Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция понятия «идеология» и ее современное значение.
Понятие " идеология " имеет несколько смысловых значений: • идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества; • идеология (как явление общественной жизни) – понятие, обозначающее социально-политическую направленность и значимость различных взглядов, теорий, концепций. В научный оборот термин «идеология» ввёл Антуан Дестют де Траси в работах «Проект идеологии» (1796) и «Элементы идеологии» (1845-1846). С его точки зрения, идеология – наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе, человеке и обществе, а также в основе политики. Человек мыслит, прежде всего, идеями, с их помощью формулирует свои цели и ориентиры, посредством воплощения тех или иных идей реализует себя в реальном мире и изменяет его. В первой половине XIX века кристаллизируется новое понимание идеологии как некой совокупности общественно-политических идей, которые противостоят друг другу, и взаимодействую между собой в борьбе за умы и сердца людей. Идеология постепенно трансформируется в объект исследования. Карл Маркс отождествлял идеологию с «иллюзорным сознанием», иллюзорным представлением о реальности, которое зависит от социального положения индивида. Восприятие социальной реальности отличается у представителей различных классов (например, у буржуазии или пролетариата), что и обуславливает «иллюзорность» восприятия социальной реальности, в котором абсолютизируются интересы конкретного социального слоя. Идеология в марксизме – некая теоретически оформленная совокупность идей, которая выражает интересы конкретных социальных групп населения и способна влиять на массовое поведение. К идеологическим формам сознания К.Маркс и Ф.Энгельс относили философию, религию, право, мораль, эстетику. Они связывали идеологию исключительно с идеями правящего в каждом данном обществе класса – идеями, которые освещают социальное неравенство. Согласно марксизму смерть идеологии как некой иллюзии реальности возможна только в коммунистическом обществе, где воцарится всеобщее равенство, исчезнут классовые и национальные противоречия и не будет оснований для столкновения различных общественных интересов.
Значительный вклад в разработку понятия идеологии внёс немецкий социолог Карл Манхейм. В своей книге «Идеология и утопия» (1929) он противопоставляет интересы господствующего и угнетаемого классов. Под идеологией он понимает социальные ценности и приоритеты, отражающие интересы господствующих слоёв, которые воплощаются в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве государства и общества. Идеологии противопоставляется утопия – совокупность интересов подчинённых слоёв, которые не могут реализоваться в данных условиях без изменения социальной реальности, которая воплощает и охраняет идеологию. В целом, с точки зрения Манхейма, идеология – определенная система идей, которые в определённой степени являются искаженным отражением фактов и событий в угоду политическим или иным интересам её носителя, воплощают в себе особенности структуры сознания, типа мышления и восприятия определенных слоев населения, групп общества, эпох. Таким образом, идеология – это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определённых групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства с служат в качестве инструмента коллективного политического действия. В середине 50-х - начале 70-х гг. ХХ века и снова с середины 80-х гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р.Арон, Даниел Белл, Элвин Тоффлер, Джон Гелбрейт и другие. Представители данного направления утверждали, что возрастающее влияние науки приводит к падению влияния на общества политиков и идеологических систем. На фоне стремительного развития технологий материального производства, по мнению сторонников «деидеологизации», приоритет получают «объективные» факторы жизнедеятельности человека: информация, природные ресурсы, экология и т.д. На этом фоне политические концепции приобретают второстепенный характер. Однако именно в этот период значимым фактором общественно-политической жизни становятся новые политические идеологии, претендующие на доминирование в мире. Например, доктрина «общечеловеческих ценностей», призванная примирить конфликтующие государства, социальные группы на принципах гуманизма и человеколюбия.
И всё же выводы о «конце идеологии» оказались преждевременными. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия обострение социальных противоречий на Западе, вызвавшее к жизни новые социальные движения («зелёные», пацифисты, феминисты, антиглобалисты и т.п.), поставило под сомнение теорию деидеологизации, и её авторы вынуждены были смягчить свою позицию. Результатом соответствующих усилий стала концепция «реидеологизации», которая является одновременно и отрицанием, и своеобразным продолжением теории деидеологизации. Сохранив основной тезис последней – противопоставление науки и идеологии, – авторы концепции реидеологизации вместе с тем исходят из того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях. Ответы на подобные вопросы, считают они, призвана давать идеология. Поэтому авторы данной концепции разработку и обновление идеологии возводят в ранг постоянной задачи по самовоспроизводству общества. Таким образом, термин «идеология» как форма мировоззренческого опыта людей, прошёл длительный этап эволюции от «беспристрастной науки» к сложному многогранному явлению социально-политической жизни: инструменту власти и политических действий, который систематизирует интересы различных слоёв, выражает и стремиться реализовать их, одновременно разъединяя и консолидируя общество без чего не возможно его развитие. В любом обществе существует множество идеологий. Ориентироваться в идеологической мозаике современного мира помогает классификация идеологий. Классификация политических идеологий может быть осуществлена по следующим основаниям: ¨ По их носителям (группы, общности и объединения людей самого различного характера); ¨ Особенностям мышления и масштабам притязаний их носителей; ¨ Характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей социальной действительности направленности выдвигаемых ими целей; ¨ Предлагаемым способам реализации сформированных идеалов, ценностей и целей. Принято различать идеологии групповые, сословные, классовые, конфессиональные (религиозные), национальные. Первую классификацию идеологий в зависимости от характера, или масштабов, мышления их носителей предложил К.Манхейм, который ввёл понятия частичной и тотальной идеологий. Глобальные, они же и тотальные, идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и всеобъемлющей программы жизнедеятельности, универсальных принципов организации и функционирования общества. К таким идеологиям относят либерализм, консерватизм и социализм в его радикально-коммунистическом и социал-демократическом вариантах. Локальные идеологии обычно формируются территориальными сообществами – государствами или группами сопредельных государств, действующих как единое целое (например, государствами – членами Европейского союза). Локальный характер носят также религиозные идеологии (например, социальные доктрины католицизма, православных церквей и ислама).
