Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы управления финансами: функции, права и обязанности на различных уровнях хозяйствования
Сущность управления финансами (в данном случае речь идёт об управлении в рамках финансовой системы государства), как и любого управленческого процесса, определяется наличием взаимосвязи между объектом, субъектом и целью управления. В качестве объекта здесь выступают финансы как совокупность денежных отношений и финансовых потоков между звеньями финансовой системы. Субъектом управления является совокупность государственных финансовых учреждений – финансовых институтов. Цель управления состоит в реализации государственной финансовой политики, а именно, в обеспечении: относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц, бездефицитного государственного бюджета, устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение. Процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование самих субъектов управления. В совокупность отношений (объектов), подлежащих управленческому воздействию в финансовой системе России, входят: · отношения по образованию и использованию государственных бюджетных фондов (федерального, региональных и местных бюджетов); · отношения по образованию и использованию государственных внебюджетных экономических фондов (Федеральный, республиканские, областные и местные экологические фонды, Фонд развития таможенной системы РФ, другие ведомственные и территориальные фонды); · отношения по образованию и использованию государственных внебюджетных социальных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования); · отношения по поводу предоставления и использования государственного и муниципального кредита; · отношения в сфере банковской деятельности и деятельности других финансовых посредников; · финансовые отношения коммерческих организаций; · финансовые отношения некоммерческих организаций; · отношения в сфере страхования; · финансовые отношения домохозяйств; · отношения на финансовых рынках;
· финансовые отношения с заграницей. В качестве конкретных форм управления финансами служат: · финансовое планирование; · финансовое прогнозирование; · финансовое программирование; · финансовый контроль; · текущее финансовое регулирование; · разработка и принятие прогрессивного финансового законодательства; · мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов. Управление системой финансов осуществляют высшие органы государственной власти и управления: · Президент РФ; · Федеральное собрание РФ; · Правительство РФ; · Министерство финансов РФ; · Центральный Банк РФ; · Счётная палата РФ; · Федеральные службы: налоговая, таможенная, по финансовым рынкам; · Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Президент РФ (через посредство деятельности Администрации Президента РФ ) определяет цели финансовой политики государства, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принимаемое Федеральным Собранием РФ. Федеральное собрание РФ(Совет Федерации и Государственная дума) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовые кодексы и законы. Правительство РФ выступает в роли координирующего центра управления финансами, занимается разработкой федерального бюджета. Министерство финансов РФ – центральный орган, осуществляющий финансовую политику государства, обеспечивающий единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирующий в части финансов деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Основными функциями Министерства финансов являются: · разработка предложений по формированию финансовой политики государства; · осуществление мероприятий по реализации финансовой политики государства; · разработка проектов законов, регулирующих финансовые отношения; · методическое руководство в сфере финансового планирования и бухгалтерского учёта; · разработка федерального бюджетного плана; · разработка, совместно с Минэкономразвития РФ, баланса финансовых ресурсов страны.
Министерство финансов, в лице входящего в его состав Федерального казначейства, обеспечиваеторганизацию исполнения федерального бюджета и контроль за его целевым использованием. Оно обладает правом ограничивать и приостанавливать бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов при нарушении ими финансовой дисциплины, осуществлять ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, использующих бюджетные средства, требовать от федеральных органов управления и организаций материалы, необходимые для составления проекта бюджета и его исполнения. Центральный банк РФ регулирует деятельность коммерческих банков и других элементов банковской системы, через посредство которой осуществляется большинство финансовых операций, наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета Счетная палата РФ (подотчётная Федеральному собранию РФ) контролирует выполнение финансового законодательства и движение денежных средств из федерального бюджета, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Федеральные налоговая и таможенная службы РФ контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов, таможенных пошлин, сборов и других платежей в бюджеты разного уровня. Федеральная служба РФ по финансовым рынкам регулирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым перемещению финансовых ресурсов в те сферы, где в них существует потребность. Федеральное агентство РФ по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом, обеспечивая поступление в бюджет неналоговых доходов от продажи и сдачи в аренду государственного имущества. Финансовые учреждения субъектов и муниципальных образований РФ обеспечивают проведение в них финансовой политики государства. На уровне хозяйствующего субъекта ( предприятия, банка и т.д.) структура управления финансами зависит от его размеров, видов деятельности и определяется его руководством. В составе крупных фирм, как правило, есть финансовое управление с хорошо структурированным и многочисленным штатом сотрудников. Руководитель управления (главный финансовый менеджер) практически во всех случаях является и вице- президентом фирмы. Финансовые управления занимаются проработкой важнейших для компании вопросов: обоснование и реализация политики финансирования основной деятельности, капитальных и портфельных инвестиций, ценообразования, выплаты дивидендов, заработной платы и т.д. В небольших фирмах все финансовые вопросы решаются бухгалтерией во главе с главным бухгалтером. Вне зависимости от размеров фирмы основными задачами её финансового менеджмента являются обеспечение платёжеспособности в краткосрочной и долгосрочной перспективе и поиск наиболее выгодного вложения свободных финансовых ресурсов фирмы.
