Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Концептуальные основы программы
ВВЕДЕНИЕ
Концептуальные основы программы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
МКОУ «Кураковская ООШ» реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы», которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.
Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание рабочей учебной программы
Тема 4. «Человек и природа»
Тема занятия
| Программные задачи
| Национально –региональный компонент
| Предварительная работа
| Наблюдения, опыты
| Сопутствующие формы работы
| «Овощи и фрукты на нашем столе»
| - Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне;
- Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах.
| Овощи и фрукты выращенные в Кемеровской области
| Приготовление салатов из овощей.
| Наблюдение за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ
| Сбор урожая на огороде
| «Хлеб всему голова»
| - Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании;
- Учить понятию «Культурные растения»;
- Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу;
| В Кемеровской области выращивают рожь, пшеницу,
овес, гречиху.
| Рассматривание разных колосьев, их сравнение. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
| Экскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков
| Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении.
| «Планета Земля в опасности»
| - Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли.
- Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.
| Роль человека в природно –охранительной работе
| Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких»
| Осматривание территории детского сада, сбор мусора. Опыт «Вращение Земли», «Темный космос»
| Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение» деревьев, кустов
| «Через добрые дела можно стать юным экологом»
| - Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах;
- воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.
| Правила поведения человека в природе.Роль человека в природно –охранительной работе.
| Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки
| Наблюдение состояния деревьев, кустов участка
| Модель «Сухое(несчастное) дерево».
Стенд «Панорама добрых дел»
|
«Беседы об осени»
| - Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
- установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений.
| Календарь природы
| Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры
| Наблюдение за сезонными изменениями в природе
| Осенний праздник. Заполнение календарей природы.
|
Тема 5. «Экосистема – лес»
Тема занятия
| Программные задачи
| Национально –региональный компонент
| Предварительная работа
| Наблюдения, опыты
| Сопутствующие формы работы
| «Лес –многоэтажный дом»
«Цепочка в лесу»
| - Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга;
- Уточнить: лес как пример сообщества.
| Заповедные места Кемеровской области
| Домашнее задание: лес и его обитатели,
Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки»
| Экскурсия в лес.
| Составление схем
«Цепочки питания»
| «Кто главный в лесу?»
| - Учить распознавать 5-6 деревьев,
3-4 кустарника;
- Закрепить, главное звено в лесу – растение;
- Уточнить последствия уничтожения деревьев;
_ Воспитывать бережное отношение к лесу.
| Красота лесов, горные массивы,
смешанные леса.
| Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?»
Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса
| Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников»
| Анкетирование для родителей, «А у вас какая елка?»
| Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»
| - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его;
- Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.
| Бережное отношение к природе родного края
| Сравнение искусственной и живой ели
| Подсчет выброшенных елок. Опыты «Растения выделяют кислород», «Растения увлажняют воздух»
| Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания
|
Тема 7. «Растения зимой»
Тема занятия
| Программные задачи
| Национально –региональный компонент
| Предварительная работа
| Наблюдения, опыты
| Сопутствующие формы работы
| «Как растения приспособились зимовать»
| - Учить замечать деревья и кустарники без листьев;
- Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки.
| Затруднения в существовании живых существ Кемеровской области
| Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек.
| Наблюдения за растениями зимой.
| Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»
|
Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения
| - Показать зависимость роста комнатных растений от условий.
- Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях.
| Приспособления растений к климатическим условиям
| Уход за растениями уголка природы
| Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу».
| Определить правильность ухода за растениями дома.
| Комнатные растения – живой организм
| - Объяснить понятие «комнатные растения»;
- Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.
| Приспособления растений к климатическим условиям
| Уход за комнатными растениями
| Цикл наблюдений за комнатными растениями
| Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»
|
Тема 9. «Природа и человек»
Тема занятия
| Программные задачи
| Национально –региональный компонент
| Предварительная работа
| Наблюдения, опыты
| Сопутствующие формы работы
| «Зимовка диких и домашних животных»
| - Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных;
- Уточнить признаки домашних и диких животных.
| Роль человека в жизни домашних животных
| Домашнее задание: подобрать литер. о зимовке домашних и диких животных
| Экскурсия на «Станцию юннатов»
| Просмотр обучающего видеофильма
|
Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…»
| - Обобщение знаний детей о зиме;
- Зависимость всего живого от условий окружающей среды.
| Календарь наблюдений за природой
| Посещение выставки «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зиме.
