничества национальных экономик и их компаний на мировых и национальных рынках. 2. Степень развитости мирового права (в том числе – международного экономического права), регулирующего процессы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. 3.Возрастающая роль и характер деятельности международных организаций и прежде всего – экономических, призванных регулировать процессы торгово-экономического сотрудничества. 4. Возрастающая роль становления и развития международных региональных экономических объединений в системе международных экономических отношений. 5. Факторы развития тенденции глобализации системы валютно-финансовых отношений и нарастающая зависимость национальных валют от состояния мировых фондовых рынков. 6. Степень и объемы вовлечения иностранных капиталов в структуру национальных экономик и их роль в формировании национального ВВП. 7. Развивающаяся динамика активности национальных экономик в систему международной специализации и разделения труда в международном производстве, накоплении, инвестициях, обмене и распределении конечного продукта на мировых рынках. 8. Возрастающий фактор обеспеченности национальных экономик стратегическими природными ресурсами и всеобщая зависимость стран мира (производителей и поставщиков) от источников их приобретения на мировых рынках (цены, кризисы, военно-политическая нестабильность и т.д.). 9.Возрастающая роль международных организаций (ВТО. МВФ, Всемирный Банк, ЭКОСОС), степень их авторитета и эффективность международных механизмов и инструментов воздействия и регулирования деятельности ТНК, ТНБ и других международных альянсов и компаний. 10. Возрастающая интеграционная роль производственных, валютно-финансо- вых (инвестиционных) и «человеческого» факторов по обеспечению устойчивости мировых рынков и всей мировой экономики как системы.
С х е м а основных закономерностей формирования Сущность, основные закономерности, организационные формы и Нормативные акты, регулирующие международные экономические Отношения Исторически процесс формирования системы мировой экономики и международных экономических отношений прошел от разрозненных колониальных, неравноправных торговых обменов до достаточно стройной нормативно и законодательно организованной: а/ экспортно-импортной торговли; б/ производственной и экономический интеграции, центральным звеном кото-рой выступают ТНК, ТНБ и др. альянсы; в/ системы мировых рынков и геоэкономических центров; г/ организационные системы регулирующих международных организаций в том числе – экономические, финансовые. С развитием мировых (региональных) рынков, усилением конкурентной борьбы и нарастающим дефицитом стратегических сырьевых ресурсов государства мира (и особенно – ведущие страны мира) начинают активно формировать не только систему политических, но и широкий аспект экономических, финан - совых, отраслевых и торговых организаций, союзов и альянсов. Эти международные организации формировались по поводу участия их национальных экономик и хозяйствующих субъектов на мировых рынках и защиты их интересов (протекционистская политика и формирование международных региональных объединений). Процесс создания международных политических, экономических и правовых международных организаций и институтов начался еще в 30-ые годы ХХ века. (Например, - Лига наций, международный таможенный союз и др. Наиболее активно этот процесс продолжился в 50-60-ые годы ХХ века: ООН (и его экономический блок – ЭКОСОС, ЮНКТАДТ, ФАУ и др.), ВТО, МВФ, Всемирный банк и др. В условиях активного развития международной экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества и глобализации экономических и информационных систем расширяются сферы внимания, координации и регулирования, а также – функции международных организаций. В частности,:
а/ развитие Институтов международного права и его отраслей (экономическое, коммерческое, отраслевое страхование, таможенное законодательство и др.); б/ международные отраслевые организации (ОПЕК, МАГАТЭ, межд. эконом. Форумы – в Альпах, в Сант-Петербурге, межд.коммер. Союзы, Ассоциации и тд в/ международные профессиональные организации (таможенный союз,ассо-цации авиаторов, транспортников, торгово-промышленные палаты и т.д.); г/международные экономические организации хозяйствующих субъектов (ас-социации маркетологов, менеджеров, компаний и т.