Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нейрофизиологические механизмы регуляции уровня бодрствования
Изменения уровней бодрствования связаны с изменениями тонуса соответствующих нервных центров. Можно выделить несколько уровней регуляции бодрствования: клеточный, отдельных центров и мозга как целого. На нейронном уровне регуляция функциональных состояний осуществляется с помощью модуляторных нейронов. Существуют две категории модуляторных нейронов: активирующего и инактивирующего типа. Первые увеличивают активность синапсов, соединяющих чувствительные и исполнительные нейроны, вторые снижают эффективность синапсов, прерывая путь передачи информации от афферентных к эфферентным нейронам. Кроме того, нейроны-модуляторы различаются по степени генерализованности своего действия. Переход к бессознательному состоянию, например при засыпании, можно определить как выключение активирующих нейронов-модуляторов генерализованного типа и включение инактивирующих нейронов-модуляторов. В эволюции нейроны-модуляторы объединились в ансамбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола мозга и неспецифического таламуса, образуя активирующую и инактивирующую системы. Модулирующие системы. 1.Ретикулярная формация ствола мозга - находится в стволе мозга (сеть из нервных клеток в средней части ствола) и отвечает за глобальные сдвиги общего уровня бодрствования. С боковых сторон ретикулярная формация окружена сенсорными путями, которые отдают часть афферентной импульсации в ретикулярную формацию. Благодаря этому любое сенсорное возбуждение повышает уровень активации ретикулярной формации, активация по восходящим путям распространяется вверх к коре больших полушарий. Активация более гериализованная чем в таламусе (более общая). Тип реакции тонический (обеспечивают тонус), возбуждения медленно угасают 2. Зрительный бугор, или таламус (часть промежуточного мозга) - отвечает за селективное, т.е. избирательное сосредоточение внимания. По некоторым данным, в центре таламуса находится «водитель ритма» — морфо-функциональное образование, отвечающее за генерацию ритмической активности и распространяющее синхронизированные влияния на обширные области коры. Ядра неспецифического таламуса образуют проекционную таламическую систему, которая оказывает на кору возбуждающие и тормозные влияния. Активация более локальная чем в РФ. Тип реакции фазический (фаза ответа соответствует фазе воздействия), возбуждение быстро угасает
3. Лимбическая система - уровень целого мозга. Участвует в регуляции уровня бодрствования и обеспечении избирательной модуляции и актуализации той или иной потребности. Важнейшим регулятором уровня бодрствования и внимания как избирательного процесса служат передние отделы коры. Получается замкнутый контур регуляции: РФ возбуждает неспецифический таламус, таламус возбуждает кору, а она при помощи нисходящих путей может снизить или увеличить активность РФ и таламуса в зависимости от того что требуется. Психофизиология активного приспособления организма к меняющимся условиям зависит от умения фиксировать внешние и внутренние сигналы (восприятие), желания (мотив, потребность), задачи и цели (познавательная сфера), возможность перемещаться (двигательная сфера). -частные изменения активности в отдельных областях, связанных с процессами внимания.
Мозаики активности всех структур создает конкретный уровень активации., а ретикулярная формация среднего мозга имеет организующее значение, формирует фоновую активность. Состояние активации у разных людей индивидуально.
Функциональное состояние и эффективность деятельности.
5.Классификация и диагностика функциональных состояний. Функциональное состояние (ФС) может быть положительное или отрицательное, динамического рассогласования или адекватной мобилизации и др.Существуют различные основания для классификации функциональных состояний. Их классифицируют по следующим признакам: - на допустимые и недопустимые; - критерии оценки — состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования. 5. С точки зрения результативности труда и качества переживаний работника выделяются: - благоприятные, желательные функциональные состояния (оптимальной работоспособности, вовлеченности, «потока»); -неблагоприятные функциональные состояния, которые могут негативно отразиться на развитии личности и здоровье работника, а также на результатах его труда (острое утомление и переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное «выгорание»). - на экстенсивные. Э кстенсивные состояния это качественно неоднородные, т. е. имеющие разную нейрофизиологическую основу и психическое содержание (утомление, стресс, монотония, психическая напряженность);
- интенсивные. Интенсивные состояния имеют принципиальное сходство (уровни бодрствования, фазы и степени утомления, степени эмоциональной напряженности). Выделяют две группы критериев, с помощью которых оценивают состояние субъекта: физиологические и психологические показатели.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.83.126 (0.011 с.) |