Частные, они же частичные, идеологии функционируют на психологическом уровне, они акцентируют внимание на насущных интересах отдельных социальных групп. В данном случае речь идёт об идеологии классовой, корпоративной, групповой партийной и т.п. Прогрессивные идеологии всегда усматривают определённый, существенный или менее существенный, непорядок в обществе и формулируют цели и задачи его преобразования путём тех или иных нововведений. Такие идеологии учитывают объективные тенденции общественного развития и ориентируют действия своих носителей на упразднение устаревших и одновременно на создание новых общественных структур, обеспечивая тем самым возможность дальнейшего движения общества. К прогрессивным идеологиям в эпоху буржуазных революций относили либерализм, а после утверждения капиталистического способа производства – социализм. В настоящее время на статус прогрессивных претендуют идеологии новых социальных движений –пацифизм, феминизм, экологизм, антиглобализм. Консервативные идеологии оправдывают существующий социально-политический порядок; их приверженцы обычно настороженно относятся к любым социальным преобразованиям в опасении, что произвольное вмешательство в общественное устройство приведёт к резкому ухудшению положения дел. Консервативная идеология находится в основе деятельности многих политических партий, хотя в названии большинства из них отсутствует прилагательное «консервативная». Таковыми являются, например, Консервативная партия Великобритании, Республиканская партия США, Либерально-демократическая партия ЯПОНИИ, практически все христианско-демократические партии в странах Европы. Реакционные идеологии также критически оценивают существующую социальную действительность, но, в отличие от прогрессивных идеологий, они обосновывают необходимость возврата общества к некоему своему прошлому состоянию. На возврат к прежнему состоянию общества ориентированы так называемые религиозно-фундаменталистские идеологии, некоторые разновидности национализма, идеология «новых правых» в Европе и др. Радикальные идеологии обосновывают необходимость быстрого и коренного преобразования существующей действительности. Радикальными могут быть как прогрессивные, так и реакционные идейные доктрины. Разновидностью радикального подхода к преобразованию существующего порядка является экстремизм. К числу радикальных идеологий обычно относят марксизм, а к экстремистским – большевизм, маоизм, расизм, шовинизм и др.
Реформистские идеологии ориентируют своих носителей на применение постепенных умеренных реформ как способа достижения сформулированных целей. Реформистская идеология лежит в основе идейной доктрины социал-демократии. Традиционные идеологии – те, которые оформились к середине XIX века и обслуживали интересы основных социальных классов. Это либерализм, консерватизм и социализм и их модификации – неолиберализм, неоконсерватизм, либертаризм, демократический социализм. Нетрадиционные идеологии – те, которые либо актуализировались в первой половине ХХ века, либо оформились к рубежу XX – XXI веков и отражают интересы самых различных по своему составу групп людей. К ним относятся – национализм, фашизм, пацифизм, феминизм, экологизм, глобализм, антиглобализм, фундаментализм и др. 1.3. Идеология государства – специфический тип идеологии Носителями идеологии могут быть не только индивид, социальные группы, общественные объединение, политические партии, но и государства. Государственная идеология – совокупность идей, идеалов, ценностей, концепций и доктрин систематизированная и юридически закреплённая государством. Правовой основой государственной идеологии является Конституция. Государственная идеология дает представление гражданам о направлении развития общества и государства, утверждает общие принципы существования государства и его политики. Принято выделять следующие составляющие государственной идеологии: культурно-историческую (совокупность представлений о особенностях и роли данного народа в мировом историческом и культурном процессе); политическую (комплекс идей и норм, которые касаются функционирования общественно-политических институтов: государственных органов власти, политических партий, избирательного процесса, специфики взаимоотношений между гражданами и государством, а также, принципы взаимоотношений с другими государствами); экономическую (система концепций и программ экономического развития); социогуманитарную (система концепций и программ, реализуемых государством в области прав и свобод человека, в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, пропаганде определённых морально-нравственных и гражданских идей). Государственная идеология отражает соотношение влияния в обществе различных политических идеологий относительно перспектив экономического, социального и политического развития государства. Чем стабильнее экономическая, социальная, политическая ситуация в государстве, тем меньше людей поддерживают радикальные политические идеологии, которые пропагандируют идеи расовой, национальной, религиозной, половой дискриминации. Уровни государственной идеологии: – теоретический (статьи, монографии, доклады); – юридический (государственные документы, законы, закрепляющие основные принципы и цели во внутренней и внешней политике); – практический (повседневная жизнь, человеческая деятельность в которой реализуются и выражаются принципы государственной идеологии).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.101 (0.015 с.) |