![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. История философско-правовой мыслиСтр 1 из 7Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Планы семинаров с методическими рекомендациями для проведения занятий в активной и интерактивной формах для подготовки магистров по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
Рязань 2015 ББК 67.00р30
Рецензенты: М. И. Кошелев, доктор философских наук, профессор (Рязанский филиал Московского университета имени С.Ю. Витте); О. Е. Блинков, доктор юридических наук, профессор (Академия ФСИН России)
Начальник обеспечивающей кафедры кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов
Учебно-методическое издание Демко Тамара Николаевна ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Планы семинарских занятий
ББК 67.00р30
© Академия ФСИН России, 2015 Пояснительная записка Планы семинарских занятий предназначены студентам, обучающимся по магистерским программам – Уголовное право, Криминология, Гражданское право, Семейное право, Международное частное право (по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция). Философия права – одна из важных дисциплин в учебных планах по подготовке юристов высшей квалификации. Она обосновывает непреходящую ценность права как выражения свободы, равенства и справедливости, неотъемлемых прав и свобод человека. Тем самым философия права утверждает его гуманистическую природу. При изучении учебной дисциплины студентам необходимо использовать знания, полученные в курсах теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, философии, истории Отечества, логики, социологии и политологии.
Основная цель курса: · углубить представления о смысле права, его сущности, его естественных и позитивных основаниях; · показать историческое развитие философских взглядов на природу права; · увидеть реальность права в многообразных связях социальной действительности; · вооружить философскими понятиями для анализа онтологической, гносеологической, аксиологической, антропологической сущностей права; · рассмотреть право в контексте мировой культуры. Задачи курса предполагают: · вхождение в предмет философии права и его специфику; ознакомление с возникновением, развитием и спецификой философско-правовых идей; · анализ философско-правовой мысли в России как неотъемлемой части ее философской и общей национальной культуры. Изучение ее религиозно-экзистенционального характера, идеи «естественного права» и «прав человека»; · понимание основных тенденций философско-правового мышления на Западе, выражающих тенденцию дальнейшей гуманизации и персонализации права. · анализ основных подходов к пониманию естественного права и его соотношения с позитивным правом, концепций понимания естественного права, существовавших в России; · анализ теоретических исследований гражданского общества; · развитие навыков аргументированно отстаивать собственное видение проблем; развитие способности использовать все вышеперечисленное в профессиональной деятельности.
Требования к результатам освоения дисциплины. По итогам курса обучающийся должен: Знать: исторические этапы философско-правовой мысли и ее представителей; получить представление о соотношении закона и права, сходство и отличия теоретико-правовых и философско-правовых подходов к праву; знать, как отражаются проблемы права в таких разделах философии, как гносеология, онтология, диалектика, философия языка и коммуникаций, этика, социальная философия; основания философско-правового осмысления правовой реальности; принципы профессионального мышления современного юриста;
основы правовой культуры. Уметь: сформулировать тему, вопрос; составить тезисы выступления; грамотно выражать свои мысли; владеть навыком работы с первоисточниками, ориентироваться в Интернет-ресурсах; дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли; обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах. Владеть: родным языком; навыками работы с книгой; методами теоретического анализа (абстрагирование, сравнение, экстраполяция, аналогия); навыком управления собственным мышлением и способностью выражать свои мысли в аудитории; основными навыками философско-правового анализа; способностью обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем; приемами методологий правовой науки. Часть (30 % от всего курса) семинарских занятий проводится в интерактивной форме:
Всего: 8
В качестве формы контроля по итогам обучения предусмотрен экзамен.
Учебно-тематический план
Заочная форма обучения
План
1. Философия права ранней и классической эпох античности. 2. Особенности философско–правовой мысли в эпоху Средневековья. 3. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса «Философия права ранней и классической эпох античности» основной задачей является осмысление материала, касающегося возникновения, развития и специфики философско-правовых идей в период античности, средних веков и эпохи Возрождения. Древней Элладе в IV—V веках до н.э. было присуще разнообразие форм социальной и политической жизни. Множество сильных и процветающих греческих городов–полисов объединяло духовное единство, основанное на мифологии с единым пантеоном олимпийских богов, а также гомеровском эпосе. Практика дике и номоса – поиск начал справедливости. Философско-правовые идеи Платона и Аристотеля. Цицерон и римские юристы. Антитеза аполлонического и дионисийского начал в развитии греческой правовой цивилизации и в философской мысли. Творчество выдающихся философов Платона и Аристотеля. Поздняя классика: конец IV века до н. э. – VI в. н. э..