18. Сущность, задачи и методы финансового планирования. Финансовый прогноз Финансовое планирование - это деятельность, направленная на достижение сбалансированности и пропорциональности в использовании финансовых ресурсов и движении денежных потоков. Оно позволяет оптимизировать соотношение между финансовыми ресурсами и доходами хозяйствующих субъектов.
Планирование является одним из инструментов управления финансами. Эту деятельность характеризует ряд признаков: · направленность на достижение определенных целей; · упорядоченность процесса; · связь с обработкой и анализом информации; · временной характер. Финансовое планирование на уровне государства является заключительным этапом в системе народно-хозяйственного планирования. Объектом финансового планирования здесь выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между элементами финансовой системы страны. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, образующих единую систему финансового планирования. Определяющее место в системе финансовых планов занимают федеральный, региональные и местные бюджетные планы (бюджеты). В них находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. На федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и местного самоуправления кроме бюджетов формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается, соответственно, в сметах доходов и расходов, представляющих собой финансовые планы внебюджетных фондов. В систему финансового планирования на государственном и территориальном уровнях включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов финансовых ресурсов, балансов движения доходов и расходов населения. Цель перспективного финансового планирования – обеспечение координации между направленностью социально-экономического развития и финансовой политикой. Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Предусматривается ежегодная корректировка перспективного финансового плана с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны. Плановый период при этом сдвигается на один год вперед. Баланс финансовых ресурсов – это совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.
Сводный финансовый баланс позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства, и скорректировать направления финансовой политики. В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Доходы населения складываются из трех основных источников: · заработная плата (включая надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наёмным работникам); · доходы от предпринимательской деятельности; · социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии). Расходы населения подразделяются также на три вида: · потребительские расходы; · налоги и другие обязательные платежи, добровольные взносы; · денежные накопления и сбережения. Данный баланс используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, объёма налоговых поступлений и кредитных ресурсов. Этот баланс составляется на федеральном и региональном уровнях. При организации финансового планирования особое значение имеет информация, дающая представление о возможном положении дел в будущем. Процесс составления этой информации называется прогнозированием. Под прогнозом понимается вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование является, по существу обоснованием показателей финансовых планов, предвидением финансового положения на определённый период времени. Основная цель финансового прогнозирования - определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются важным элементом финансовой политики. Выделяются среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) прогнозирование. В практике прогнозирования используются различные методы: · методы экспертных оценок, включающие опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.; · методы ситуационного анализа и прогнозирования, в т.ч. методы имитационного моделирования, модели роста; · методы обработки пространственных и временных совокупностей; · методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек. Особенности финансового планирования на уровне хозяйствующих субъектов определяются спецификой их целей и задач, организационно-правовой формой хозяйствования, отраслевой принадлежностью, длительностью работы в данном секторе рынка и т.д.
По типам финансовые планы подразделяются на стратегический, текущий, долгосрочный и краткосрочный. Стратегический финансовый план фирмыразрабатывается, исходя из целей её бизнеса и макроэкономической ситуации в стране (инвестиционный климат, инфляционные процессы, состояние финансовых рынков). Стратегический финансовый план направлен на решение вопросов, имеющих для фирмы основополагающий характер: · какова величина капитала, необходимого фирме для функционирования и развития? · из каких источников (собственных, привлечённых, заёмных, иностранных финансовых средств) и в какие сроки целесообразно привлечь этот капитал? · на какой уровень доходности и прибыльности (рентабельности) должна выйти фирма в результате использования имеющегося капитала и в какие сроки? Разработка текущих финансовых планов осуществляется с учетом прогнозных тенденций. Текущие планы принимают форму баланса доходов и расходов предприятия, в которых отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, источники её финансирования, направления эффективного вложения ресурсов и т.д. Функции текущего финансового планирования: · определение величины и источников финансовых ресурсов, необходимых для осуществления производственно, инвестиционной, маркетинговой деятельности; · планирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг; · планирование денежных потоков; · планирование доходности и прибыльности деятельности. В отличие от долгосрочного финансового планирования, главной целью которого является определение допустимых, с позиций финансовой устойчивости, темпов развития фирмы, краткосрочное финансовое планирование в первую очередь нацелено на обеспечение её постоянной платежеспособности. Одним из наиболее распространённых подходов к планированию деятельности современной фирмы является разработка бизнес-планов, представляющих собой модель реализации определенного проекта или программы. Финансовый план выступает в качестве неотъемлемой части бизнес-плана, в которой отражена его финансовая, ресурсная основа: необходимый объём инвестиций, источники финансовых ресурсов, расчет себестоимости работ и рентабельности используемого капитала и предполагаемого объема продаж.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.119 (0.029 с.) |