| Наблюдение за неживой природой.
| Зимний праздник
| «Красная книга Забайкальского края»
| - Бережное отношение к растениям и животным;
- Правила поведения в природе.
| Редкие растения и животные кемеровской области
| Изучение «Красной книги» Кемеровской области
| Экскурсия в городской краеведческий музей
| Просмотр обучающего видеофильма
| «Мой край родной, заповедные места»
| - Воспитывать бережное отношение к природе;
- Охрана редких видов животных и растений.
| Заповедники Кемеровской области
| Изучение «Красной книги Кемеровской области
|
| Рисование (коллективная работа) «Природа родного края»
|
Тема 11. «Растения весной»
Тема занятия
| Программные задачи
| Национально –региональный компонент
| Предварительная работа
| Наблюдения, опыты
| Сопутствующие формы работы
| «Растения весной»
| - Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава…
- Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе.
- Воспитывать эстетическое отношение к растениям.
| Растительный мир кемеровской области. Зацветают деревья: черемуха, ива, тополь. Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики
| Сравнение: дерево – куст; куст – трава.
| Наблюдения за состоянием растений в разные времена года.
| Просмотр обучающего видеофильма
| «Берегите первоцветы»
| - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.
- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;
- Особенности строения и назначения всех органов
| Редкие, исчезающие растения
Способы их сохранения.
| Дидактическая игра о цветах.
| Цикл наблюдений за первоцветами.
| Выпуск листовок «Берегите первоцветы»
| «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»
| - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями.
- Зависимость роста растений от условий окружающей среды.
- Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить.
| Болезни и вредители растений
| «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы.
| Опыты с семенами.
| Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями.
|
Размножение растений (два занятия)
| - Учить пересаживать комнатные растения.
- Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)
| Размножение побегами (герань, бегония, фуксия), черенками (традесканция, бальзамин), листовыми черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум).
| Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду.
| Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений.
| Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями.
|
Тема13. «Природа и человек»
Тема занятия
| Программные задачи
| Национально –региональный компонент
| Предварительная работа
| Наблюдения, опыты
| Сопутствующие формы работы
|
«Земля – живая планета»
| - Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.
- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.
| Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе
| Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?»
| Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни
| Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»
| «Мы в ответе за тех, кого приручили»
| - Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать.
- Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.
- Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.
|
| Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях.
Выделение правил общения с животными
| Цикл наблюдений за животными. Экскурсия в зоопарк.
| Уход за обитателями природного уголка.
Выращивание зеленого корма.
| «Мы туристы»
(экскурсия)
| - Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.
| Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе
| Изготовление знаков «Берегите природу»
| Приготовление, сбор необходимых вещей.
| Операция «Осторожно, муравейник!»
| «Этот удивительный мир насекомых»
| - Уточнить многообразие насекомых.
- Сезонные изменения в жизни насекомых.
| Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.
| Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»
| Цикл наблюдений за насекомыми
| Консультация «Почему дети обижают насекомых?»
| Беседа о
Весне.
| - Учить видеть сезонные изменения в природе.
- Взаимосвязь живой и неживой природы.
- Весенние работы на огороде, в саду, поле.
| Ведение календаря природы на местном уровне.
| Чтение художественной литературы о весне
| Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных
| Труд на детском огороде и участке
|
Перспективный план работы на сентябрь 2013г.
Не-деля
| Тема
| Программное содержание
| Материал, оборудование
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Что нам осень принесла».
2. «Кто живет в лесу?»
| - Закреплять знания детей о конкретных свойствах овощей, называть, какие овощи растут на огороде;
- учить детей составлять рассказы о том, как ухаживать за овощами, описывать внешний вид овощей, привлекать детей к познавательно-исследовательской деятельности;
- воспитывать желание трудиться и ухаживать за растениями.
Дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.
| Муляжи овощей и фруктов.
Д/и «Что растет в огороде и саду», «Объедини в группы»
Презентация «Кто живет в лесу»
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1. «Многообразие природы»
2. «Неживая природа летом и осенью»
| Дать детям понятие о многообразии природы: солнце, воздухе, воде.
Дать детям понятие о природе летом и ее изменениях осенью.
| Глобус, камни, глина, ветка дерева, цветок в горшке, фото материалы.
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1. «Что нас окружает»
2. «Живая природа»
| Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах.
| Фото материалы, муляжи различных предметов, презентация на тему «Живая природа»
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1. «Подарки осени»
2. «Осенние хлопоты человека»
| Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.
Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
| Д/и «Что нам осень подарила», презентация, фото и картинки.
|
Перспективный план работы на октябрь 2013г.
Не-деля
| Тема
| Программное содержание
| Материал, оборудование
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Цветущие растения»
2.«Поможем дождевому червю найти дом»
| Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.
| Д./и. «Путаница», коробочки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».
Д./и. «Экологические цепочки», презентация.
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Наш дом - природа»
2.«Осенние изменения в неживой природе
| Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.
| Глобус, мяч, природный материал.
Календарь природы, д./и. «Когда это бывает?», иллюстрации осени, Незнайка.
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Луг – экоси стема»
(экскурсия)
2.«Лес –многоэтажный дом»
| Закрепить правила поведения в природе. Учить находить связь растений с насекомыми. Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края.
| Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки, Буратино.
Модель этажей леса, д./и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?».
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Кто главный в лесу?»
2.«Овощи и фрукты на нашем столе»
| Учить распознавать 5-6 деревьев,
3-4 кустарника. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.
Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах.
| Модель этажей леса, д./и. «Что в лесу растёт?», «Кто в лесу живёт?», мяч. Волшебная палочка, муляжи овощей и фруктов, овощи.
| Перспективный план работы на ноябрь 2013г.
Не-деля
| Тема
| Программное содержание
| Материал, оборудование
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Хлеб всему голова»
2.«Перелётные птицы»
| Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.
Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
| Колосья пшеницы и ржи, иллюстрации труда хлеборобов
Иллюстрации птиц, аудиозапись птичьих голосов, маски-шапочки.
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Знакомим детей с почвой»
2.«Я и природа»
| Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных.
| Игрушка-крот, обучающий фильм «География для самых маленьких».
Дидактическая игра
«Природа –не природа»,
«Угадай, что в мешочке», мешки для мусора.
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Солнце –большая звезда»
2.«Почему бывают разные времена года»
| Дать представление о Солнце как о звезде.
Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.
Формировать представление солнце – источник света и тепла. Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Показать детям роль Солнца в жизни человека.
| Составление макета «Солнечная система», обучающий фильм «География для самых маленьких»,
д./и. «Солнечная система», иллюстрации, мультимедийная презентация.
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Как растения готовятся к зиме»
(целевая прогулка)
2.«Осень золотая»
| Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях.
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить детей устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений. Развивать все психические процессы, способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать любовь.
| Д./и. «Узнай дерево», «С какой ветки детки?», модели «Что нужно растениям», игрушка-Буратино, корзинки.
Календарь природы, индивидуальные календари, иллюстрации осени, модель «Времена года», д./и. «Когда это бывает?»
| Перспективный план работы на декабрь 2013г.
Не-деля
| Тема
| Программное содержание
| Материал, оборудование
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.Поход в лес
«Зимнее царство»
2. «Как растения приспособились зимовать»
| Учить детей видеть красоту зимнего леса, наблюдать за растениями зимой..
Распознавать следы лесных обитателей на снегу. Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающему
Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.
| Иллюстрации зимы, игрушка-Буратино. Дид.игра «Чей след?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?», Календарь природы, модель «Времена года».
Демонстрационный материал «Деревья», снег, чашки, дид.игра «Путаница».
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Как животные проводят зиму в лесу?»
2.«Животные холодных стран»
| Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Забайкальского края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. Сезонные изменения в жизни животных. Воспитывать любовь и сочувствие к животным.
Способствовать формированию знаний детей о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, особенности погодных условий Крайнего Севера. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.
| Видеофильм «География для самых маленьких», кукла-Зима, модель «Дикие животные», мяч, д./и. «Угадай, где я живу», «Чей детёныш?», следы животных. Дем. материал «Животные Севера», видеофильм «Животные Крайнего Севера», «Экология в картинках».
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Беседа о зимующих птицах»
«Красная книга Кемеровской области»
| Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц и умение определять их название по голосам. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки.
Продолжать знакомить детей с «Красной книгой», редкими растениями и животными. Уточнять и закреплять правила поведения в природе. Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным.
| Игрушка-Незнайка, иллюстрации птиц, пособие «кормушка с птицами», волшебная палочка, видеофильм, шапочки-маски, корм для птиц. «Красная книга», иллюстрации редких животных, видеофильм «Красная книга Забайкалья», игрушка-Лунтик.