При подготовке второго вопроса «Особенности философско–правовой мысли в эпоху Средневековья» обратить внимание на систему естественного права как сочетания римского права и положений Священного Писания. Теократический характер естественного права. Идеологический контроль «отцов церкви». Теологическая трактовка права: взгляды Августина, учение Фомы Аквинского о трёх уровнях законов, справедливости и праве. При подготовке третьего вопроса «Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации» обратить внимание на переход юриспруденции в гуманистическое русло, на признание человека уникальным творением дает стимул к новым поискам философских обоснований сущности общества и государства. Концепция естественного и волевого права Г. Гроция. Проблемы права, нравственности и политики в сочинениях М. Монтеня и Н. Макиавелли, Лоренцо Вала. Вопросы для дискуссии 1. В чем заключаются особенности античной правовой цивилизации? 2. В чем сущность правовых взглядов натурфилософов? 3. В чем отличие правовых взглядов софистов от позиций предшественников? 4. В чем сущность взглядов на проблемы права у Сократа? 5. В чем сущность учения о справедливости и праве Платона? 6. Как рассматривается проблема человека у Аристотеля? 7. В чем сущность обоснования права у Аристотеля? 8. В чем заключаются особенности правовых взглядов эпохи поздней 9. Раскройте сущность и особенности правовых концепций Августина и Фомы Аквинского. 10. В чем заключаются особенности философско-правовой мысли Возрождения? Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31]. План 1. Философия права английской буржуазной революции. Гоббс о естественном праве и естественном законе. Договорная теория возникновения государства. Общественный договор по Дж. Локку. 2. Философия права И. Канта. 3. Философия права Гегеля. 4. Философия права Маркса. Надстроечный и классовый характер права и государства. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса «Философия права английской буржуазной революции следует начать с философии Гоббса, его учении о естественном праве и естественном законе. Отметить, что в это время появляется договорная теория возникновения государства. Следующий по значимости в философии права Дж. Локк, следует обратить внимание на идеи прирожденных прав личности, разделения властей, а также сделать акцент на характеристике изменения подходов к праву. Обратить внимание на то, что одни и те же закономерности представляются по-разному. Следует подумать, почему процесс истории права выглядит неоднозначно.
При подготовке второго вопроса «Философия права И. Канта». Главным объектом обсуждения становится практический разум – источник нравственных и правовых законов. Следует поставить во главу угла рассмотрения философии Канта понятие «категорический императив», а также идеи Канта о правовом государстве. Обратить внимание, что теория и история наказания тесно переплетается с историей развития культуры. Ее особенности, которые выявляет археология и этнография, должны быть описаны и в общих чертах, и предметно, то есть с опорой на известные памятники. При подготовке третьего вопроса «Философия права Гегеля» рассматриваются как идея абстрактного права, так и мораль и нравственность. Гегель разработал положения о гражданском обществе и государстве. В этом вопросе следует вспомнить мировую историю и основные характеристики государства, что открывает понимание революции, произошедшей в культурной деятельности людей после неолита, и в первую очередь исчезновение первобытного синкретизма. При подготовке четвертого вопроса «Философия права Маркса» указывается на его понимание права и государства как надстроечного явления. На особом месте стоит в его учении идея классового характера права и государства с перспективой отмирания последнего в будущем.
Темы рефератов
1. «Левиафан» Т. Гоббса о возникновении политической власти. 2. Дж. Локк как один из основоположников либерализма. 3. Гражданское общество и государство в «Философии права» Гегеля. 4. И. Кант о правовом государстве. 5. Мотивы государственного патернализма и индивидуальной свободы в творчестве И. Канта. 6. Марксистская концепция государства и права. Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31]. План 1. Проблема правопонимания в российской истории. 2. Учение западников и славянофилов России о государстве и праве. 3. Либеральные учения России второй половины XIX – начала XX века. М. Ковалевский, Б. Чичерин, Л. Петражицкий, П. Новгородцев. 4. Советская марксистская школа права и государства XX века, ее идейное содержание и реальная практика. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса «Проблема правопонимания в российской истории» необходимо учитывать тот факт, что философия права в России является неотъемлемой частью ее философской и общей национальной культуры. Отечественная философско-правовая мысль, во многом созвучная идеям европейской философско-правовой традиции, в то же время отличается самобытностью и оригинальностью. Эта оригинальность состоит в религиозно–экзистенциональном характере идеи «естественного права» и «прав человека». Для отечественной философии права характерно иррациональное обоснование права. Наиболее наглядно это проявляется в «философии сердца» Сковороды и Юркевича, когда «сердце» выступает не предметом философского осмысления, а методологическим основанием. Огромное значение отечественные мыслители уделяли проблеме соотношения права и морали, морального обоснования права в борьбе с правовым нигилизмом, явлением, характерным не только для народного сознания, но и для сознания интеллигенции.
