![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древнейшие верования и обычаи.
Конечно – же, они не сохранились в их прежнем обличии. Смысл многих, когда то религиозных и магических действий сегодня забыт, и почему люди поступают так, а не иначе, сами они, как правило, объяснить не могут. Кубанские и донские казаки, например, живущие в Приазовьи и Причерноморьи, при погребении, кладут умершим в левый рукав серебряные монетки. Зачем? По обычаю. А обычай древнегреческий. Это монетки для платы Харону, который перевозил души умерших через Стикс, реку забвения, в царство мертвых подземный Аид. Примечательно, что этот обычай сохранился в тех местах, где две тысячи лет назад были греко - скифские поселения. Такой же древний, но вероятно, славянский обычай, в ночь перед Рождеством или перед Пасхой зажигать костер, (чаще всего соломенный сноп), на базу. Вокруг огня собираются только родственники, объясняя, что в ночь, когда Спаситель еще не родился, и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетают души умерших предков людей из этого рода. С кострища, которое сохраняется (на нем никогда не готовят), казак, отправляясь в дальние края берет землю, щепотка которой вместе с веточной полыни, священной травой кочевников, по поверьям, отгонявшей злых духов, сохраняется в ладанке на груди. Казак считается не погребенным, если на его могилу не посыпана “ мать – земля, с родного пепелища”… На смену языческим верованиям, вместе с половцами в степь пришло тенгрианство – религия древних кочевников. Казалось бы, от него ничего не сохранилось, как не сохранились “ половецкие бабы” – каменные изваяния, когда - то во множестве стоявшие на курганах, а теперь перенесенные в музеи. Но стоит присмотреться, ко многим казачьим обычаям, и след древней веры обнаруживается. Самый важный, почитаемый во всех казачьих областях войсковой праздник – Покров (! октября по ст. стилю.), праздник древний, православный, но так широко,как в России, он не отмечается в других православных странах. И наверно, не случайное совпадение, что именно 1 -го октября у степняков половцев начинался новый год. Еще один отмечаемый только казаками праздник – День матери-казачки, припадающий на православный праздник Введения Богородицы во храм. В этот день организуются особые балы, куда приглашаются молодые люди с родителями, в старину именно на этих “постных” балах происходило знакомство будущих супругов. В праздновании много загадочного: припадает он на православный пост, но отмечается балами,как праздник любви,благоденствия семьи и плодородия…Может быть он так празднуется потому,что тысячелетия назад, именно в этот день, пением и танцами отмечался праздник богини красоты, любви и плодородия Афродиты, тоже,вероятно, не случайно,совпавший,отмечавшийся столетия назад, праздник милосердной,всемилостивой и всеблагой богини половцев – тенгрианцев - Умай, которую изображали красивой доброй женщиной-матерью с младенцем на руках – совсем как Богородицу.
К древнейшему, и не совсем ясному, обычаю относится традиционное для казаков почитание шапки. Прежде оно было настолько сильно, что казаки,например,заставляли священников венчать невесту с шапкой, которая в момент венчания символизировала жениха,бывшего в это время где - нибудь в отлучке - на службе, на войне. Обвенчанную шапку отвозили ему в сотню и как только он ее надевал – считался женатым. Иногда если новорожденный был слабеньким и его боялись нести в церковь, особенно если это происходило зимой, требовали чтобы священник “покрестил шапку, шапку надевали на ребенка и он считался крещеным. Может быть, это воспоминание о “черных клобуках” (тюрк. “кара - колпаках”), высокие бараньи шапки, которых вошли даже в название племени. Сотни, еще существующих, обычаев доказывают преемственность культур, когда одно и то же действие, передаваясь от народа к народу, истолковывается по – разному, но сохраняется. И очень важно, чтобы жили носители культуры – люди, которые хранят в своей памяти, может быть, не придавая значения тому из какой тьмы веков, откуда, пришла,скажем, сказка, про репку или про курочку Рябу. И что в одной рассказывается про семи суточный лунный цикл, а во второй про год, который степняки представляли в виде птицы, у которой 365 черных перьев и 365 белый. А мышка, которая хвостиком вильнула, короткая ночь - макушка лета – 22 –24 июня, когда разбивается “золотое яичко” – солнце. И казачонок, который помнит сказку про гусей – лебедей не подозревает,что она о его предках и про работорговлю, которая когда –то процветала в степи. Как не подозревает, что слова считалки “эники-беники”,были когда - то молитвой древних тюрок, живших в этих местах, и, которые, тоже были его предками, вместе с десятками других народов, в том числе и тех,что не оставили после себя даже детской считалки…