д.); д/ специальные международные отраслевые организации по регулированию продовольственных рынков (рынок хлопка, чая, кофе, какао и др.). В частности речь идет прежде всего об Организации Объединенных Наций (United Nations Organisation). ООН – это самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация. Ее основная функция – принятие стратегически актуальных для человеческого сообщества или соответствующего региона мира, или для той/ или иной страны политического решения по всем вопросам международного сотрудничества. Вместе с рассмотрением глобальных проблем войны и мира ООН достаточно активно рассматривает социально-экономические проблемы в качестве одной из основных ее функций. В главе I Устава ООН «Цели принципы Устава ООН» сформулирована задача «регулирования международного сотрудничества, разработка механизмов в разрешении проблем экономического порядка…». Здесь же сформулирована задача по обеспечению «исследований и разработки рекомендаций, а также – создание специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной связи с ООН». Структура ООН: - Генеральная Ассамблея - Совет Безопасности - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - Международный суд - Секретариат По некоторым данным вопросами экономической и социальной сферами занимается около 85 % всего персонала Секретариата ООН. Одним из основных (из шести) основных органов ООН является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). Егостатус и функции закреплены в Х главе Устава ООН. В функции ЭКОСОС входит: а/ организация исследований по вопросам экономического и социального развития мирового сообщества; б/ подготовка различного рода докладов и рекомендаций по экономическим и социальным вопросам для заседаний Ассамблеи и совета Безопасности; в/ подготовка проектов конвенций, различных резолюций для рассматрения их на заседаниях Ассамблеи ООН; г/ организация и подготовка проведения международных конференций по актуальным проблемам международных экономических и социальных отношений; ЭКОСОС имеет право и создает различные вспомогательные органы управления на базе которых и сложилась сложная и стройная организационная, информационная и управленческая система оценки и регулирования международных экономических отношений. Членами ЭКОСОС являются представители 54 стран, избираемые на 3-х летний срок и ежегодно обновляемые на 1/3 всего состава. По регионам мира они распределены следующим образом: 14 мест – квота стран Африки; 10 мест- квота стран Южной Америки; 11 мест – квота стран Азии; 13 мест – квота стран Западной Европы; 6 мест- квота для стран Восточной Европы.
(важности ЭКОСОС в деятельности ООН является тот факт, что 70 % расходов общего бюджета на Аппарат ООН приходится именно на Аппарат сотрудников и организационную структуру ЭКОСОС и 85 % - сотрудников Аппарата ООН.) Основные задачи ЭКОСОС: - рассмотрение основного мирового экономического и социального положения (экономико-статистический и сравнительный анализ) и подготовка фундаментальных обзоров и публикаций; - анализ состояния складывающих тенденций развития мировой экономики; - рассмотрение проблем сохранения и загрязнения окружающей среды; - вопросы (рекомендации) по оказанию экономической, финансовой и научно-технической помощи развивающимся и экономически отсталым странам; - различные аспекты развития сельского хозяйства и формирование продовольственных программ; - проблемы демографического развития; - координация выполнения международных программ, принятых ООН. К середине 80 –х годов, когда обострился экономический кризис, ООН в 1974 году приняла Декларацию и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка. Вопросы координации и контроля за их исполнением было возложено на ЭКОСОС, которая была призвана сблизить интересы и уровни социально-экономического развития наиболее богатых и наиболее бедных стран. Ею принимались меры по разработке стратегии модернизации международных экономических отношений на с п р а в е д л и в о й основе. В частности, ЭКОСОС в этот период разрабатывает такие меры, как: - о координации мер по стабилизации мировой валютно-финансовой системы; - разрабатывается Программа «срочных мер» в интересах развивающихся и бедных стран мира, наиболее пострадавших от мирового кризиса середины 80-х годов; - одновременно разрабатываются предложение об отказе ведущих стран мира от задолженностей беднейших стран мира и др. В структуре ЭКОСОС действуют различные межправительственные постоянные и функциональные (по возникающим проблемам) Комитеты и Комиссии (статистическая, по правам человека, по положению женщин в мире, по работе с неправительственными (общественными) организациями. Одновременно в системе органов ЭКОСОС действуют пять региональных экономических Комиссий, в том числе: - Европейская Экономическая Комиссия; - Экономическая и социальная Комиссия для Азии и Тихого океана (ЭКСКАТО) - Экономическая Комиссия для Африки;
- Экономическая Комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА); - Экономическая Комиссия для Западной Африки (ЭКЗА). Не менее важной и авторитетной (наряду с ЭКОСОС) организацией по регулированию международных экономических отношений является и такая международная организация ООН как: Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАДТ. Эта организация призвана регулировать международные торговые отношения. Она была создана в 1964 году с целью координации и оказания содействия в вопросах организации международной торговли, ведению переговоров и подго-
