Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тасырлар авазы — Эхо веков. — 1998. — № 2. — С.17.
Кутлуг-Тимур умер. Ханом стал его сын Шадибек. Вскоре после этого возник союз между Тимуром и Тохтамышем, на этот раз против Идегея и Шадибека. Несмотря на то, что вскоре умер Тимур, Тохтамыш развиват успех за успехом. Тохтамыш не оставил без благодарности Витовта. Он послал ему на помощь 40-тысячное войско для борьбы с наступающими отрядами Тевтонского ордена. Во главе войска он поставил своего сына Джал-ад-дина. Это войско сыграло выдающуюся роль в Грюнвальдской битве 1410 г. Джал-ад-дин был выдающимся полководцем. Он это доказал в ходе многочисленных боевых операций, в результате которых ему удалось значительно укрепить положение Золотой Орды. В 1420 г. им был разбит и уничтожен Идегей. Славному воину шел тогда 63-й год. Процесс распада Золотой Орды был неуклонным. Не прекращавшаяся борьба за власть между чингизидами, и в первую очередь между царевичами, стала обычным явлением. Убийство за убийством, смерть за смертью. Были убиты Джал-ад-дин и его братья. Взаимное истребление в царской фамилии привело к тому, что ханская власть становилась номинальной. Власть перемещалась в улусы. Причем западные улусы тяготели к России, Литве, тогда как другие находились в большей близости с Кавказом и Востоком. «В результате всего этого в центральной части бывшей империи ликвидировались не только надстроечные юридические институты государственности, но происходили существенные изменения в хозяйственно-экономическом, демографическом отношениях. Захиревшие после бурных событий второй половины XIV и начала XV вв. города Нижнего Поволжья и Северного Кавказа - - центры земледельческих районов, торговли и ремесла -быстро приходили в упадок, сохранившееся после упомянутых погромов население этих городов и сел было вынуждено искать другие, более спокойные места. Оставшиеся в живых феодалы уходили в разных направлениях — в Хорезм, Крым, в Булгар, вливаясь в состав местных тюркоязычных феодалов; они бежали также на Русь, в Литву, превращаясь там в сословие служилых людей, экономические интересы которых связаны были уже с совершенно другими территориями, другими юридическими традициями»164. Преемники Золотой Орды Распад Золотой Орды, так же как и любой империи, был вполне естественным явлением. Эта империя чингизидов, раскинувшаяся от одного края земли до другого, включала в себя десятки родствен-' ных и неродственных этносов. У каждого из них был свой веками устано-1 вившийся уклад жизни, свой национальный характер. У каждого из них| сохранилось стремление к независимости. В Джучиевом улусе царила обста-
Усманов М.А. Жалованные акты... — С.75—76. новка веротерпимости, которая создавала условия для обособления на конфессиональной основе. Вполне естественно, что в первую очередь давала знать о себе православная религия. Несмотря на самые что ни есть благоприятные условия, которые создавали им ханы, она не являлась господствующей религией. Начиная с хана Узбека, таковой стал ислам. Перед ханами в этом отношении вопроса выбора не было. Ислам проникал постепенно. Необходимо при этом отметить, что Золотая Орда, как государство, начала путь из Булгар. Батый своей первой столицей сделал именно этот город. Тем самым монгольская знать с самого начала оказалась в мусульманской среде, в просвещенном исламском городе. Первые монеты Золотой Орды были отчеканены тоже в этом городе. К тому же волжские булгары были не просто мусульманами, но народом тюркского происхождения. Поэтому для Батыя, более половины войска которого говорило на тюркском языке, эта обстановка не была чуждой. Уже тогда определенная часть знати переходит в ислам. Начинается процесс этнокультурной ассимиляции. А ведь еше совсем недавно, в 1236 г., венгерский монах Юлиан писал, что при беседе с ним великий хан Менгу, хан Золотой Орды Батый, его сын Сартак «не желают называться татарами, ибо татары были другим народом, называли себя моалами, т.е. монголами»170. Арабский писатель XIV в. Ал-Омари отметил факт быстрой утраты монголами своего монгольского облика: «В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары [монголы], то кипчаки сделались их подданными. Потом они [монголы] смешались и породнились с ними [кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [монголов], все они стали точно кипчаки, как будто они одного [с ними] рода, оттого что монголы поселились на земле кипчаков, вступали брак с ними и оставались жить в земле их [кипчаков]»171. Арабский автор Амин аль-Холи, исследовавший связи между Египтом и Золотой Ордой, писал: «Кипчаки -- древние племена, родственные татарам. После завоевания кипчакских земель татарами они полностью ассимилировались с ними. Поэтому государство северных татар известно еще как государство кипчаков». Он при этом привел следующие слова, принадлежащие одному из мамлкжских (кипчакских) султанов Египта: «Мы и татары -- из одного рода, один от другого не отречется»17'.