При подготовке второго вопроса «Учение западников и славянофилов России о государстве и праве» следует отметить основную направленность идей того и другого мировоззрения. Следует ознакомиться с именами западников (профессор Т.Н. Грановский, историк и правовед К.Д. Кавелин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др), а также с именами славянофилов (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские). «Общинное начало», «соборность», единодушие и согласие как принципы национального права. Острота споров славянофилов и западников. При подготовке третьего вопроса «Либеральные учения России второй половины XIX – начала XX века» в центр внимания попадают такие философы-правоведы, как. М. Ковалевский, Б. Чичерин, Л. Петражицкий, П. Новгородцев. Следует обратить внимание на распространение идей либерализма и выдвижения на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, а также на отстаивание приоритета права над политикой. Проникновение позитивистских взглядов на право, смещение акцентов с вопроса об обосновании права на вопрос о его функциях. При подготовке четвертого вопроса «Советская марксистская школа права и государства ХХ века, ее идейное содержание » следует дифференцировать марксистскую теорию права как онтологическую объективистскую концепцию. В противовес юридическому позитивизму, признающему реальность только позитивного права, марксизм считает позитивное право лишь вторичной реальностью, отражением положения дел, выражающегося в определенных общественных отношениях. С марксистской точки зрения, право как мера свободы определяется экономическими отношениями, в которых коренится правовая природа вещей, то есть социальная норма, обладающая в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления. В основе марксистской философии права лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Возникновение и существование права объясняется марксистами необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Советской юридической наукой эти положения принимались за основу. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли государства в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.
Дискуссия по теме семинара 1. Какие философско-правовые идеи были сформулированы отечественными мыслителями Средневековья и Просвещения? 2. В чем смысл понятия «философия сердца»? 4. Философско-правовые аспекты анархизма: М.А Бакунин, П.А. Кропоткин. 5. Как, по мнению В. Соловьева, соотносятся мораль и право? 6. Развитие философии права в СССР. Право как идеологическая форма классового порядка. 7. Как можно охарактеризовать современное состояние философско-правовой мысли в России? 8. Либертарная концепция философии права В.С. Нерсесянца. 9. Значение истории философии права для современных философско-правовых исследований.
Темы рефератов
1. Философско-правовая мысль Древней Руси. 2. Философия права славянофильства и современность. 3. Философия права западничества. 4. Философско-правовая мысль русских революционных демократов. 5. Философия права русского либерализма. 6. Идея правового государства в русской либеральной мысли. 7. Философско-правовая идеология русского анархизма. 8. Истоки и причины правового нигилизма в России: история и современность. 9. Право и нравственность в философии В.С. Соловьева. 10. И.А. Ильин о правосознании. 11. Феномен «советского права». 12. Патернализм и российское право. Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31]. Виды правоотношений. СЦЕНАРИЙ В подготовительной части занятия студенты делятся на три группы. Каждой группе дается одно задание представить особенности позиций и аргументацию по проблеме бытия права в человеческом мире с точки зрения верующего человека, прагматика и государственного служащего. В основной части каждой группе предлагается презентовать свою позицию и ответить на вопросы оппонентов. В завершении высказанные позиции обобщаются, формулируются особенности различных пониманий права и их значение для развития идей философии права.