“Энныке – бенныке…” - “Мать Всемогущая!…” А когда уходят “те, кто помнит” - умирает народ, и степь становится безгласной пустыней. И все человечество беднеет… Кто мы? Откуда? Хазарские страницы истории В нашем четвертом классе даже самые непроходимые двоечники, хоть раз в жизни да произносили слово "хазары". "Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам"" - От полного непонимания пушкинской строки у некоторых чтецов- декламаторов она звучала: "Как ныне собирает свои веши Олег"., Нам, неучам, было смешно!.. А ведь хазары - это чуть ли не половина нашей древней истории. История государства хазар была исследована относительно недавно. И, конечно, не потому, что Хазарский каганат распался под ударами славян, а, в основном, из-за природных катаклизмов: основная часть государства находилась в дельте Волги и на берегу Каспия, а уровень воды в Волге и Каспии был тогда на несколько метров ниже нынешнего. Так что, по прикидке ученых, сейчас на суше находится лишь пятнадцатая часть бывшего Но начнем рассказывать про хазар с самого начала. Хазары, первоначально, - это дагестанское племя. Кроме дельты Волги жили они еще и в дельте Терека, и на Сулаке. Как выглядели хазары? Посмотрите на современных терских казаков - они дальние потомки хазар - и вы составите о них представление. Были они низкорослыми /мужчины не выше 160.сантиметров/, на вид довольно хрупкие, но очень выносливые, темноволосые и горбоносые. Одним словом, кавказцы-дагестанцы и терские казаки, астраханские татары и небольшая часть азербайджанцев… Но об этом речь впереди. Жизнь хазары вели оседлую: занималась, в основном, рыболовством, охотой и - виноградарством. У себя дома, на своей родине, хазары никого не боялись. Они жили на воде, в плавнях. Зимой к ним было не пройти - лед на воде всегда был тонок и опасен, а летом - все проходы и протоки в камышовых лабиринтах знали только свои. Сравнительно близко была древнейшая торговая дорога - Шелковый путь. Но хазары услугами купцов с Шелкового пути не пользовались: те везли предметы роскоши, драгоценности и рабов, а хазарам рыбакам и виноградарям все это было не нужно. Приблизительно где-то в У-У1 веке к хазарам пришел хаан, (хакан, каган) тюрок из династии Ашина, бежавший после распада Тюркского каганата.
Хазары с тюрками прекрасно ужились. Тюрки занялись скотоводством, их пища хорошо сочеталась с добычей хазар-рыбаков. Потянулись годы совместного проживания, постепенно, и те, и другие стали называться хазарами, разница между ними стерлась! Какими племенами был населен мир, окружавший довольно мирное и сытое житье хазар, я уже рассказывал в предыдущей главе. Но этот мир кипел и постоянно изменялся. Вокруг хазар двигались народы, возникали и погибали царства, а они жили себе на плавнях, недосягаемые для врагов. Они были как бы на окраине всех войн и государств. Но история никогда не ходит по гладким дорогам! Возникло новое религиозное учение - ислам. Очень мирный по своим постулатам, с глубокой философией и этикой, в реальной жизни Ислам оказался агрессивным и жестоким. Носители нового учения -арабы - начали, по меркам того времени, мировые войны. Хазары были веротерпимы и приняли иудеев. А иудеем, вчерашним горожанам, в степях Предкавказья в долинах Терека и Сулака пришлось заняться скотоводством - в чем они весьма преуспели. Две общины, иудейская и хазарская, сосуществовали мирно, успешно обмениваясь продуктами питания. Родственных контактов между ними не было - народы, занимающиеся разными способами хозяйствования, не смешиваются. Рыбачка не пойдет за пастуха -кочевника - она не сумеет вести хозяйство в его доме.
