«Я И МОЙ МИР»
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа позволяет решить широкий спектр задач:
□ развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
□ развитие эмпатии;
Q дифференцировка слухового восприятия;
□ развитие интереса к себе;
□ развитие вариативности мышления;
□ развитие понимания мимических выражений и выраже
ния лица;
О повышение самооценки;
□ развитие умения чувствовать партнера;
□ облегчение идентификации ребенка со своим именем;
□ формирование позитивного отношения ребенка к свое
му «Я»;
□ формирование у ребенка чувства принадлежности к сво
ей семье;
□ формирование позитивного отношения к своей семье;
Q развитие воображения, символических представлений,
креативности;
□ гармонизация эмоционального состояния;
□ развитие творческого мышления и воображения;
□ отработка механизмов саморегуляции;
□ снятие напряжения, получение позитивного двигатель
ного опыта;
□ формирование навыков общения;
□ развитие уверенности в себе;
□ формирование знаний об эмоциях;
□ сближение детей и родителей;
□ гармонизация семейных отношений;
□ актуализация позитивного эмоционального опыта;
Q развитие навыков бесконфликтного общения;
□ развитие умения договариваться друг с другом;
□ развитие умения благодарить;
Программа развития эмоционального мира «Я и мой мир» 1
□ коррекция у детей нежелательных черт характера и по
ведения;
□ обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;
Q формирование адекватных форм поведения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/п
| Тема занятия
| Задачи
| Используемые упражнения
|
1.
| «Я - единственный на
| 1. Знакомство детей друг
| 1. Приветствие.
|
| планете»
| с другом и психолога с
| 2. «Внимание».
|
|
| группой.
| 3. «Чудесное путешествие».
|
| *
| 2. Создание
| 4. «Снежный ком».
|
|
| доброжелательной
| 5. Беседа о жестах, мимике,
|
|
| атмосферы на занятиях.
| интонации.
|
|
| 3. Первое знакомство с
| б. Прощание.
|
|
| понятиями «жесты»,
|
|
|
| «мимика», «интонация».
|
|
2.
| «Волшебные средства
| 1. Развитие у детей
| 1.Приветствие.
|
| понимания»
| понимания и
| 2. «Паутинка».
|
|
| чувствования друг друга.
| 3. «Кто тебя позвал?»
|
|
| 2. Развитие эмпатии.
| 4. Интонационные этюды.
|
|
| 3. Дифференцировка
| 5. «Повтори позу».
|
|
| слухового восприятия.
| 6. «Доброе животное».
|
|
|
| 7. Прощание.
|
3.
| «Ассоциации»
| 1. Развитие интереса к
| 1. Приветствие.
|
|
| себе.
| 2. «Похожий - непохожий».
|
|
| 2. Развитие вариатив-
| 3. «Ассоциации».
|
|
| ности мышления.
| 4. Релаксация.
|
|
| 3. Творческое само-
| 5. Рисование.
|
|
| выражение.
| 6. Обсуждение рисунков.
|
|
|
| 7. Прощание.
|
4.
| «Наше настроение»
| 1. Развитие понимания
| 1. Приветствие.
|
|
| мимических выражений
| 2. «Угадай эмоцию».
|
|
| и выражения лица.
| 3. Мимические этюды.
|
|
| 2. Развитие эмпатии.
| 4. «Аплодисменты».
|
|
| 3. Повышение
| 5. «Парный танец».
|
|
| самооценки.
| 6. Домашнее задание.
|
|
| 4. Развитие умения
| 7. Прощание.
|
|
| чувствовать партнера.
|
|
Сказочные тренинги
Программа развития эмоционального мира «Я и мой мир»
№ л/п
| Тема занятия
| Задачи
| Используемые упражнения
|
5.
| «Наши имена- 1»
| 1. Идентификация
| 1. Приветствие.
|
|
| ребенка со своим
| 2. Обсуждение домашнего
|
|
| именем.
| задания.
|
|
| 2. Формирование у
| 3. «Сказка об имени».
|
|
| ребенка позитивного
| 4. Беседа об именах.
|
|
| отношения к своему «Я».
| 5. Прощание.
|
6.
| «Наши имена - 2»
| 1. Идентификация
| 1. Приветствие.
|
|
| ребенка со своим
| 2. Сказка «Страна Имени».
|
|
| именем, формирование
| 3. «Паутинка».
|
|
| позитивного отношения
| 4. «Вход в страну Имени».
|
|
| ребенка к своему «Я».
| 5. Рисование имен.
|
|
| 2. Стимулирование
| 6. Представление имен.
|
|
| творческого
| 7. «Выход из страны Имени».
|
|
| самовыражения.
| 8. Домашнее задание.
|
|
|
| 9. Прощание.
|
7.
| «Моя семья-1»
| 1. формирование чувства
| 1. Приветствие.
|
|
| принадлежности к своей
| 2. Обсуждение домашнего
|
|
| семье.
| задания.