Методические рекомендации Следует учесть, что все основные вопросы данной темы (происхождение права; право и закон; право и власть; право и культура; государство и правовая культура) с точки зрения разных философских позиций получают разные определения и характеристики. Для начала необходимо разобраться с самой сущностью бытия (с философской точки зрения), и на основе этого понимания объяснить бытие права как такового. То есть увидеть и описать правовую реальность, ее сущностные характеристики и ее структуру, как систему функционирования права. Следующий этап продвижения в теме это выяснение соотношения реального и формального в праве, материальной и духовной, объективной и субъективной природы правовая реальность. Особе обратить внимание на онтологическую концепцию в исторической школе права: право как историческое развитие условий человеческого существования. На нее нужно ссылаться в данной полемике как весомый аргумент. Ролевые позиции и высказывания на занятии потребуют осведомленности в разных типах правопонимания. Для этого необходимо хорошо усвоить: отождествление права и закона - легистский тип правопонимания. Естественно-правовой тип правопонимания - представление о двух одновременно действующих системах права (права естественного и права официального). Легистская онтология: сведение права к нормативно-правовому акту (И. Бентам, Д. Остин, В.Д. Катков). Естественно-правовая онтология о подлинном (естественном) бытии права и о неподлинном (позитивном) бытии права. А также каковы сущность и механизм формирования социального закона, как проявляет себя диалектика объективного и субъективного в законе. И уточнить смысловые оттенки понятий: закономерность, законосообразность, целесообразность. К области онтологии права относятся такое явление, как правопорядок. Следует увидеть его проявление как в повседневной реальности в реализации власти. Здесь понадобится рассуждение о властно насилии и государственном принуждении с учетом типологии насилия в правовой сфере. Следует сопоставить понятия «насилие» и «справедливость», «преступление» и «наказание». Вопрос о правовой культуре поможет в данной ролевой игре вывести рассуждения к теме человека, реализующего и осуществляющего правовую реальность, и теме взаимообусловленность культуры и права. Конкретизация и реализация онтологии права через правовую культуру совпадает со способом организации жизнедеятельности человека, поэтом следует заострить внимание на взаимосвязи правовой культуры с политической и нравственной. В ролевой игре допускается ссылаться на личностный и институциональный аспекты правовой культуры.
Используемая литература: [1, 2, 6, 10, 16, 18, 23, 26, 30].
Темы рефератов
1. Право как равенство. 2. Ответственность юридическая и социальная. 3. Право как справедливость. 4. Социально-исторический характер форм проявления равенства. 5. Право как ценность. 6. Государство как ценность. 7. Теория справедливости Джона Роулза. 8. Диалектика формального и фактического равенства. 9. Справедливость правовая и социальная.
Используемая литература: [1, 2, 4, 5, 7, 13, 18, 20, 27, 31].
Темы рефератов
1. Право и мораль в русской философии, литературе и праве. 2. Взаимодействие права и морали в современном обществе. 3. Преступность: норма или патология? 4. Преступность и возникновение государства. 5. Аномия и преступность. 6. Биологическое и социальное в преступном поведении. 7. Город и преступность. 8. Природа и происхождение зла как философская проблема. 9. Цели наказания. 10. Правосознание и преступность. 11. Смертная казнь: за и против. 12. В.С. Соловьев о проблеме наказания («Оправдание добра»). 13. Л.Н. Толстой о преступлении и наказании.
Используемая литература: [1, 2, 3, 18, 20, 23, 29, 30, 31]. СЦЕНАРИЙ
Заранее предлагаются на выбор распечатанные для каждого студента вопросы, содержащие возможность разного подхода к определениям, для дискуссионного обсуждения темы. Ведущий (один из обучающихся) отбирает тот из них, который преобладает количественно. Этот вопрос становится основным предметом обсуждения. Однако оставшиеся вопросы не отменяются: они должны так или иначе послужить доказательством или опровержением искомой мысли.
Вопросы 1. Понятие и идея гражданского общества в истории общественной и правовой мысли. Есть ли гражданское общество в России? Каким вы желаете его видеть? 2. Социальные функции гражданского общества. Чему оно служит? И есть ли в нем необходимость в правовом и социальном государстве? 3. Проблемы гражданского общества России в советском прошлом и сейчас. 4. Правовой нигилизм. 5. Нужна ли особая этика гражданскому обществу в целом и гражданским организациям в частности? Таким образом, дискуссия может пойти по пути обсуждения одной из перечисленных проблем (каким представляется гражданское общество в истории общественной и правовой мысли? Есть ли гражданское общество в России? И Как оно проявляет себя? Какова его этика? Что есть правовой нигилизм и каков его «эффект»?).