О правильности и точности наблюдений этого автора говорит и свидетельство другого арабского автора - Ибн-Батутты, лично посетившего Золотую Орду при хане Узбеке. Хан Узбек, хотя и знал монгольский язык, говорил на половецком. Монгольская верхушка очень быстро «растворяется» в тюркской среде, усваивает не только язык, но и быт и обычаи тюрков. Этот процесс был ускорен с принятием магометанства. Подданных этого хана Ибн-Батутта называет не иначе как тюрками, говорящими на 71 Усманов М.А. Жалованные акты... — С.306. 171 Там же. - С.307. |Т;Амин аль-Холи. Связи между Египтом и Волгой... — С.11. тюркском языке. Речь шла о половецком языке. О том, что в Золотой Орде говорили на половецком языке, в своей книге «Торговое дело», написанной в 1340 г., подтверждал и Франческо Пеголотти. Он купцам, торговавшим с Золотой Ордой, советовал нанимать переводчиков и слуг, хорошо знавших куманский (т.е. половецкий) язык. Об этом же говорит и то, что в Италии, откуда был родом этот автор, уже в 1303 г. был составлен половецкий словарь «Сос1ех Ситашсих». Литературные памятники того времени, дошедшие до нас, - «Мухаббет намэ» (754 г.), трактат сына Алия Саранского Мухаммеда (759 г.) «Нехжул-Ферадис» также написаны на половецком языке. Золотоордынский период истории являлся временем восхождения кипчаков вообще. Они не только ассимилировали пришедших с востока монголов и родственных им татар, но и овладели мусульманскими государствами Востока. С 1250/51 г. верховная власть в Египте принадлежала мамлюкам. В Каире был даже целый квартал под названием Орда. В истории Египта этот период занимает достойное место. Благодаря кипчакам-мамлю, кам было остановлено движение крестоносцев с запада и монголов с 1 востока. В результате Египет сохранился как центр мусульманской культуры. Кипчаки занимали командные посты в египетской армии. Они положили начало правящим династиям Египта. Египетский султан Бейбарс, правивший страной в 1259—1278 гг., был кипчаком. Потомки кипчака Калауна правили Египтом 103 года. Эти султаны порою, зная арабский язык, нарочито говорили на тюркском языке. Бейбарс устраивал приемы, на которых пили кумыс. Он предписал эмирам каждую среду собираться на площади у цитадели и пить кумыс. Кипчаки в Египте очень быстро ассимилировались с арабами. Амин Аль-Холи писал, что их «родственная связь с русскими... была слабее, чем связь с египетским народом»173. В самой Золотой Орде монгольская верхушка очень быстро ассимилируется с тюрками. Этот процесс, охвативший Поволжье и Урал, имел в качестве своего центра город Великий Булгар. После его разгрома Тимуром роль объединительного центра перемешается в Казань. Традиции и определенные функции Золотой Орды также переходят к ней. Не случайно первым ханом самостоятельного Казанского государства становится Улу-Му-хаммед, бывший до этого ханом Золотой Орды.