|
|
| 2. Формирование
| 3. Сказка «Как Мамонтенок
|
|
| позитивного отношения к
| искал свою маму».
|
|
| своей семье.
| 4. Беседа о семье.
|
|
|
| 5. Игра «Дружная семья».
|
|
|
| 6. Прощание.
|
8.
| «Моя семья - 2»
| 1. формирование чувства
| 1. Приветствие.
|
|
| принадлежности к своей
| 2. Игра «Любящие родители».
|
|
| семье.
| 3. Игра «Верно - неверно».
|
|
| 2. Творческое
| 4. Рисование «Моя семья».
|
|
| самовыражение.
| 5. Обсуждение рисунков.
|
|
|
| 6. Прощание.
|
9.
| «Я и другое»
| 1. Развитие навыков
| 1. Приветствие.
|
|
| общения.
| 2. «Встаньте все те, кто...»
|
|
| 2. Повышение
| 3. «Расскажи о друге».
|
|
|
| самоценки.
| 4. «Клеевой дождик».
|
|
|
| 3. Гармонизация
| 5. «Доброе животное».
|
|
|
| внутреннего состояния.
| 6. Прощание.
|
|
10.
| «Волшебные краски»
| 1. Развитие воображе-
| 1.Приветствие.
|
|
|
| ния, символических
| 2. «Волшебный мешочек».
|
|
|
| предтавлений,креатив-
| 3. Релаксация.
|
|
|
| ности.
| 4. «Рассказчик -слушатель
|
|
|
| 2. Гармонизация
| 5. «Волшебные краски».
|
|
|
| эмоционального
| 6. Прощание.
|
|
|
| состояния.?;,
| *. г •
|
№ п/п
| Тема занятия
| Задачи
| Используемые упражнения
|
11.
| «Страна Фантазия -1»
| 1. Развитие творческого
| 1.Приветствие.
|
|
| мышления и
| 2. «Сказочные испытания».
|
|
| воображения.
| 3. Вход в страну Фантазию.
|
|
| 2. Отработка механизмов
| 4. Изготовление пальчиковых
|
|
| саморегуляции.
| кукол.
|
|
| 3. Сплочение группы.
| 5. Выход из сказочной страны.
|
|
|
| 6. Прощание.
|
12.
| «Страна Фантазия - 2»
| 1. Снятие напряжения,
| 1. Приветствие.
|
|
| получение позитивного
| 2. Вход в сказочную страну.
|
|
| двигательного опыта.
| 3. Путешествие по
|
|
| 2. Формирование
| волшебному лесу.
|
|
| навыков общения.
| 4. Кукольный спектакль.
|
|
| 3. Развитие уверенности
| 5. Выход из сказочной страны.
|
| -
| в себе.
| 6. Прощание.
|
13.
| «Карта волшебной страны
| 1. Развитие умения
| 1. Приветствие.
|
| Чувств»
| передавать свои чувства
| 2. Рисование карты волшебной
|
|
| с помощью цвета.
| страны Чувств.
|
|
| 2. Исследование
| 3. Прощание.
|
|
| психоэмоционального
|
|
|
| состояния детей.
|
|
14.
| «Королевский дворец»
| 1. Повышение
| 1. Приветствие.
|
|
| самооценки.
| 2. Вход в волшебную страну
|
|
| 2. Гармонизация
| Чувств.
|
|
| эмоционального
| 3. Создание в песочном
|
|
| состояния.
| подносе волшебной страны и
|
|
|
| дворца королевы Эмоции.
|
|
|
| 4. Приветствие королевы
|
|
|
| Эмоции.
|
|
|
| 5. Выход из волшебной страны
|
|
|
| Чувств.
|
|
|
| 6. Прощание.
|
1Ь.
| «Волшебная страна
| 1. Закрепление знаний
| 1. Приветствие.
|
| Чувств»
| об эмоциях.
| 2. Сказка «Волшебная страна
|
|
| 2. Развитие умения
| Чувств».
|
|
| выражать свои чувства с
| 3. Вход в волшебную страну
|
|
| помощью изобрази-
| Чувств.
|
|
| тельных средств.
| \. Изготовление масок.
|
|
|
| 5. Знакомство с жителями
|
|
|
| волшебной страны.
|
|
|
| >. Выход из волшебной страны
|
|
|
| Чувств.
|
|
|
| 7. Прощание.
|
Сказочные тренинги
Программа развития эмоционального мира «Я и мой мир #
№ п/п
| Тема занятия
| Задачи
| Используемые упражнения
|
16.
| «Волшебные маски»
| 1. Развитие у ребенка
| 1. Приветствие.
|
|
| интереса к самому себе.
| 2. Вход в волшебную страну
|
|
| 2. Повышение
| Чувств.
|
|
| самооценки.
| 3. Представление масок
|
|
|
| в парах.
|
|
|
| 4. Совместное сочинение
|
|
|
| сказки.