Методические рекомендации
Чтобы подготовиться к дискуссии следует постараться вникнуть в проблему, освоить основные категории, необходимые в споре: личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Гражданское общество являет себя в ассоциациях и организациях граждан, законодательно огражденных от прямого вмешательства государства. Оно, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей. Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами – самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность. Показателем зрелости гражданского общества является не только наличие собственной структуры, но и обретение массового характера, а стержнем гражданских отношений выступают персонифицированные отношения собственности («частная собственность»). Чем большее число людей втянуто в эти отношения и является собственниками, тем крепче и стабильнее гражданское общество, тем уже функциональное поле государства. Показателем этого является удельный вес «среднего класса» в социальной структуре (по оценкам экспертов, его доля должна составлять до 60% населения). В условиях современной России, при наличии огромной бюджетной сферы, когда единственным источником существования оказывается заработная плата, говорить о массовости гражданских отношений пока не приходится (по некоторым оценкам, доля нашего «среднего класса» составляет лишь 8—10% всего населения). Становление и развитие гражданского общества и правового государства представляется с некоторых пор одной из стратегических целей начавшегося процесса всестороннего реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество понимается как тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. В последнее время в России гражданские движения переживают настоящий бум. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков), другие с самого начала носят, открыто ангажированный политический характер («Женщины России»). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства — иерархии. Основу гражданской жизни составляют предприятия среднего и мелкого бизнеса. Они либо поглощаются крупными, сращенными с государственным аппаратом финансово–промышленными группами, либо умирают под действием налогового и финансового прессинга государственной власти. В результате уничтожается конкурентоспособный сектор «второй (малой) экономики», а вместо главных принципов гражданской жизни (конкуренции, индивидуализации и сотрудничества) утверждается монополизм экономической и политической власти. Финансовый диктат делает независимые масс-медиа все более заангажированными, поэтому зачастую «голос» гражданского общества почти не слышен. Исходя из понятия гражданского общества, параллельно его становлению должен идти процесс развития правового демократического государства, когда личность и государственная власть образуют равные субъекты права. Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик (достаточно сравнить, к примеру, жизнь в мегаполисах типа Москвы и существование в глубинке Приморского края). Указанное обстоятельство затрудняет развитие гражданского процесса на политическом пространстве современной России.
Темы рефератов
1. Становление гражданского общества в России. 2. Социальные функции гражданского общества. 3. Идея правового государства в истории общественной мысли. 4. Право и сила 5. Право и сила. 6. Принцип разделения властей в истории философской и правовой мысли и современности. 7. Институты гражданского общества. 8. Гражданское общество и правовое государство. 9. Этика гражданского общества: свобода человека и гражданина.
Используемая литература: [1, 2, 7, 8, 19, 20, 25, 26, 27, 29, 30]. СЦЕНАРИЙ
На предшествующем занятии студенты-магистры получают задание обратить внимание на сюжеты в СМИ, «Новости», дискуссии и т.п., в которых обсуждаются злободневные проблемы правовых отношений в обществе. Требуется отобрать подходящий материал для обмена мнениями по проблемам правового государства, проблемам характерной для нынешнего состояния общества преступности, проблемам правовой культуры общества, а также проблемы политической и экономической свободы в правовом сознании. В начале занятия каждый из членов группы заявляет о той или иной из них, являющейся близкой к курсу философии права и достойной коллективного обсуждения. Из всего перечня прозвучавших тем всеобщим решением отбираются те из них, которые позволяют поставить в центр внимания следующие вопросы: 1. Свобода и право. 2. Преступность как характерная (необходимая?) черта современного общества. 3. Право и куль тура. 4. Проблемы складывания правового государства. Методические рекомендации по подготовке к проведению «круглого стола»
Для подготовки к занятию в форме «круглого стола» по теме «Философско-правовые проблемы современной общественной жизни» следует предварительно продумать отобранную информацию по нескольким блокам и разделам:
Блок «Свобода и право»: Свобода слова в России: благо или зло? Нужна ли цензура? Свобода и ответственность. Можно ли считать права человека абсолютной ценностью? Всегда ли интересы личности необходимо предпочитать государственному порядку? Что вы выбираете: свободу рынка или социальный патернализм? Блок «Преступность как характерная (необходимая?) черта современного общества»: Можно ли бороться с насилием насильственными методами? Наказание. Цели наказания. Смертная казнь – за и против. Гуманна ли смертная казнь?
Блок «Право и куль тура»: Место права в системе культуры. Проблема соотношения (соответствия) права и других культурных образований. Право и мораль. Право и политика.
Блок «Проблемы складывания правового государства»: Какие условия необходимы для складывания правового государства? Стали ли мы ближе к правовому государству за последние 10 лет? Готовы ли мы к «пересадке» на российскую почву западной системы правового государства? Существует ли у нас гражданское общество?
Используемая литература: [1, 2, 10, 12, 16, 17, 27, 29, 31]. Литература Основная литература 1. Иконникова Г. И. Философия права: учебник для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. ‒ 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Юрайт, 2012. ‒ 364 с. 2. Михалкин Н. В. Философия права: учеб. пособие для магистров / Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин. ‒ М.: Юрайт, 2012. ‒ 393 с.