товки международных договоров и рекомендаций международному торговому сообществу. В состав этой организации входит 170 государств. Главный координационный орган ЮНКТАДТ – конференция, которая созывается два раза в год. Секретариат конференции находится в г. Женеве. В структуре ЮНКТАДТ образованы комитеты: - Комитет по сырьевым товарам; - Комитет по готовым товарам и полуфабрикатам; - Комитет по пароходству; - Комитет по передаче технологий и экономическому сотрудничеству между развивающимися странами (комитет по преференциям). Другой международной экономической организацией ООН является - Организация объединенных наций по промышленному развитию – ЮНИДО. Основное назначение этой организации – разработка проектов и Программ регионального и межрегионального экономического и научно-технического развития национальных экономик стран Азии, Африки и Южной Америки. Главным координатором в разработке проектов и Программ является Консультативный Комитет ЮНИДО, представители которого находятся практически во всех развивающихся странах (континентах и регионах мира) в качестве Советников по промышленному развитию в регионах мира., которые консультируют, координируют, оказывают содействие в развитии национальной экономики той или иной страны.(Кстати, такое же представительство находится и в России с целью оказания ей «помощи» в промышленном развитии). Важной международной экономической организации при ООН является –Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and agrekalture) - ФАО. В ее состав входит 150 государств. Основной ее задачей является: сбор, обобщение и анализ информации по вопросам развития сельскохозяйственного производства и природопользованию в государствах мира, продовольствия, организации развития лесного хозяйства и рыболовства. В струтуре Аппарата ООН создан и активно функционирует специальная Комиссия ООН по транснациональным корпорациям (ТНК, ТНБ и альянсам). При ООН в 1966 г.была учреждена Комиссия ООН по п р а в у международной торговле – ЮНИСТРАЛ. Это – вспомогательный орган Генеральной Ассмблеи ООН по вопросам модернизации и согласования международной деятельности. Задача ЮНИСТРАЛ: содействие унификации права международной торговли. В частности, Комиссия ЮНИСТРАЛ в 1976 разработала Арбитражный регламент, который активно используется странами и хозяйствующими субъектами, торгующими на мировых рынках, при разрешении международных торговых споров.
Высокоразвитые страны Запада разработали и приняли Энергетическую Хартию и подписали соответствующий Д о г о в о р по обеспечению энергетических ресурсов мира. Однако Россия этот Договор не подписала, потому что его положения не соответствуют национальным интересам и принципам суверенитета. Среди других международных экономических организаций ООН еще в 1944 году на Бреттен-Вудской конференции был создан: Международный Валютный Фонд (на базе принципа формирования коммерческого капитала) – МВФ. Затем была создана «группа» Всемирный банк, в которую входят: а/ непосредственно Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который создан в 1945 г. и объединяет 180 стран мира. Его уставной капитал – около 150 млрд. долларов. Член МБРР оплачивает 20 % своих квот в уставном капитале. Высший орган МБРР – Совет управляющих. Каждая страна – член банка представлена одним членом в Совете управляющих – обычно на уровне
министра финансов.(Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 года). В своей финансово-кредитной деятельности МБРР уделяет активное внимание проблемам экономики и финансов национальных экономик развивающихся стран и странам с переходной экономикой. В отличии от функций МВФ, которые активно действуют в условиях краткосрочных макроэкономических и финансовых кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития развивающихся и бедных стран. В частности приоритетными для МБРР являются такие направления как: - структурные преобразования национальных экономик (их кредитование) по обеспечению либерализации их внешней торговли, по вопросам приватизации их производств, по вопросам реформы образования и здравоохранения и инвестиций в инфраструктуру страны. МБРР выделяет долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях (но для бедных стран – кредиты на льготных принципах). Совет управляющих МБРР состоит из назначаемых странами-членами управ-ляющих (министров финансов или председателей центральных банков страны), каждый из них назначает заместителя. Срок полномочных управляющих – пять лет и заседает один раз в год (ежегодное собрание). Каждый управляющий может назначать своего директора- -исполнителя. Решения в Совете управляющих принимаются простым большинством голосов. (По наиболее крупным (проблемным вопросам) необходимо набрать 85 % от общего количества членов МБРР.). При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале МБРР (Однако США имеют 17 % голосов, то есть столько же, сколько имеет 140 –членов- развивающихся государств.