|
|
|
| 5. Выход из волшебной страны
|
|
|
| Чувств.
|
|
|
| 6. Прощание.
|
17.
| «Пластилиновая страна»
| 1. Развитие вообра-
| 1. Приветствие.
|
|
| жения, оригинальности
| 2. Сказка «Пластилиновая
|
|
| мышления.
| страна».
|
|
| 2. Творческое
| 3. Релаксация.
|
|
| самовыражение.
| 4. Рассказывание детьми
|
|
|
| сочиненных сказок.
|
|
|
| 5. Создание страны из
|
|
|
| пластилина.
|
|
|
| 6. Выставка работ.
|
|
|
| 7. Прощание.
|
18.
| «Обыкновенное чудо»
| 1. Развитие навыков
| 1. Приветствие.
|
|
| взаимодействия.
| 2. «Обыкновенное чудо».
|
|
| 2. Снятие напряжения,
| 3. «Камень-веревка».
|
|
| тревожности.
| 4. «Скала».
|
|
| 3. Развитие у ребенка
| 5. «На берегу моря».
|
|
| интереса к себе.
| 6. «Волшебный камень».
|
|
|
| 7. «Прощание».
|
19.
| Изготовление марионеток
| 1. Сближение детей и
| 1. Приветствие.
|
20.
|
| родителей.
| 2. Изготовление марионеток.
|
|
| 2. Гармонизация
| 3. Представление марионеток.
|
|
| семейных отношений.
| 4. Прощание.
|
|
| 3. Актуализация пози-
|
|
|
| тивного эмоционального
|
|
|
| опыта.
|
|
21.
| Знакомство с марионет-
| 1. Стабилизация
| 1. Приветствие
|
| ками- 1
| психических процессов,
| 2. Вход в сказочную страну.
|
|
| снятие напряжения.
| 3. Танцевальные этюды.
|
|
| 2. Адекватное телесное
| 4. Игра с марионетками.
|
|
| выражение различных
| 5. Выход из сказочной страны.
|
|
| эмоциональных состояний.
| 6. Прощание.
|
|
| 3. Развитие уверенности
|
|
|
| в себе.
|
|
№
п/п
| Тема занятия
| Задачи
| Используемые упражнения
|
22.
| Знакомство с марионет-
| 1. Стабилизация
| 1. Приветствие.
|
| ками-2
| психических процессов,
| 2. Совместное сочинение
|
|
| снятие напряжения.
| сказки.
|
|
| 2. Развитие позитивной
| 3. Репетиция сказки с
|
|
| Я-концепции.
| участием марионеток.
|
|
| 3. Развитие уверенности
| 4. Показ спектакля родителям.
|
|
| в себе.
| 5. Прощание.
|
23.
| «Деревья-характеры -1»
| 1. Раскрытие своего «Я».
| 1. Приветствие.
|
|
| 2. Формирование умения
| 2. «Запомни и повтори».
|
|
| выражать характер с
| 3. Релаксация.
|
| •••. ш
| опорой на
| 4. Сказка «Деревья-
|
|
| художественное
| характеры».
|
|
| изображение.
| 5. Рисование.
|
|
|
| 6. Обсуждение рисунков.
|
|
|
| 7. Прощание.
|
24.
| «Деревья-характеры - 2»
| 1. Раскрытие своего «Я».
| 1. Приветствие.
|
|
| 2. Стимулирование
| 2. «Тополь-ива».
|
|
| творческого
| 3. Рисование сказочных
|
|
| самовыражения.
| существ.
|
|
| 3. Формирование умения
| 4. Представление сказочных
|
|
| выражать характер с
| существ.
|
|
| опорой на художествен-
| 5. Совместное сочинение
|
|
| ное изображение.
| сказки.
|
|
|
| 6. Прощание.
|
25.
| «Мальчик, который не
| 1. Показать значение
| 1. Приветствие.
|
| умел играть»
| внимательности, соблю-
| 2. «Ответить - не ответить».
|
|
| дения норм в отношениях
| 3. Обсуждение игры.
|
|
| между людьми.
| 4. «Сказка о мальчике,
|
|
| 2. Вскрыть и обсудить
| который не умел играть».
|
|
| проблему понимания
| 5. Рисование.
|
|
| человека человеком.
| 6. Обсуждение рисунков.
|
|
|
| 7. Прощание.
|
26.
| «Ребята, давайте жить
| 1. Развитие навыков
| 1. Приветствие.
|
| дружно»
| бесконфликтного
| 2. «Да и нет».
|
|
| общения.
| 3. Беседа «Как правильно
|
|
| 2. Развитие умения
| дружить».
|
|
| договариваться друг с
| 4. Разговор в парах спиной
|
|
| другом.
| друг к другу.
|
|
| 3. Развитие умения
| 5. «Цветик-семицветик».
|
|
| благодарить.
| 6. «Спасибо за приятный
|
|
|
| день».
|
|
|
| 7. Прощание.
|
Сказочные тренинги