Но вот агрессивные арабские войска снова оказались совсем рядом, и хазары с иудеями встали против захватчиков плечом к плечу. После первой совместной победы над арабами иудейский военачальник Обадия пришел к выводу, что религиозному нашествию арабов нужно противопоставить не только хорошо организованное войско, но и, как мы теперь говорим, - идеологию. Хазары это тоже поняли и стихийно, неорганизованно, начали отказываться от язычества и принимать христианство. "Иудеи, которые жили теперь в Хазарии, прежде исповедовали иудаизм, но за время пребывания в степи основательно его подзабыли: обрядов не совершали, молитвы не помнили, но огорчены всем этим не были. Однако, новая ситуация заставила их вспомнить веру предков. У хазар наследование происходило по отцу, у евреев - по матери. Поэтому ребенок, рожденный в браке хазарина и иудейки для хазар - свой, и для иудеев - свой. У него двойное преимущество. Царевичу, рожденному в таком браке, открыты все тайны хазарских поселений и протоков в плавнях, ему же открыта и вся глубина мировых знаний, которыми обладали образованные рахдониты, беспрерывно идущие по дорогам из Пекина в Мадрид и обратно. А кем считал себя дам царевич? Он считал себя иудеем. Такие были. Все происшедшее привело, постепенно, к созданию общего хазаро-иудейского государства. Государства сильного, но страшного государства. Хазарский, каганат – так стало именоваться новое государство - превратился в кошмар для соседей! Теперь по Шелковому пути стали возить не столько шелка и драгоценности, сколько вели рабов. Хазары стали поставщиками живого товара. В страшном рабстве оказались и сами хазары...Собственный государственный аппарат сделал их беззащитными, а они уже не могли больше укрываться в своих плавнях: все протоки были известны властям. Семьи хазар превратились в заложников, потому что изменилась и система отношений в войсках, в случае победы хазары-воины награждались частью добычи, а в случае поражения – казнились поголовно. Надо ли говорить, что когда хазары шли в дальние походы -они вынуждены были побеждать, чего бы им это ни стоило!
Чувства, которые хазары испытывали к своему государству, были сродни ненависти. Вот почему, когда на каганат напали его недруги - хазары разбежались. Более того, хазары-тюрки оказались сторонниками завоевателей каганата, воспринимали их, как своих освободителей! Да так оно, впрочем, и было... Многие десятилетия Киев платил хазарам дань. Но когда окрепли то войска русов довольно-таки легко взяли столицу каганата город Итиль /964 год/. Хазарский каганат пал окончательно. Но если о гибели своего государства не жалели даже хазары, то надо ли говорить о том, как были счастливы окрестные народы?! Вот какие события произошли в этом регионе дальше. Языческое население Волги обратилось к исламу - под влиянием хорезмийцев, воевавших с хазарами. Другая часть хазар, принявшая христианство и несколько ославяненная, частично осталась на Тереке, а частью перешла на Дон. Хазары-мусульмане слились с мусульманским миром. Они стали предками современных азербайджанцев и астраханских татар. Итак, хазары в какой-то степени пра-пра-предки некоторой части терских и нижне-донских казаков. Почему, лишь, в какой-то степени? Да потому, что от хазар до казаков еще очень большое временное расстояние. Хазары, поднявшиеся вверх по Дону, сделали это совершенно свободно, потому что после падения Хазарского каганата его территория вошла в состав огромного Тмутараканского княжества князя Изяслава - оно простиралось на север до Рязани. А если говорить точнее - это было славяно-хазарскре государство, в котором жили и другие народы: торки, гузы, печенеги, болгары, буртасы, ясы... Потом это княжество пересекло и затопило, как широкая река, нашествие половцев, которые пришли с Алтая. Именно тогда, крупнейшая среди других столиц русских княжеств столица Тмутаракани город Томатарха, на месте нынешней Тамани, /город тысячи домов, который 148 лет сопротивлялся половцам/ превратилась в полулегендарный мифический центр, куда пытался прорваться сквозь половецкие стоянки князь Игорь. Для половцев поступок князя Игоря был полной неожиданностью, ведь они состояли с Игорем в союзнических и даже в родственных отношениях. И вдруг он на них напал! Однако, это уже другое время и другая история.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.156.22 (0.024 с.) |