(Квоты России и Украины составляют соответственно-1,8 и 0,8 %. Как правило, текущую работу выполняют директора-исполнители, назначаемые членами – управляющими, которые избираются на два года. Из 24 директоров-исполнителей пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, США, Германия, Франция и Япония), имеющими наибольшую долю в капитале МБРР. б/ Международная ассоциация развития (МАР). (Создана в 1960 г.и предоставляет кредиты наиболее бедным странам на льготных условиях, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка). в/ Международная финансовая корпорация (МФК). Эта организация занимается содействием экономического роста развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору развивающихся стран. г/ Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 году. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления им гарантий иностранным инвесторам от возможных потерь, вызываемых некоммерческими рисками. д/ Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Основан в 1966 году. Осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Эта организация проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве в различных странах-членах МБРР. Наряду с мировыми банками (МВФ и Всемирным банком), членами которых являются практически большинство стран мира, существует целый ряд региональных и континентальных межправительственных банков: а/ Европейский инвестиционный банк (основан в 1958 году). Он обслуживает страны-члены Евросоюза и государства, сотрудничующиеся с ЕС; б/ Межамериканский банк развития (основа в 1959 году.); в/ Африканский банк развития (основа в 1964 году); г/ Азиатский банк развития (основан в 1964 году); д/ Европейский банк реконструкции и развития (основан в 1990 году) В связи с тем, что ТНК сегодня занимает центральную нишу в функционировании мировых рынков (господствующее положение на них) и за процессом их деятельности наблюдает специальный Комитет ООН, такая же ведущая роль на мировых валютно-финансовых рынках сегодня принадлежит ТНБ (транснациональные банки мира), располагающие зарубежными филиалами. Сегодня их больше 100. При этом основными клиентами этих ТНБ выступают промышленные и торговые ТНК. Вот почему практика деятельности ТНБ потребовала обеспечения, формирования некоего координирующего Центра их деятельности. Так, еще в 1974 году главы Центральных банков высоко развитых стран сформировали так называемый Базельский комитет, в рамках которого сегодня обсуждаются проблемы регулирования международной банковской деятельности. В 1975 году этот Комитет выработал, а в 1983 году – обновил так называемое Базельское соглашение (или Базельский конкордат). В нем распределяются обязанности по контролю за ТНБ со стороны стран их происхождения и принимающих стран, а также – определяют порядок обмена информацией между ними. Одним из центральных звеньев, координирующим развитие торгово-экономи-ческого сотрудничества сегодня выступает Всемирная торговая Организация (WTO - World Trade Organisation) – правопреемница бывшей GATT - Генеральное соглашение по торговле и тарифам), созданное в 1948 году (при ООН). Сегодня – это самостоятельная международная экономическая (торговая) организация. Деятельность ВТО обеспечивается на следующих основных п р и н ц и п а х: - предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования в процессе экспортно-импортного сотрудничества; - осуществление торговли без дискриминации со стороны другой стороны на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима; - право защиты отечественных производителей путем регулирования таможенными тарифами (принцип протекционизма), но с обязанностью постепенно отказываться от активного применения мер нетарифного регулирования; - сокращение количества тарифных ставок с перемещаемых товаров в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного применения по отношению к своему партнеру; - предоставление членам ВТО консультаций и рекомендаций в режиме совершенствования торгового сотрудничества: - соблюдение принципа равноправного доступа к рынкам и справедливой конкуренции по отношению к партнеру: - принцип предоставления льготного режима для экономически слабо развитых стран; - соответствие принципов торговли в рамках регионального сотрудничества правилам и нормам, разработанных ВТО; - соблюдение правил и норм особого режима для регулирования товаров текстильного производства и готовой одежды (для экономических отсталых стран).
