Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пассивная ГС-корреляция для вариансы IQ приемных
И родных детей в Колорадском исследовании Измерение Возраст Вариансы 1Q Варианса, (годы) у детей обуслов- приемны родных ленная пассивной х ГС-корреляцией Бейли, умственное 134,6 151,3 11,0 развитие Бейли, умственное 216,1 256,0 15,6 развитие Стенфорд-Бине, IQ 3 196,0 201,6 2,8 Стенфорд-Бине, IQ 4 139,2 141,6 1,7 все сиблинги имеют в среднем 50% общих генов, эта тенденция не может быть следствием генетических причин. Среди многих гипотез, выдвигавшихся для ее объяснения, наиболее вероятными являются, очевидно, психологичес- кие, предполагающие снижение количества и качества общения ребенка со взрослыми и — особенно при малых интервалах между рождениями — ухуд- шение речевой среды ребенка [53]. Последнее недавно получило свое экс- периментальное подтверждение [150]; обедненная речевая среда становит- ся причиной отставания в речевом и, как следствие, интеллектуальном разви- тии ребенка. Не будем забывать при этом, что термин «интеллект» здесь упот- ребляется только в том значении, которое закреплено за тестами ин- теллекта и, главным образом, за его суммарной оценкой. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Следующим шагом в анализе интеллектуальных способностей стала попытка выяснить, нет ли закономерной динамики генотип-средо- вых соотношений в изменчивости оценок, получаемых по отдельным субтестам. Естественной гипотезой было предположение о том, что невербальные, т.е. «свободные от влияния культуры», характеристики окажутся под большим влиянием факторов генотипа, чем вербальные. Обобщения некоторых работ [322] показали, что устойчивых за- кономерностей здесь нет. В четырех работах одна и та же когнитивная способность (вербальная, пространственная и др.) могла занимать совсем разные ранговые места по выраженности генотипических вли- яний — от первого до четвертого места. Те же результаты были получены при сопоставлении 10 исследо- ваний, включавших измерения первичных способностей по Терстону:
вербальных, пространственных, числовых. Однако авторы отмечают, что относительно большие различия во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов (и следовательно, больший коэффициент наследуемос-
ти) обнаруживают группа пространственных тестов, словарный запас и рассуждение. Большая генетическая обусловленность вербальных тестов — факт неожиданный, но повторяющийся в разных работах. В работе Р. Пло- мина [355J суммированы некоторые данные [см. также 132]. В Норвеж- ском исследовании взрослых близнецов (по 40 пар МЗ и ДЗ близне- цов, тест Векслера) по вербальному IQ корреляция МЗ rмз = 0,88, rдз = 0,42, откуда h2 = 2(0,88 - 0,42) = 0,92; по невербальному: rмз = 0,79, rдз = 0,51, следовательно, h 2 = 0,56. В шведском лонгитюд- ном исследовании близнецов 12 и 18 лет вербальные тесты обнаружи- ли большую генетическую обусловленность, чем невербальные в 18 лет (h2 = 0,70 и h2 = 0,50 соответственно), причем с возрастом наследуе- мость повышается особенно отчетливо именно для вербальных спо- собностей (с 0,20 в 12 лет до 0,70 в 18 лет). В более раннем шведском исследовании [294], охватившем боль- шие группы МЗ (269 пар) и ДЗ близнецов (532 пары), результаты оказались теми же: наследуемость вербального интеллекта 0,34; не- вербального — 0,22. Хотя здесь в целом оценки наследуемости ниже обычно получаемых, все же вариативность вербальных способностей обнаруживает большую зависимость от факторов генотипа. Выяснилось также, что, вопреки ожиданиям, невербальные спо- собности более чувствительны к влияниям среды. Оригинальную экс- периментальную модель для проверки этого предположения исполь- зовала Е. Уилсон [цит. по: 132]. В тех семьях, в которых были и дети- близнецы, и их одиночнорожденные сиблинги, она образовала пары, состоящие только из сиблингов, и пары, состоящие из одного близ- неца и сиблинга. Оказалось, что в парах сиблинг Х сиблинг и МЗ близнец Х сиб- линг сходство по общему и вербальному интеллекту примерно оди- наковое, а по невербальному — во втором типе пар ниже, чем в первом. Можно предположить, что причина этого кроется в специ- фической среде МЗ близнецов, поскольку количество общих генов у членов всех пар в среднем одинаково — 50%. Иными словами, невер- бальный интеллект более чувствителен к каким-то особенностям близ- нецовой среды. Чем можно объяснить парадоксальный факт большей генетической
обусловленности вербального интеллекта, пока неясно. Возможно, прав А. Дженсен, полагая, что вес генетического компонента в вариативно- сти любого теста отражает удельный вес в этом тесте фактора «g», т.е. фактора общего интеллекта [296]. Эти исследования еще впереди. Систематических исследований отдельных когнитивных функций — внимания, памяти и т.д. — практически нет, хотя они поддаются го-
раздо более четкому, чем интеллект, определению и, соответствен- но, более адекватной диагностике. Это должно было бы сделать их более удобным объектом психогенетического изучения; однако ре- ально они исследуются лишь постольку, поскольку включены в раз- личные тестовые батареи. Тем не менее некоторые обобщения есть. Одно из них — в табл. 9.7. Таблица 9.7
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.134 (0.009 с.) |