Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальность развития психосоматической медицины в Крыму
Социально-экономический кризис 90-х годов обусловил ухудшение благосостояния народа, создал экстремальную ситуацию в здоровье населения. Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение и ограничение общедоступной медицинской помощи, низкий уровень развития, а порой и полное отсутствие медицинской профилактики в организованных коллективах детей и молодежи обусловливают сегодня ухудшение здоровья молодого населения в Автономной Республике Крым. На общем фоне роста соматической заболеваемости, отмечается рост заболеваемости молодежи. Уже у 15 годам до 60 % населения этой возрастной категории уже имеют хронические заболевания. Эти данные подтверждаются статистическими показателями Комитета по делам семьи и молодежи в АР Крым, такая характеристика уровня здоровья молодежи характерны для населения Украины и многих стран постсоветского пространства. Российские медики и педагоги обратили внимание на то, что значительная часть соматических заболеваний детей и молодежи являются функциональными расстройствами, обусловленными различными факторами социальной среды (в семье, в организованном коллективе). Ухудшение соматического здоровья сопровождается ухудшением психического здоровья, чаще это происходит в сочетании с ухудшением социального благополучия (жур-нал «Магистр» № 3 1999 г.). В последнее время в литературе большое внимание уделяется роли психогенных факторов в развитии самых различных заболеваний, в том числе в гастроэнтерологии (И.З. Вельвовский – 1984 г., Ю.В. Белоусов – 1986 г., Г.С. Гамерова, В.Н. Быстров – 1987 г., Р.П. Вертоградова –1988 г. Ю.М. Губачев – 1990 г., В.Е. Рожнов – 1990 г.), кардиологии (Е. Рихтер-Гейнрих – 1985 г., В.Е.Рожнов – 1990 г.), дерматологии (А.Е. Федоренко – 1988 г.), гинекологии (В.Е. Рожнов – 1990 г.), педиатрии (Д.Н. Исаев 1996 г.), пульмонологии (Д.Н. Хандожко – 1989 г., Н.Г. Яшвили – 1987 г., Г.Б.Федосеев – 1989 г.) и других областях клинической медицины. Как отмечает Д.Н. Исаев (1996 г.), с 30–40 годов нашего столетия в США, а несколько позже в странах Европы была создана концепция психосоматической медицины, когда выяснилось, что природу любого заболевания следует рассматривать с учетом влияния биологических и психосоциальных факторов. «…Сегодня мы уже не можем проходить мимо того факта, что пример-но, 60–80 % всех заболеваний обусловлены психикой, или опосредованы ею» – указывает германский психотерапевт Н. Пезешкиан (1996 г.). Многофакторность природы заболеваний, ведущая роль психосоциальных компонентов в развитии многих из них признается сейчас и в большинстве стран СНГ. В учебном руководстве «Психиатрия» (1995 г.) российские авторы М.В. Коркина, В.В. Марилов приводят следующий список типичных психосоматических заболеваний: гипертония, тиреотоксикоз, нейродермит, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, язвенный колит, гастрит, язвенная болезнь желудка, ИБС, инфаркт миокарда, большое число кожных и урогенитальных заболеваний. Авторы отмечают, что эффективное лечение больных с психосоматозами невозможно без учета психосоциальных факторов возникнове-ния заболеваний и привлечения методов психотерапии. Длительное малоэффективное лечение данной категории пациентов, помимо затрат сил и средств, наносит моральный ущерб «всей системе здравоохранения, дискредитируя в глазах больного и его семьи, его друзей и сотрудников по работе всю медицинскую теорию и практику» (В.Д. Тополянский, М.В.Струковская – 1987 г.). Также отмечается, что врачам общего профиля, терапевтами, гастроэнтерологам, кардиологам, хирургам, необходимо иметь хотя бы общее представление о психосоматозах (М.В.Коркина, В.В. Марилов – 1995 г.)
В последние годы в Украине, как и в большинстве цивилизованных стран, отмечается тенденция к развитию психосоматического направления в медицине. В ряде крупных городов на базе многопрофильных больниц создаются психосоматические отделения (Киев, Днепропетровск), либо присутствуют отдельные специалисты. Психосоматическое направление в медицине используется в практике ряда коммерческих медицинских учреждений Украины и Крыма. Автор настоящей программы сотрудничает в области психосоматической медицины с Территориальным Центром Курортологии и Реабилитации Вооруженных Сил Украины «Крым» (п.г.т. Партенит), имеет публикации и авторские свидетельства в этой области. В связи с отсутствием достаточного объёма квалифицированной помощи в диагностике и лечении психосоматозов, пациенты вынуждены обращаться к неквалифицированным специалистам, не имеющим зачастую, образования ни в медицине, ни в области психологии и народного целительства («бабки», «колдуны», «знахари» и пр.).
Учитывая все, сказанное выше, назрела острая необходимость в развитии психопрофилактики соматических заболеваний и развитии психосоматического направления медицины в Крыму. Для решения этой задачи необходима координация усилий медков, государственных властей, педагогов, общественности.
Цели и задачи программы
Целью настоящей программы является развитие психосоматической медицины в Крыму. Основные задачи программы: • Развитие методологии подготовки специалистов в области психосоматической медицины (средние медицинские работники, врачи общей практики, терапевты, педиатры, специалисты). • Развитие системы просвещения населения в области психогигиены. • Обеспечение доступности психосоматической помощи широким слоям населения. • Научные исследования в области психосоматики.
Реализация программы «Развитие психосоматической медицины» подразумевает реализацию четырех самостоятельных разделов: • научного, • образовательного, • просветительского, • клинического.