В условиях складывающегося неравноправного (а порой и несправедливого) торгово-экономического сотрудничества между высоко развитыми странами и экономически слаборазвитыми странами (политика дискриминации со стороны первых), высокой конкуренции на мировых рынках со стороны ТНК большинство развивающихся стран и тем более – экономически отсталые страны начали активно формировать систему регионального экономического сотрудничества. В результате это сотрудничество сегодня переросло в активный процесс международной экономической интеграции, который сегодня находится в рамках различных стадиях (этапов) этого развития: от Евросоюза (высшая стадия развития) до первичной стадии формирования в рамках азиатских и африканский объединений.
В числе наиболее устойчиво сложившихся и активно функционирующих региональных объединений необходимо отметить следующие: Евросоюза (страны – члены Европы), НАФТА (страны-члены Северной Америки), АТЭС (страны –члены Юго-Восточной Азии и Тихого океана), АСЕАН (страны-члены Южной Азии), СНГ (страны-члены Восточной Европы и Центральной Азии), МЕРКОСУР страны-члены Южной Америки), КАРИКОМ (страны-члены Карибского бассейна), САДК(страны-члены Южной Африки), КОМЕСА (страны-члены Восточной и Южной Африки), ЭКОВАС (страны-члены Западной Африки), ЛАГ страны-члены Северной Африки), ЮДЕАК (страны-члены Центральной Африки), ШОС (страны-члены Восточной Европы и Центральной Азии), СГ России и Белоруссии и др. Теория и практика формирования и развития самого развитого регионального экономического объединения Евросоюза позволяет сформулировать наиболее общие эволюционные этапы международной региональной экономической интеграции: а/ формирование зоны свободной торговли; б/ формирование таможенного союза; в/ формирование общего рынка; г/ формирования Экономического союза; д/ формирование Экономического и валютного союза; е/ формирование Политического союза. В результате, сегодня можно говорить уже о сложившихся принципах формирования регионального экономического объединения: - наличие сопредельности границ; - формирование единого экономического пространства; - наличие (временное введение) Межбанковского регионального валютно центра (Института) и обеспечение эквивалентного валютного обмена (индекса обмена); - принцип единства территориального пространства; - принцип кооперации и интеграции в сфере промышленного (индустриального) производства; - принцип единой таможенной политики; - принцип единой валюты; - принцип формирования межнациональных (наднациональных) органов управления региональными объединениями; - принцип единого законодательного органа (парламента); - наличие конституционного документа, принятого сообществом стран-членов регионального объединения и ратифицированного парламентами (или принятого на референдуме) стран. Рассмотрим организационно-структурное построение и функционально содержание ряда международных региональных экономических объединений. 1. Европейский Союз (ЕС). Истоки его образования: - в 1952 году было образовано (создано) Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) с участием: ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люк –сембурга. - в 1957 г., 25 марта эти страны подписали Договор об образовании Европей- ского Экономического Сообщества (ЕЭС), куда вошли: ФРГ, Франция, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Бельгия. Для обеспечения устойчивого регулирования и деятельности в рамках Европейского Экономического Сообщества были созданы следующие органы управления и координации. а/ Совет глав государств-членов ЕЭС. Заседания проходят не реже дух раз в год. б/ Европейская Комиссия (КЕС) – Исполнительный орган Евросоюза. (Сегодня она состоит из 25 стран – членов ЕС (комиссаров, ведающих отраслевыми вопросами). Комиссары Комиссии назначаются сроком на пять лет. Резеденция КЕС находится в Брюсселе. Штат этой Комиссии – 15 тыс. чел. Комиссия (КЕС) - аппарат является центральным звеном управления, определяющим и разрабатывающем стратегию развития стран – членов Евросоюза, в том числе и экономического развития. в/ Европейский парламент ( резиденция располагается в г. Страсбурге). Парламент избирается прямым голосованием граждан всех стран-членов Евросоюза. В парламент избирается 626 депутатов. Квота представительства от каждой страны определяется количеством населения страны. Парламент рассматривает и утверждает