Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система социального обслуживания
Институциональные формы социального обслуживания: ü центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании; ü социально-реабилитационные центры; ü специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); ü социальные приюты; ü психолого-педагогические центры; ü центры (отделения) социальной помощи на дому; ü центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; ü стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома- интернаты и др.); ü геронтологические центры; ü реабилитационно-трудовые мастерские.
57. Социально-потребительский комплекс в экономике страны Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг. На предыдущих этапах социально-экономического развития страны производство услуг в отраслях социально-потребительского комплекса осуществлялось преимущественно на платной основе, внедрялся хозяйственный расчет и другие экономические формы. Вот почему адаптация комплекса к рыночным условиям хозяйствования проходит относительно более успешно, чем в отраслях социально-культурного комплекса. Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их территориальную организацию. Отрасли социально-потребительского комплекса: - розничная торговля – совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи; - общественное питание – отрасли экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий; - бытовое обслуживание населения – отрасль, выполняющая индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления и ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения. - жилищно-коммунальное хозяйство – обеспечивает воспроизводство жилищного фонда, доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственного потребителя. Оно разделяется на жилищное, гостиничное и коммунальное хозяйство.
58. Торговля: тенденции и перспективы её развития Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих товары народного потребления путем купли-продажи. Расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров, ускоряет оборот общественного продукта, способствует более полному удовлетворению личных потребностей. Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Основные задачи Министерства торговли: 5.1. проведение государственной политики в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в этих сферах; 5.2. анализ состояния внутреннего потребительского рынка и сферы бытового обслуживания населения; 5.3. координация создания товаропроводящей сети за рубежом, внешнеторговой деятельности, нетарифного регулирования; 5.4. разработка и осуществление совместно с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, мероприятий, направленных на формирование внутреннего потребительского рынка, улучшение торгового обслуживания населения, создание условий для роста экспорта товаров и услуг, развития рекламной деятельности с учетом национальных интересов; 5.5. регулирование отношений, связанных с торговлей, общественным питанием, бытовым обслуживанием, защитой прав потребителей; 5.6. осуществление контроля в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламной деятельности;
5.7. реализация государственной кадровой политики в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; 5.8. координация выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь и за ее пределами. Задачи развития торговли: ü создание эффективной системы товародвижения; ü оптимизация ассортиментной политики торговых организаций; ü обеспечение продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства; ü оптимизация импорта; ü повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей; ü развитие конкурентной среды; ü обеспечение защиты прав потребителей.
59. Общественное питание и его место в экономике страны Общественное питание - это вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Общественное питание осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий. Общественное питание сегодня представлено 12029 объектами, в которых одновременно могут разместиться 744,5 тыс. посетителей. В республике работает 36% предприятий общественного питания государственной формы собственности и 64% - частной. Сеть общественного питания динамично развивается. Ежегодно открывается порядка 400-500 объектов. Активная политика социальных преобразований в республике способствует дальнейшему развитию современных предприятий. В 2011 году в городах республики за счет реконструкции, перепрофилирования и нового строительства открыто 479 объектов общественного питания на 196 тыс. мест. При учреждениях образования функционирует более 4,3 тыс. объектов общественного питания или 36% всей сети. Охват питанием работающих на производстве составляет в среднем до 60%. Норматив социального стандарта в отрасли общественного питания увеличен до 40 мест (2015 г). В 2011 г. он составляет 34,4 места на 1000 человек (2004 г.-18,6 мест, 2010 г.- 27 мест). Для повышения рентабельности отрасли предусматривается создание сети предприятий быстрого питания, для которых характерна высокая окупаемость. В ближайшее время планируется открыть более 200 таких предприятий, основанных на лучших традициях белорусской кухни. Предприятия быстрого питания предполагается размещать в местах пересечения пассажиропотоков, крупных и средних административных, торговых и туристских центрах, на оживленных транспортных магистралях. Здесь же будут построены закусочные и кафетерии, гриль-бары, пиццерии, магазины и отделы кулинарии, блинные, пельменные, пирожковые, шашлычные и др.
60. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию). Жилищная сфера — составная часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт. От количества и качества услуг ЖКХ зависит уровень комфортности и благоустроенности жизни населения, что в конечном итоге сказывается на его работоспособности, здоровье, приросте населения, отношении к органам государственного управления. В отличие от других отраслей социальной сферы объемы и качество жилищно-коммунальных услуг не подлежат сокращению ниже определенного минимума. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный комплекс разнообразных предприятий, служб, оказывающих услуги или производящих продукты — всего более 30 видов деятельности. В его состав входят две крупнейшие подотрасли: жилищное строительство и содержание жилого фонда. Коммунальное хозяйство включает санитарно-технические службы и предприятия (водопровод, канализацию и т.д.), энергетическое и транспортное хозяйство, хозяйство внешнего благоустройства. Уровень благоустройства жилищного фонда Республики Беларусь характеризуется резкими контрастами между городами и сельской местностью. Уровень благоустройства жилого фонда в сельской местности остается довольно низким. Это оказывает определенное влияние на его использование (оно не всегда востребовано). В Республике Беларусь в июле 2003 г. принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года. Для реализации концепции необходимо обеспечить: • внедрение высокоэффективных, надежных, экономически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии; • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
• совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в отрасли; • совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств. В ЖКХ остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств. Основными направлениями реформы ЖКХ являются: • развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от качества и местоположения; • совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения; • совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды; • передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья. 61. Бытовое обслуживание населения Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. Систему управления бытовым обслуживанием населения образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Основными задачами объединения «Белбыт» являются: • реализация государственной политики в сфере бытового обслуживания населения, включая регулирование деятельности субъектов хозяйствования, с целью максимального удовлетворения его потребностей в бытовых услугах, повышения культуры обслуживания; • анализ и прогноз тенденций развития бытового обслуживания населения, разработка на их основе концепций, программ деятельности и обеспечение их реализации; • обеспечение финансовой стабилизации организаций бытового обслуживания населения и безубыточности их деятельности, наращивания объема бытовых услуг, расширения их видов и повышения качества. Сфера бытового обслуживания подразделяется на технологически различные производственные отраслевые группы. Это ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные, обрядовые и прочие виды услуг.
Проблемы состояния рынка бытовых услуг Беларуси: - недостаточно развита стационарная сеть объектов бытового обслуживания в районах массовых застроек, а также в сельской местности; - недостаточно высокий уровень развития выездных форм оказания бытовых услуг; - не развита система межтерриториальных и интеграционных связей организаций и индивидуальных предпринимателей; - недостаток квалифицированных кадров. Отсутствует система подготовки профессиональных кадров по некоторым видам бытовых услуг. Цели развития бытового обслуживания: - Обеспечение населения РБ широким спектром высококачественных бытовых услуг по доступным. Для этого дальнейшее развитие сети объектов службы с учетом их шаговой доступности направлено на решение следующих актуальных задач: ü обеспечение доступности для населения полного комплекса бытовых услуг повседневного спроса; ü развитие социально-ориентированной сети объектов бытового обслуживания населения; ü сохранение количества и профиля действующих предприятий службы быта; ü создание благоприятного предпринимательского климата и условий для привлечения инвестиций; ü создание условий для обеспечения ценовой доступности бытовых услуг и повышение уровня обслуживания. - Повышение роли сферы бытового обслуживания населения как важнейшей составляющей экономического роста, уровня и качества жизни населения; - Создание новых рабочих мест в сфере бытового обслуживания населения страны.
62. Понятие региона и экономического района Региональная экономика – особый подход к изучению процесса национального воспроизводства. Региональная экономика – способ организации хозяйственной жизни в пределах административных единиц, форма проявления территориально-хозяйственных комплексов. Региональная экономика – отрасль экономической науки, специализирующейся на изучении территориально-функционального аспекта производственных отношений и размещения производительных сил. Регион (от лат. regio. regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) - часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими, национально-культурными условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой. Как социально-экономическая система регион представляет собой часть территории, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. Экономический район — территориально целостная часть государства, которая объединяет всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеет соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи. Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах: • как территориальное размещение экономики в целом и се отдельных отраслей; • система внутри республиканских регионов с их внутренней структурой экономики Территориальная организация экономики - многоуровневая система взаимодействия элементов производительных сил на территории, основанная на различных формах согласованного функционирования разнообразных производств и сфер приложения труда. Их рациональное сочетание в регионе должно способствовать наиболее эффективному использованию природных, трудовых и финансовых ресурсов. Территориальная структура экономики является результатом развития и углубления территориального разделения труда. Общественное разделение труда – объективный процесс развития производительных сил при котором обособляются различные виды деятельности, производственные единицы специализируются на выпуске определенного вида продукции и обмениваются ими между собой Отраслевое разделение труда – объективный процесс выделения новых видов производства в качестве самостоятельных элементов общественного производства Территориальное разделение труда – объективный процесс обособления экономических районов, обусловленный природными, экономическими и другими особенностями региона.