Схема взаимодействия разделов программы:
I. Просветительский раздел представляет собой структуры, занятые информационно-просветительской работой в области психосоматической медицины, для населения и специалистов. Просветительский раздел реализуется в создании «Школы здорового человека». Данное подразделение просветительского раздела подразумевает регулярно про-водимые, планируемые мероприятия демонстрационно-теоретического характера. Основные задачи раздела: • Ознакомление специалистов (медиков, психологов, педагогов, управленцев) с основными концепции психосоматической медицины. • Привлечение медиков, педагогов, психологов, управленцев к образовательному и клиническому разделам программы «Развитие психосомати-ческой медицины». • Просвещение и обучение населения навыкам экологичных социальных взаимодействий, с целью медико-психологической профилактики психосоматической патологии и непосредственной помощи в жизненных ситуациях, • Организация «Школы здорового человека» на базе мед. учреждений, выездные заседания в других медицинских учреждениях Крыма, учебных заведениях, предприятиях и организациях всех форм собственности для массового распространения передовых психологических технологий. • Формирование проектов просветительского раздела для инвестиций и конкурсов грантов. • Планирование благотворительного раздела блока: • безоплатного (для пациентов) времени специалистов, работающих в «школе». • безоплатной (для пациентов и специалистов) аренды помещений и аппаратуры для проведения заседаний «школы». • привлечение спонсоров и меценатов. • поддержка административных властей. Для привлечения населения в «школу» предполагается использовать все доступные каналы информации, в том числе и информационную поддержку СМИ. Отдельным информационным каналом является взаимодействие с пациента-ми, уже находящимися на амбулаторно-стационарном лечении в мед. учреждениях.
II. Образовательный раздел – раздел подготовки специалистов, осуществляющих клиническую и просветительскую работу в области психосоматической медицины: учебные группы для врачей, психологов. • создание «Межрегиональной программы психосоматической подготовки врачей и психологов». • настоящее время в Украине практически отсутствуют специалисты, способные использовать концепцию психосоматической медицины, то есть учитывать в развитии заболевания психосоциальные и биологические факторы. Человек рассматривался как объект взаимодействия сил, находящихся вне его контроля: генетических, внешней и внутренней среды, социальных факторов и т. д. Концепция психосоматической медицины рассматривает человека с точки зрения его ответственности за свое здоровье, а организм в качестве единой взаимосвязанной системы, способной к саморегуляции. Психосоматическая медицина обращается к человеку, а не к болезни. Традиционное разделение заболеваний психики и тела тормозит развитие отечественной медицины. 60–80 % заболеваний обусловлены расстройствами психики или опосредованы этими расстройствами – пишет германский психотерапевт Носсрат Пезешкиан. Врачи, способные целостно воспринимать психические и биологические процессы в организме человека, имеют возможность более гибкого терапевтического воздействия. Они способны использовать психосоциальные методы лечения там, где это уместно, и биологические там, где психосоциальных средств оказывается недостаточно. Поэтому психосоматическая подготовка врачей клинических специальностей способствует общему прогрессу в оздоровлении населения Украины и развитию малозатратных направлений в отечественной медицине, что особенно актуально в условиях кризисной социально-экономической ситуации в стране. Отсутствие клинических специалистов, имеющих психосоматическую подготовку, в других регионах Украины дает перспективу развития программы за пределами Крыма, как «Межрегиональная программа подготовки врачей психосоматического профиля». В образовательный раздел программы привлекаются клинические врачи, психиатры и психотерапевты, желающие овладеть технологиями психосоматической диагностики и лечения. По окончании курса выдается сертификат участника образовательной программы в области пхосоматической медицины.
Подготовленные специалисты могут привлекаться в клинические и просветительские разделы программы.
III. Клинический раздел программы – логический результат реализации образовательного и просветительского разделов. К деятельности в клиническом разделе привлекаются специалисты, под-готовленные в образовательном разделе. Пациенты, получившие предварительную информацию о возможностях психосоматической медицины, благодаря деятельности просветительского раз-дела, получают квалифицированную помощь в клиническом разделе. Планируется более высокая обращаемость пациентов, принявших участие в просветительском разделе программы, по сравнению с неинформированым населением. Малая затратность метода, групповая технология, выделение врачами благотворительного времени, вариации тарифов и методов организации работы позволят обеспечить доступность населению услуг клинического раздела. Повышение заинтересованности в таких услугах, появление врачей, владеющих этой технологией, позволит развернуть клинический раздел программы: • консультирование, курирование отдельных пациентов; • создание психосоматических групп; • создание психосоматического дневного стационара; • создание психосоматических палат в соматических отделениях.
IV. Научный раздел – средство разработки и научного обоснования конкретных практических лечебно-диагностических, просветительских и образовательных технологий в развитии психосоматической медицины и ее профилактического аспекта в Автономной Республике Крым, а также средство интеграции всех ее разделов. Исследовательская работа в программе позволит: • улучшить качество работы практических врачей и врачей-психотерапевтов; • развить научно-обоснованные технологии диагностики и лечения психосоматозов; • интегрировать эти технологии в лечении и курировании пациентов у специалистов различного уровня медицинского образования, в медицинских учреждениях всех уровней аккредитации; • совершенствовать технологии просвещения населения в области психо-гигиены; • совершенствовать методологию подготовки специалистов в области психосоматики; • выявить клиницистов, заинтересованных в научно-практической деятельности.
Этапы работы. 1. Формирование финансовой и управленческой системы программы по разделам. 2. Формирование просветительских групп населения в организованных коллективах (предприятиях и учреждениях, семейные группы) и медицинских учреждениях. 3. Формирование обучающих групп медицинских специалистов и психологов. 4. Формирование клинических групп пациентов в медицинских учреждениях и организованных коллективах. 5. Формирование планов научно-исследовательской работы.
Интернет-публикации
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.239 (0.024 с.) |