Обособление и рост этнического самосознания происходили и среди других тюркских этносов. В составе Золотой Орды продолжается становле-1 ние и развитие механизма самоуправления, возглавленное местными феодалами-эмирами. Этот процесс имел конечным результатом появление на-| ционального государства, которому становилось все теснее и теснее в| рамках Золотой Орды. Как следствие дезинтеграционных процессов на ее территории возникли Сибирское, Казанское, Крымское ханства, Ногайская Орда, а несколько! позднее Астраханское, Казахское, Узбекское ханства, На золотоордынское наследие претендовали многие. И более всего наи-1 Амин аль-Холи. Связи между Египтом и Волгой... — С.14. более крупные государственные образования. Среди них надо назвать Большую орду, обозначившуюся в результате обособления от империи ее окраин. Сама по себе она была слабой, но тем не менее вела постоянные войны с соседними ханствами. После смерти Идегея, сдерживавшего дезинтеграционные процессы, на восточных окраинах империи появляется сразу несколько независимых государств. При жизни Идегей назначил ханом восточных улусов Дервиша. Но с уходом из жизни Идегея это имя перестает упоминаться. Вместо него в качестве хана фигурирует имя Хаджи-Мухаммеда, принадлежавшего к потомкам внука Чингис-хана Шайбана. В источниках сохранились следующие слова Идегея, сказанные ему накануне одного из решающих сражений: «Ты оставайся с нами, если бог поможет осуществить дело мое, я тебя сделаю ханом». В результате Хаджи-Мухаммед принял активное участие в боевых действиях. Сам Идегей погиб на Яике. Однако его сын Мансур сдержал слово, данное отцом. Мансур, ставший «князем» вместо отца, провозгласил Хаджи-Мухаммеда ханом. Потомкам Шайбана было суждено стать основателями Сибирского ханства. Однако это случилось не просто и не сразу. Борьба за власть на востоке оказалась настолько острой, что Хаджи-Мухаммед на какое-то время был вытеснен его противником Бараком. Однако этот человек не был лишен полководческих способностей. К тому же был настойчив и храбр. В 1428 г. он разгромил одного из своих соперников - Джамудык-хана. Его сын Абулхаир по молодости был прошен. Возможно, это была ошибка, так же, как было ошибкой и приближение к своей особе молодого царевича, - не отказавшись от мести за гибель отца, царевич во время одной из охот пустил стрелу в своего спасителя и убил его.
Несмотря на успех в борьбе с Хаджи-Мухаммедом, Абулхаир не смог утвердиться в качестве хана восточных улусов. Там закрепились потомки Хаджи-Мухаммеда. Абулхаир был вынужден удалиться далее на восток. Ему суждено было сначала стать во главе узбекского союза. Оставив бассейн реки Сырдарьи, он удалился к Аральскому морю. До его смерти в 1468 г. образовался узбекский союз. Остатки узбеков, теснимые с одной стороны казахами, с другой - ногайцами, ушли в Среднюю Азию и, смешавшись с другими тюркскими племенами Средней Азии, приняли участие в формировании узбекского народа. В узбекском союзе еще при жизни самого Абулхаира начало складываться ядро казахского народа. В 60-е годы XV столетия это государство существовало как кочевое. Вскоре после образования улуса казахов историк того времени Рузбахани писал; «В летнее время казахский улус кочует по всем степям, которые необходимы для сохранения их чрезвычайно многочисленного скота. Они объезжают степи и возвращаются. Каждый султан стоит в какой-нибудь части степи на принадлежащем ему месте. Живут они в юртах, разводят животных: лошадей, овец и крупный рогатый скот, зимовать возвращаются на зимние стоянки к берегам реки Сыр-Дарьи». Что касается Сибирского ханства, то путь к его самостоятельному развитию был открыт. Точные границы этого государства неизвестны. Видимо, они не были постоянными. Известно, что на западе оно граничило Ногайской ордой в районе реки Уфы на Урале — с Казанским ханством. К северу границы ханства тянулись до Обского залива. На востоке оно простиралось от склонов Уральского хребта, захватывая бассейны рек Оби и Иртыша, и включало в себя весь улус Шайбана и часть улуса Орда Ичена. Сибирское ханство отличалось от других государств, образовавшихся на территории Золотой Орды, не только огромным размером, но и малочисленностью. В нем даже в XVI в. насчитывалось всего 30 700 улусных «честных людей». Татарское население являлось господствующей прослойкой располагалось отдельными «островками». Сибирские татары были кочевниками-скотоводами, охотниками, звероИ левами. Они не занимались хлебопашеством. Продукты земледелия доставлялись сюда из Средней Азии. Сибирское ханство отличалось отсутствием внутреннего единства. Местные жители - манси и вогулы были враждебно настроены к татарски» ханам и в целом к господствующей прослойке. Ханство сильно зависело ногайских мурз и князей, сильно было влияние на него Средней Азии. В военном отношении это государство было настолько слабым, чт могло стать в любое время жертвой любой агрессии. Так оно и случилось последующем. Падение Казани открыло почти беспрепятственную возмол ность для присоединения его к Русскому государству. Ногайская орда, могущество которой приходится на период жизни Идегея пережило несколько взлетов и падений. В 40-е годы XVI в. она оформилас! как самостоятельное государство. Определенным образом она усилила^ после развала узбекского союза, когда многие его племена поселились Ногайской орде. Ногайская орда не отличалась большими размерами. Одн ко она была густозаселена. В то же время она была ослаблена тем, что был разделена на многочисленные полусамостоятельные улусы, поэтому, плоя, управлялась.