бюджет Евросоюза, обеспечивает контроль деятельности КЕС, имеет право формировать функции и полномочия сотрудникам КЕС, обеспечивает законодательную политику. г/ Европейский суд. Он обеспечивает соблюдение норм и правил поведения членов-государств Евросоюза, а также – процесс контроля за реализацией законодательных актов, принимаемых в рамках Союза. д/ Аграрный фонд ЕС. Его основная функция – регулирование объемов производства и цен сельскохозяйственной продукции (ФЕОГА). На функционирование этого фонда приходится значительная часть общего объема бюджета. е/ Европейский социальный фонд. Этот фонд разрабатывает социальную политику в рамках Евросоюза, координирует перемещение рабочей силы стран-членов ЕС внутри региона, распределяет субсидии (дотации) по обеспечению движения рабочей силы и демографической политики. ж/ Европейский фонд регионального развития. Этот фонд содействует структурной перестройки деградированных районов Евросоюза и устранению кризисных явлений. (Но вряд ли это будет сделано!!!). з/ Европейский банк реконструкции и развития. Он создан на основе долевого участия с целью кредитования государств-членов Севросоюза. Маастрихтский Договор. Договор был подписан главами государств-членов ЕС в декабре 1991 году. В результате был юридически оформлен Единый Таможенный и Валютный союз., который вступил в силу с 1 января 1999 года. Маастрихтский договор. Вступление в Валютный союз в соотстветствии с договором возможно лишь при условии, что до вступления в него страна-канди-дат должна выполнить три основных условия: - во-первых, - дисперсия цен. Степень отклонения от среднего уровня цены не должна превышать 1,5 % от среднего уровня инфляции трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами; - во-вторых, годовой бюджетный дефицит не должен превышать 3-х % (процентов); - в-третьих, государственный долг не должен превышать 60 % от величины ВВП национальной экономики. 2. Азиатско-Тихоокеанской экономическое сотрудничество в статусе региональной экономической организации была создана в 1989 году, членами которой сегодня является 21 государство стран юго-востояной Азии, Тихого океана, а также – США, Канады и др. стран. Последними в в 1997 году в АТЭС были приняты Вьетнам, Перу и Россия. По мимо них в состав регионального объеди
нения входят такие страны как Австралия, Новая Зеландия, Бруней, Гонконг, Китай, Кирибати, Малайзии, Маршаловы острова, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Южная Корея, Сингапур, Тайланд, Тайвань, Филиппины, Чили. Формально статус и функции АТЭС заключаются в организации принципа открытости и многостороннего сотрудничества в сфере торговле, инвестиций и финансовой деятельности, а также – в развитии частного сектора региона. В рамках консультативных функций его координационные органы (Комитеты) проводят встречи министров по вопросам экономики, заключают договора и координируют долгосрочное сотрудничество. Но в связи с тем, что данное объединение включает страны с различным уров-нем экономического развития и политических интересов, политическое руководство ряда азиатских стран приняло решение о создании «чисто» Восточно-Азиатского Саммита (ВАС), куда входили бы только страны Азии. И тем ни менее, в данном объединении практически создана Зона свободной торговли (первый этап формирования регионального объединения). 3 АСЕАН – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии Эта торгово-экономи-ческая группировка была создана в 1967 году и включает десять стран: Индо-незия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Мьянма, Бруней, Лаос, Вьетнам, Россия. Цель создания АСЕАН – обеспечение содействию социально-экономического развития стран региона и формирование единого регионального рынка. Основные документы этого регионального объединения – Договор о сотрудничестве и Декларация по общим вопросам регионального экономического сотрудничества. Высшим органом АСЕАН является ежегодная Конференция глав государств и правительств (один раз в 3 года). Руководящий и регулирующий орган объединения – Постоянный комитет
