Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификации детей с недостатками слуха. Теоретические положения пед. Классификации детей с нарушениями слуха. Значение пед. Классификации для организации их дифференцированного обучения.
У детей, имеющих стойкое двустороннее нарушение слуха, обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или без слухового аппарата невозможно (глухота). По статистике ВОЗ число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс. К факторам риска относятся инфекционные и вирусные заболевания матери вовремя беременности (краснуха, цитомегаловирус, грипп, герпес), токсикозы беременности, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных, масса тела при рождении менее 1500 г, недоношенность, антибиотики и др. Пед. обследование дополняет результаты мед. диагностики нарушения слуха. У детей 1-ого года жизни обследование происходит на реакции разных звуков (муз. инструменты, погремушки, голос, шепот). Эти реакции проявляются в замирании или наоборот активируются движения (поворот головы или глаз в сторону звука). По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Она может быть врожденной и приобретенной. Тугоухость может быть выражена в различной степени. Хотя детей с тугоухостью называют слабослышащими, но у них возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Глухота – глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельное овладение речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит. В сурдопедагогике широко используется классификация Л.В. Неймана. В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух. В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяют 3 степени тугоухости: 1 степень – снижение слуха не превышает 50 дБ (для ребенка остается доступным речевое общение (может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии 1-2 м, шепот около уха)); 2 степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ (речевое общение затруднено, т.к. разговорная речь воспринимается на расстоянии 1 м, шепот не воспринимается); 3 степень – потеря слуха превышает 70 дБ (речь воспринимается не всегда разборчиво даже у уха). В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены 4 группы глухих: 1-я группа – дети, воспринимающие звуки до 250 Гц; 2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц; 3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. до 2000 Гц и выше. 1-я и 2-я группы глухоты воспринимают лишь громкие звуки, в основном у уха или на очень небольшом расстоянии, - голос повышенной громкости, удары в барабан; 3-4 группы могут реагировать у уха или на небольшом расстоянии (до 15-20 см) – на звучания, разнообразные по своей частотной характеристике (голос разговорной громкости, некоторые музыкальные игрушки и инструменты). В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.
1-я степень тугоухости – снижение слуха составляет 25-40 дБ; 2-я степень – 40-55 дБ; 3-я степень – 55-70 дБ; 4-я степень – 70-90 дБ. Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота. Большое влияние на организацию дифференциального обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений, оказала пед. классификация Р.М. Боскис. Группа детей с нарушениями слуха разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степень нарушения слуха, временем возникновения дефекта, пед. условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения, индивид. особенности ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи, чем больше потеря слуха, тем хуже речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без спец.обучения. Пед.условия, в которых находится реб-к после потери слуха, имеет важное значение для его психического и речевого развития, чем раньше выявлено нарушение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка. Для успешного развития ребенка имеет важное раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих коррекционных занятий. На процесс речевого развития детей с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (ЗПР, нарушения зрения и т.д.).
Боскис выделила 2 группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. 1. К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без спец. обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены 2 категории. Первая категория – дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух до 2-х лет (ранооглохшие). Вторая категория – дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен (позднооглохшие). 2. К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. С учетом состояния речи выделены 2 категории с/с: - с/с дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи. - с/с дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении. На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ: спец.школа для глухих детей и спец.школа для слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первое – для детей, владеющих развернутой речью; второе – для детей с глубоким недоразвитием речи. Т.о., дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии в качестве первичных, а также пед.условиями, в которых находился реб-к после потери слуха.
34. 35. После революции создается сеть школ для детей с нарушениями слуха. До революции возникают дошк. учреждения, но после нее мы гворим уже о сети учреждений. В 50-х гг. развернулся научный поиск новых эффективных путей общ. и речевого развития детей с различной степенью слух. недостаточности. Боскис Р.М., Дьячков А.И., Зыков С.А., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Бельтюков В.И, Соловьев ИВ, Шиф ЖИ, Шматко НД – выдающиеся люди, занимающиеся детьми с нарушениями слуха. Характеристика действующих программ обучения и воспитания ДНС Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей – максимальное использование всех видов речи, доступных для несл. реб-ка и подчеркивал важность индив. дифференц. подхода к их образованию и выбору языковых средств их обучения. В России на протяжении многих 10-летий была принята только одна ставшая традиционной пед. система обучения глухих на основе языка, словесной речи по демокр-ие и коммун. тенденции принесли в последующие годы новый опыт образования и соц. интеграции глухих. 2 осн. пед. сис-мы обучения глухих как в России, так и за рубежом. 1. Билингвистический система обучения глухих 2. Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.213 (0.008 с.) |