63. Региональные социально-экономические комплексы. Особенности специализации регионов РБ Территориально-хозяйственный комплекс — совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, экономически связанных между собой использованием природных и экономических условий и ресурсов соответствующего региона. Важнейший критерий выделения внутриреспубликанских ТХК (экономических районов) - наличие общей системы производственной и социальной инфраструктуры. Составными элементами ТХК являются материальные, финансовые, природные и трудовые ресурсы, между которыми существует определенная связь, проявляющаяся в процессе воспроизводства. Поэтому необходимо осуществлять анализ всей совокупности экономических и социальных процессов, влияющих на структуру хозяйства региона и тем самым определяющих его отличительные черты в системе внутриреспубликанских экономических районов. Важнейшие факторы, влияющих на формирование ТКХ экономики, - минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные и земельные ресурсы, трудовые ресурсы, экономический и научно-технический потенциалы, производственная и социальная инфраструктуры, система расселения. Территориальная структура более инертна в отношении перестройки из-за особенностей хозяйственного освоения пространства, наличия недвижимых производственных и других фондов, а также социальных факторов, в числе которых немаловажную роль играет привычка людей к постоянному месту жительства. В Республике Беларусь в качество внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Показатели развития региона: ВВП региона; объем производства; безработица, занятость; товарооборот; финансовые показатели; социальные показатели; демографические показатели; уровень загрязнения; комплексная оценка развития территории. Отраслевая структура промышленности регионов республики: Брестская область — пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленность; Витебская область — топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность; Гомельская область — топливная промышленность, черная металлургия, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Гродненская и Минская области - химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка. Могилевская область - химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Минск - более половины промышленной продукции выпускают предприятия машиностроения, значительный удельный вес в городе занимают пищевая промышленность и электроэнергетика.
64. Региональная экономическая политика, её направления и механизмы реализации Региональная политика - система целей и задач, методов и средстворганов гос. власти и субъектов хозяйствования по управлению социально-экономическим развитием регионов страны при сохранении единого экономического пространства Необходимость проведения региональной политики обусловлена: · существующей неравномерностью соц.-эк. развития регионов · Необходимостью ускорения развития депрессивных районов · Возникновением форс-мажорных обстоятельств Значение регионального регулирования возрастает в силу следующих предпосылок: а) необходимость большего внимания решению социальных проблем, которыелучше решать на региональном уровне; б) необходимость решать экологические проблемы; в) обострение проблемы устойчивости национальной экономики. Субъекты управления - Национальное собрание, правительство республики, местные советы депутатов, исполнительные органы местного управления, отраслевые министерства, общественные объединения. Цель региональной политики – достижениеструктурно-технологическойсбалансированности производства, преодоление диспропорций в развитии межотраслевых и региональных хозяйственных комплексов, отдельных отраслей и территорий, эффективное использование имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ регионов. Главная цель регулирования развития региона в большей мере является функцией местных органов власти. Функции органов управления экономикой региона: · Обеспечение комплексного развития территории; · Улучшение региональной позиции в системе территориального разделения труда страны; · Интеграция экономики региона в единое экономическое пространство страны · Достижение финансового самообеспечения региона · Рациональное использование природного потенциала региона, труд.ресурсов · Учет национальных и социо-культурных особенностей региона, мобилизация местных факторов производства · Воспроизводство соц. и эколог.среды обитания человека, повышение · уровня жизни населения, В настоящее время в Республике Беларусь в структуру управления на местном уровне включаются функциональные и отраслевые комитеты и управления:комитет экономики, управление финансов, комитет жилищного хозяйства и энергетики, комитет коммунального хозяйства, транспорта и связи, комитет регулирования потребительского рынка товаров и услуг, комитет экологии, комитет образования, комитет по делам молодежи и т.д.
65. Перспективная модель национальной экономики Беларуси: сущность, основные черты Основные черты перспективной модели социально ориентированной экономики Беларуси: - сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок; - равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства. Приватизация рассматривается как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника; - многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей; - активизация интеграционных процессов со странами СИГ и Россией, прежде всего экономических; - сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, - образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.224 (0.065 с.) |