Министров иностранных дел и послов стран-членов организации. 4. ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития была создана в 1961 году 20-ю государствами-учредителями. Местонахождение - Париж. На 1 января 1999 года членами ОЭСР были 29 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. (Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994 г. после подписания Декларации о сотрудничестве и соглашения о привилегиях и иммунитете. В мае 1996 г Россия подала заявление и начала переговоры о полноправном членстве в ОЭСР). ОЭСР принимает два вида решений: а/ постановления, обязательные для всех стран-членов и б/ так называемые «джентлменские» соглашения, имеющие добровольный характер, но обычно- соблюдаемые. Главные задачи ОЭСР: - анализ состояния экономик стран-членов ОЭСР и составление дважды в год прогнозов их развития на ближайшие 1,5 года; - разработка рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро и от-раслевом уровнях, в том числе и – анализ международной торговли; - координация политики в области финансовой помощи развивающимся государствам; - готовит материалы для крупных международных соглашений. Например, подготовлен, но пока еще ни всеми странами-членами ОЭСР подписано Многостороннее соглашение об инвестициях, призванное регулировать прямые иностранные капиталовложения в международном масштабе. Главная цель этого Соглашения – либерализовать условия прямых взаимных капиталовложений в национальные экономики стран-членов организации, а также – обеспечить открытие рынков инвестиций в странах-членов и уровнять права национальных и иностранных вкладчиков. Высшим органом ОЭСР является Совет представителей государств-членов ОЭСР, который заседает один раз в год на уровне министров в соответствии с повестками заседаний (министры иностранных дел, экономики, финансов идр.). В рамках аппарата ОЭСР создано и функционирует 150 специализированных комитетов, экспертных комиссий и рабочих групп. 5. НАФТА - Североамериканская ассоциация о свободной торговле – группировка, объединяющую страны: США, Канада, Мексика.(создана в 1994). Инициатором такого объединения стала США, так как политическое руководство понимало, что интеграционные процессы в других регионах (ЕС. АТЭС и др.) приносят значительные дивиденды национальным экономикам. Поэтому передСША и встала задача не только сохранить, но и усилить конкурентоспособность своих ТНК на мировых рынках. С этой целью в рамках НАФТА решаются такие задачи как: а/ либерализация и выравнивание товарообмена между нацинальными экон-номиками. (Это должно обеспечить выравнивание издержек производства Ибо этот показатель до объединения был крайне – неравнозначен: один час рабочего времени в Канаде – 5,75 долл., в США – 4,5, а в Мексике – 50 центов.). б/ либерализация внешнеэкономической деятельности; в/ аннулирование таможенных барьеров и организация единого контенинтального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг и рабочей силы через границы трех государств. Ликвидация таможенных барьеров намечалось к 2010 году. Но уже сегодня пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами снижены до 70 %. В этом же направлении развивается снижение пошлин и в сферах энергетики, сельскохозяйственных товаров, автомобилей и текстиля. Самый большой выйгрыш от вступления в НАФА получила Мексика в виде Стремительного роста поступлений иностранного капитала и в первую очередь – из США. С оживлением инвестиционной деятельности в стране повысился уровень оплаты труда (до 30 % от ранее действовавшей: 1 час- 50 центов). В Мекиске возрастает роль и обрабатывающей промышленности в связи с тем, что из США перемещаются ряд производств в Мексику. В свою очередь, Мекиска отказалась от 20 процентной таможенной пошлина на американские компьютеры, снижает ввозные пошлина на ввозимые американские и кандские автомобили и др. 6. М Е Р К О С У Р - Южноамериканский общий рынок стран Южного конуса (Договор о создании Южноамериканского общего рынка был заключен в 1991 году). Этот Договор вначале был подписан в г. Асунсьоне (столице Парагвая) четырьмя сторонами: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. – «О создании Таможенного союза и общего рынка – М Е Р К О С У Р». В 1994 году в развитие Асунсьонского договора этими же странами было заключено дополнительное Соглашение «О создании зоны свободной торговли» с последующем образованием Таможенного союза. В результате, с 1995 года на рынках 4-х стран начали действовать общие таможенные тарифы на импортные товары и услугу, охватившие примерно около 85 % всех ввозимых из третьих стран товаров и услуг.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.135.184 (0.16 с.) |