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Зимовка диких и домашних животных»
2.Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»
| Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных. Уточнить признаки домашних и диких животных. Показать роль человека в жизни домашних животных. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки. Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру.
Расширять и закреплять знания детей о сосне и её полезных свойствах. Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.
| Аудиозапись «Голоса животных», иллюстрации домаш. и диких жив., модели «Дикие животные», «Домашние животные».
Д./и «Узнай дерево по коре», дед Мороз, ватман, карандаши, восковые мелки, краски, губки, вода.
| Перспективный план работы на январь 2014г.
Не-деля
| Тема
| Программное содержание
| Материал, оборудование
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Круговорот воды в природе»
«Это волшебница - вода»
2.«Вода и её загрязнение»
| Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
| Обучающие видеофильмы «География для самых маленьких»,«О воде живой и мертвой», «Берегите воду». Экологическая сказка «Как люди речку обидели». Вода, ёмкости, Лунтик, иллюстрации, мяч, модель «Круговорот»
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Через добрые дела можно стать юным экологом»
2.«Приборы – помощники»
| Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.
Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами.
| Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе. Модель «Сухоедерево». Стенд «Панорама добрых дел»
Комнатный, водный, медицинский термометры, модели термометра, вода холодная и горячая, лёд, лупы, бинокль, микроскоп, иллюстрации.
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Что мы знаем о воздухе»
2.«Как рождается ветер»
| Расширить, систематизировать и обобщить знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность
| Вертушки, надувные игрушки, шарики, иллюстрации, свечи, вода в стаканчиках, коктейльные трубочки, камни, полиэтиленовые мешки. Видеофильмы «что такое воздух?», «Как рождается ветер?»
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Камни, песок, глина»
2.«Почему белые медведи не живут в лесу?»
| Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость.Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. Развивать умение выстраивать гипотезу и сравнивать ее с результатом; познавательные способности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Приспособление животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены
| Емкости для пересыпания, с песком и глиной, лупы, сита, доски для лепки, вода, модель обследования предмета, песочные часы, деревянные палочки. Дем. матер. «Животные Севера», видеофильм «Животные Севера»
| Перспективный план работы на февраль 2014г.
Не-деля
| Тема
| Программное содержание
| Материал, оборудование
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Комнатные растения – живой организм»
2.Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые.
| Объяснить понятие «комнатные растения». Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Показать приспособления растений к климатическим условиям Забайкалья. Воспитывать любовь и заботу к растениям.
Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность, аккуратность, самоконтроль, саморегуляцию
| 5-6 комнатных растений с различными стеблями, листьями, цветами. Лейки с водой, салфетки для протирания листьев. Модели «Что нужно растениям?», «Как ухаживать за комнатными растениями»
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Как правильно ухаживать за домашними животными»
2.«Зимние явления в неживой природе»
| Учить детей ухаживать за кошками, собаками. Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода. Закрепить обобщенное понятие «птицы». Воспитывать ответственность, аккуратность, самоконтроль и саморегуляцию.
Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе забайкальского края: холодно, дует холодный, порывистый ветер, зима длинная. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.
| Попугаи в клетке, корм для попугаев, тряпочки, модель «Особенности строения птиц», видеофильм, аудиозапись птичьих голосов.
Модель «Времена года», видеофильм «Как лето зиму сменяет», д./и. «Как солнце обогревает планеты». Иллюстрации зимы и зимних явлений.
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Животные жарких стран»
2.Сравнение диких и домашних животных
| Приспособление животных к жизни в природных условиях. Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.
Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде и кабане (внешний вид, среда обитания). Показать роль человека в жизни домашних животных.
| Демонстрационный материал, модель «Животные жарких стран», картинки с изображением животных жарких стран. Игра «Зоопарк». Аудиозапись «Голоса животных», иллюстрации домашних и диких животных, модели «Дикие животные», «Домашние животные».
|
Н
Е
Д
Е
Л
Я
| 1.«Беседа о зимующих птицах»
2.Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…»
| Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц.
Воспитывать любовь и заботу. Обобщение знаний детей о зиме. Показать зависимость всего живого от условий окр. среды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.
| Дидактическая игра по классификации птиц. Иллюстрации зимующих птиц.
Модель «Времена года», видеофильм «Как лето зиму сменяет», д./и. «Как солнце обогревает планеты». Иллюстрации зимы и зимних явлений.
| Перспективный план работы на март 2014г.
|