Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рекомендуемые средства диагностики
Основным средством диагностики усвоения знаний и овладения необходимыми умениями и навыками по дисциплине «Философия» является проверка заданий разнообразного типа, выполняемых в рамках часов, отводимых на аудиторную работу: · типовые задания в различных формах (устные, письменные, ситуационные и т.п.); · контрольные работы; · выступления на семинарских занятиях; · устный опрос по теме семинарского занятия; · тестовые задания; · фронтальный опрос на лекциях; иные средства диагностики в соответствии с учебной
СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ФИЛОСОФИЯ»
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»
Раздел I ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия» Поиски определения философии. Роль философии в жизни человека и общества. Требования к компетентности: знать основные подходы к определению философии; уметь обосновывать значимость философии в жизни человека и общества,
Модуль 1. Философия как социокультурный феномен Понятие мировоззрения. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения. Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем. Философские категории и универсалии культуры. Рефлексивность и критичность как фундаментальные характеристики философии. Творческий характер философского мышления. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Требования к компетентности: уметь обосновывать взаимосвязь философии и мировоззрения; знать и уметь характеризовать основные исторические типы мировоззрения, его компоненты; знать историю становления философии как рационально-теоретического мировоззрения; проблемное поле философии, основные философские категории и универсалии культуры, функции философии как социокультурного феномена; уметь раскрывать взаимосвязи онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем; знать фундаментальные характеристики философии, уметь обосновать творческий характер философского мышления;
уметь раскрыть взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.
Модуль 2. Исторические типы классической философии Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии" ее культурно-мировоззренческие основания. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рациональнопрагматическая направленность. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рациональноидеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические про граммы в философии XVI-XVII вв. Философская мысль эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора». Основные идеи материалистической философии ХУIII в. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия и.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
Требования к компетентности: знать основные социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии; знать специфику философской традиции древней Индии, особенности философской мысли древнего Китая; знать основные концепции и особенности античной философской традиции, уметь характеризовать ее ведущие философские идеи; знать исторические этапы развития средневековой философии, ее основные проблемы и учения; знать сущность основных философских учений эпохи Ренессанса; знать и уметь анализировать ведущие идеи философии Нового времени; знать основные идеи философской мысли эпохи Просвещения; знать важнейшие философские учения немецкой классической философии и их роль в развитии европейской философской мысли; уметь применять философские идеи и категории классической философии при анализе мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций того времени и наших дней.
Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии Классика и современность - две эпохи в развитии европейской философии. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философии. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология. Религиозная философия, ее основные направления. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания. Философия постмодернизма. Требования к компетентности. знать и уметь характеризовать основные философские идеи постклассической философии; уметь сопоставлять классику и современность как две эпохи в развитии европейской философии; уметь применять ведущие идеи постклассической философии при анализе современных мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций.
Модуль 4. Философия и национальное самосознание, Философская мысль в Беларуси Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский). Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях. Требования к компетентности: знать основные этапы развития философской мысли в Беларуси; знать сущность важнейших философских идей в Беларуси различных исторических периодов; уметь характеризовать философию, культуру и общественную жизнь Беларуси в современных условиях.
Раздел II ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Модуль 5. Философия бытия Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика. Пространственно-временная организация бытия.
Специфика социально-исторического пространства и времени. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек - общество - природа» и перспективы человечества. Требования к компетентности: знать и понимать основные принципы философской концепции бытия; знать смысл и содержание глобальных проблем в системе «человек- общество- природа» и основные теоретико-практические варианты их решения; уметь оценивать статус и потенции человека (в том числе индивидуально-личностные), позиционировать свое понимание смысла человеческого бытия.
Модуль 6. Философская антропология Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально- персоналистские концепции человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии. Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание. Требования к компетентности: знать фундаментальные компоненты философской теории человека; знать основные ценности современного общества и личности; знать социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной); уметь осуществлять собственный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности.
Модуль 7. Теория познания и философия науки Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма. Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза. Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Требования к компетентности: знать основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, философские методы анализа и регулятивы научного исследования; уметь применять навыки познавательной деятельности при анализе мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций.
Модуль 8. Социальная философия Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально- производственная сфера жизни общества. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества. Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Человек в системе общественных отношений. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества. Требования к компетентности: знать ведущие идеи философской картины общества; уметь определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности; уметь формулировать и аргументировать свою социальную позицию.
Модуль-резюме Философия и диалог культур в современном мире Перспективы и современные стратегии устойчивого развития. Требования к компетентности: знать и уметь охарактеризовать роль философии в диалоге культур в современном мире; знать перспективы и современные стратегии устойчивого развития; уметь оценивать состояние глобальных проблем современности, возможности их решения в сфере избранной профессии.
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия». Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями. Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневостъ, что позволит диагностировать у студентов разные уровни усвоения деятельности (узнавания; воспроизведения по памяти, понимания и применения знаний в знакомой ситуации; применения знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность); творческой деятельности). В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.
ФИЛОСОФИЯ РАЗДЕЛ I
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.216 (0.06 с.) |