![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4: Особенности федеративного устройства России.
Федеративное устройство РФ как национально-территориальной политической организации. Многообразие видов субъектов РФ. Основные принципы федеративного устройства РФ.
1. Федерация – одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид – унитарное государство). Федеративное устройство Российского государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. ФУ Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (глава 3). Государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства, имеющиеся у РФ: Суверенитет РФ, распространяющийся на всю её территорию и проявляющийся в верховенстве Конституции и ФЗ. Федеральная конституция и ФЗ. Федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ. Государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Единое гражданство РФ. Государственный язык. Единые Вооружённые Силы. Единая денежная единица – рубль. Государственные символы: Государственный флаг, герб и гимн РФ. Столица РФ.
2. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов (всего 89 субъектов) (статья 5). Их несколько видов: республики – 21, края – 6, области – 49, города федерального значения – 2, автономная область – 1, автономные округа – 10. Республики – это государства в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ: конституция республик, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики; территория; республиканское гражданство, государственный язык; собственные символы государства.
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные – по территориальному. Для конституционного статуса этих субъектов Федерации характерно наличие устава, своего законодательства, системы органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации, территории. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
3. государственная целостность. РФ – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава РФ. единство системы государственной власти. Проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю её территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов. Существует перечень вопросов ведения РФ и предметы совместного ведения РФ. принципы равноправия и самоопределения народов в РФ. равноправие субъектов РФ. Равноправие всех субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Тема 5: Президент РФ. Конституционный статус президента РФ и его компетенция. Порядок выборов и прекращение полномочий президента. Полномочия по изданию указов и распоряжений.
1. Президент РФ является главой государства – должностным лицом, занимающим высшее место в системе органов государства (статья 50). Виды правового положения Президента в системе высших государственных органов государства: президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (ФРГ); президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (США);
президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти (РФ). Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате. Ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет в соответствии с Конституцией и ФЗ. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом: ограниченность периода полномочий Президента (4 года); всенародные прямые выборы; альтернативный характер выборов; недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд; возможность отрешения его от должности; возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда. Функции Президента РФ (статья 80): является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, т.е. несёт персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека; гарант суверенитета РФ, т.е. он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Компетенция Президента Российской Федерации: 1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти (статья 83): назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. 2. Полномочия по отношению власти законодательной (статья 84): назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; подписывает и обнародует федеральные законы; обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Государственную Думу; подаёт запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о её толковании; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. 3. Полномочия во внешнеполитической области (статья 86): осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. 4. Полномочия в военной области: утверждает военную доктрину РФ (статья 83); является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (статья 87); в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (статья 87); при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение (статья 88). 5. Полномочия по отношению к гражданам (статья 89): решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование. 6. Правотворческие полномочия Президента (статья 90): издаёт указы (акт нормативного характера) и распоряжения (акт индивидуального характера), которые обязательны для исполнения на всей территории РФ; они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.
2. Порядок выборов Президента России определяется статьёй 81 Конституции и ФЗ «О выборах Президента РФ». президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ; избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; президентом РФ может быть избран гражданин РФ; президентом РФ может быть избран человек не моложе 35 лет; условие постоянного проживания в РФ не менее 10 лет; одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд; выдвигать кандидата в президенты вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек; субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 1 млн. подписей избирателей; избранным считается кандидат, получивший более ½ голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования. Варианты прекращения полномочий Президента (статья 92): нормальный порядок, т.е. полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ; досрочное прекращение полномочий: в случае его отставки, т.е. инициативы самого Президента; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; отрешения от должности (статья 93) Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в совершении государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок выше 5 лет. 3. Издаёт указы (акт нормативного характера) и распоряжения (акт индивидуального характера), которые обязательны для исполнения на всей территории РФ; они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.
Тема 6: Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ, его структура. Порядок деятельности Федерального Собрания.
1. Федеральное Собрание - парламент РФ; оно совместно и Президентом, Правительством, судами РФ и другими государственными органами осуществляет государственную власть и является представительным и законодательным органом РФ в системе разделения властей. Общая характеристика Федерального Собрания (глава 5): парламент имеет представительный характер. Он рассматривается как выразитель интересов и воли народа, а не только лиц, участвовавших в избрании депутатов, выражает его волю в законах и иных актах, не будучи никому подконтролен. В Федеральном Собрании представлены все граждане (в ГД) и все субъекты (в Совете Федерации). парламент – это законодательный орган. Принятие законов – основная задача ФС, также есть ещё: утверждение бюджета, принятие правил внутреннего распорядка работы парламента, парламентский контроль.
ФС олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Указаны конкретные даты начала и окончания сессии, а также каникул. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Решения Совета Федерации адресуются всей России. ГД представляет всё население РФ. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместно лишь заслушивают послания Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совет Федерации, утверждая или отклоняя законы, принятые ГД, как бы контролирует и сдерживает её и поэтому ещё называется верхней палатой парламента.
Предусмотрена возможность досрочного роспуска одной из палат ФС – Государственной Думы: после трёхкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; если ГД в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству. Во втором и третьем пунктах Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства. Комитеты (Комитет по бюджету, налогам и финансам) – это постоянно действующие органы палат. Одни из них имеют отраслевую направленность, другие – функциональную, т.е. создаются для рассмотрения специальных вопросов. Комитеты по вопросам, отнесённым к их ведению. Осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности и др. В задачу комитетов входит и вынесение заключений по проекту федерального бюджета. В Комитетах иногда создаются подкомитеты. Комиссии – это структуры палат, носящие временный характер и созданные для выполнения определённых задач (комиссия для подсчёта результатов тайного голосования). Имеет место и образование согласительных комиссий (комиссия для решения вопросов, связанных с законами, принятыми ГД, но отвергнутые СФ). Вправе создавать рабочие группы. Назначение комитетов и комиссий состоит в том, чтобы содействовать депутатам в осуществлении ими своих полномочий.
2. Порядок работы Совета Федерации: Деятельность Совета Федерации основывается на принципе коллективности. Обсуждения рассматриваемых вопросов и принятие по ним решений проходят свободно и открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата вправе проводить закрытое заседание. Решением палаты на её заседании могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, учёные, специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам и законам. Могут присутствовать на заседании и представители СМИ, депутаты ГД. Президент, представитель Правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Заседание палаты считается правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации. Заседаниями руководит Председатель Совета Федерации, которые не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим. Работа в СФ ведётся на русском языке. Используются следующие виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, а также справки, информации, заявления, обращения. Решения СФ принимаются открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронной системы подсчёта голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов (исключение составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются большинством не менее ¾ голосов). Порядок работы Государственной Думы: Деятельность ГД проходит на основе принципов коллегиальности, свободного обсуждения вопросов и открытости. На заседаниях вправе присутствовать члены СФ, могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по вопросам, рассматриваемым ГД. Аккредитуются и представители СМИ. Но по решению палаты могут быть проведены и закрытые заседания. Президент или его полномочный представитель в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а также Генеральный прокурор, Председатель ЦИК вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты имеют лишь короткие зимние и более продолжительные летние каникулы. Предусматриваются различные формы работы депутатов: участие в заседаниях палаты, Совета ГД, её комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп, обсуждение вопросов на парламентских слушаниях, работа с избирателями. Заседание ГД считается правомочным, если на нём присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Работа ведётся на русском языке. Правовое, организационное, документальное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности ГД осуществляет её аппарат. Решения ГД принимаются на её заседаниях открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронных средств подсчётов голосов, без использования электронной системы, с помощью бюллетеней и путём опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам – от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии конституционных законов.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.222 (0.047 с.) |