Дополнительная литература 3. Аверин А. В. Философия права. Курс лекций: учеб. пособие: в 2 т. А. В. Аверин [и др.]. ‒ М.: Проспект, 2011. ‒ 512 с. 4. Берлявский Л. Г. Категория ценности в философии права / Л. Г. Берлявский, И. В. Липчанская // Юридическое образование и наука. ‒ 2014. ‒ № 4. ‒ С. 24-27. 5. Ветютнев Ю. Ю. Аксиология правовой формы: монография / Ю. Ю. Ветютнев. ‒ М.: Юрлитинформ, 2013. ‒ 198 с. 6. Гаджиев Г. А. Онтология права: (критическое исследование юридического концепта действительности): монография / Г. А. Гаджиев. ‒ М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. ‒ 320 с. ‒ ЭБС. 7. Галузин А. Ф. Правовой институт покаяния и пенитенциарное право / А. Ф. Галузин // Современное право. ‒ 2014. ‒ № 1. ‒ С. 120-127. 8. Данильян О. Г. Философия права: учебник / под ред. О. Г. Данильяна. ‒ М.: Эксмо, 2006. ‒ 412 с. 9. Желдыбина Т. А. Шершеневича о праве и государстве: монография / Т. А. Желдыбина, Г.Ф. Доктрина. ‒ М.: Юрлитинформ, 2011. ‒ 221 с. 10.Завьялов Ю. С. Феноменология и познание права / Ю. С. Завьялов, И. В. Галкин // Государство и право. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ С. 63-73. 11.Захарова М. В. Иван Александрович Ильин / М. В. Захарова 12. Захарцев С. И. Некоторые проблемы теории и философии права: монография / С. И. Захарцев; под ред. В. П. Сальникова. ‒ М.: Норма, 2014. ‒ 208 с. ‒ ЭБС. 13.Ивин А. А. Философия: учеб. для акад. бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. ‒ М.: Юрайт, 2015. ‒ 478 с. 14. Крянев Ю. В. История и философия науки (Философия науки): учеб. пособие / Ю. В.Крянев, Н. П.Волкова и др.; под ред. Л. Е. Моториной, Ю. В.Крянева. ‒ 3-e изд., перераб. и доп. ‒ М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. ‒ 416 с. ‒ ЭБС. 15.Лазарев В. В. Проблемы общей теории jus: учебник по спец. курсам прогр. подготовки магистров / В. В. Лазарев, С. В. Липень, А. Х. Саидов; отв. ред. В. В. Лазарев. ‒ М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. ‒ 655 с.
16.Малахов В. П. Философия права: формы теоретического мышления о праве: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция», «Философия» / В. П. Малахов. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. ‒ 263 с. 17. Малинова И. П. Философия права и юридическая герменевтика: монография / И. П. Малинова. ‒ М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. ‒ 176 с. ‒ ЭБС. 18. Мальцев Г. В. Культурные традиции права: монография / Г. В. Мальцев. ‒ М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. ‒ 608 с. ‒ ЭБС. 19.Мамитова Н. В. Правовая экспертиза российского законодательства: учеб.-практ. пособие для студ. вузов / Н. В. Мамитова. ‒ М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2013. ‒ 207 с. 20.Мельникова М. В. Духовно-нравственные ценности в праве / М. В. Мельникова // Право и образование. ‒ 2014. ‒ № 3. ‒ С.59-63. 21.Мороз Е. В. Правовая концепция П.И. Новгородцева: духовные основания свободы и права / Е. В. Мороз // Право и образование. ‒ 2014. ‒ № 1. ‒ С. 151-161. 22.Нерсесянц В. С. Гегель: монография / В. С. Нерсесянц. ‒ 2-е изд., стер. ‒ М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. ‒111 с. 23.Нерсесянц В.С. Философия права: учеб. для вузов / В. С. Нерсесянц. М.: НОРМА, 2009 – 652 с. 24.Пернацкий В. И. Философия политики и права: учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Пернацкий. ‒ М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. ‒ 224 с. 25. Пернацкий В. И.Философия политики и права: учеб. пособие / В. И. Пернацкий. ‒ М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. ‒ 224 с. ‒ ЭБС. 26.Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник / Л. П. Рассказов. ‒ 2-е изд. ‒ М.: РИОР, 2009. ‒ 463 с. 27.Сор
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.155 (0.176 с.) |