Население орды вело кочевой образ жизни. Экономика почти не бы затронута товарно-денежными отношениями. «У ногайцев нет ни городе^ ни домов, - писал Дженкинсон в 1557 г., — живут они в открыть степях, когда скот съест всю траву, они перекочевывают в другие места этот народ пастушеский, владеющий множеством скота. Состасляюшим все его богатство». Конечно, говорить, что у ногайцев не было совсе городов, вряд ли справедливо. Был город Сарайчик, расположенный Урале. Однако он был построен как один из центров Золотой Орды после разрушения, так и остался невосстаноаченным. Видимо, образ жизь ногайцев и не нуждался в городах. В XVI в. Ногайская Орда на северо-западе граничила с Казанским ха| ством по рекам Самарке, Кинели и Кинельчику. В силу особой родства ной и духовной близости у этого государства были особые отношения Казанью. Но отношения между двумя государствами не отличались осоё теплотой. Тем не менее, Ногайская орда постоянно присутствовала в казанской жизни. Это и хозяйственные связи, и духовный обмен и, разумеется, династические связи. Знаменитая царица Сююмбике была дочерью хана Ногайской орды Юсуфа. С образованием Сибирского ханства, Ногайской орды, самостоятельных государств узбеков и казахов Золотая Орда фактически перестала существовать. Однако борьба за ее политическое наследие еще очень долго давала о себе знать, особенно во взаимоотношениях Крымского, Казанского ханств, Московского государства и Ногайской орды.
Глава VI. Казанское ханство 1. Начало ханства История этого государства для историков представляет! загадку, ибо подлинных документов для ее описания почти не сохранилось. Однако не приходится сомневаться в том, что, с одной стороны, он являлось осколком Золотой Орды и во многом было ее продолжением, а другой стороны - продолжением Булгарского государства. «Возникновение Казанского царства можно почесть восстановлен иск самой Золотой Орды», - так писал профессор Фирсов. «Преемственную связь этих двух общественных союзов прежде всел| можно видеть в лице казанского хана, который был сыном ордынског повелителя. Но была, конечно, и более тесная связь, если принимать внимание место деятельности обоих царств, элементы, входившие в сост. их, направление образованности того и другого. Среднее и Нижнее Поволжье - сцена деятельности и Казанского царства, и Золотой Орды; татарский элемент был там и здесь; вылился он в одни и те же булгар магометанские формы. Степень значения каждого в этом обществе обусловливалась личнс храбростью и зависела от воли хана. Материальное благосостояние каждог находилось в тесной связи с этим общественным значением его. ханом все были равны: он мог самого ничтожного человека возвести первейший пост в Орде и самого заслуженного воина обратить в ничто. этом строе татар заключается разгадка их военных успехов и в том причина недолговечности их союза». Об этом свидетельствует то, что московские князья продолжали тить казанским ханам дань. С другой стороны, ханство являло собой щ должение булгарских традиций, поскольку располагалось на той же тер тории и люди, проживавшие здесь, хранили в памяти свое происхожде> и называли себя булгарами^ Н.М.Карамзин, как и многие современнш, считал казанских татар потомками Золотой Орды и булгар174. Разумеете Казанское ханство возникло не на пустом месте. Казань как важная ке пость и торговый центр существовала уже в конце IX -- начале X вв. уже тогда привлекала внимание купцов и властителей. Поэтому та вера которая была выдвинута профессором С.Х.Алишевым, может рассматри
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.26.152 (0.029 с.) |