Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика общего состояния учебного процесса
В классе
Диагностика первого показателя общего состояния учебного процесса в классе, т.е. успеваемости учащихся, осуществляется учителем в его повседневной контрольно-проверочной деятельности. В современной школьной педагогике достаточно четко разработаны цели, виды, методы, формы, способы и условия эффективности проверки успеваемости учащихся. В кратком изложении они могут быть представлены следующим образом. 1. Основные цели проверки: педагогический контроль за степенью обученности учащихся; обобщение и закрепление ранее сформированных знаний, умений и навыков; оценка эффективности и результативности учебно-познавательной и самообразовательной деятельности каждого учащегося персонально; самоконтроль и самоанализ учителя; проверка результативности своей учебной деятельности. 2. Виды проверки: текущая проверка степени обученности за предыдущие занятия; тематический (рубежный) учет уровня обученности; итоговая проверка степени обученности учащихся по данному предмету (зачет, экзамен). 3. Методы проверки: индивидуальная проверка каждого учащегося (устный опрос, опрос по карточкам, опрос с использованием ЭВМ и т.п.); фронтальная проверка учащихся группы; комплексная проверка — сочетание индивидуальной письменной проверки отдельных учащихся с фронтальной устной проверкой остальных. 4. Формы проверки степени обученности: устная проверка; письменная и графическая; практическая проверка сформированных умений и навыков; тестирование (здесь важен выбор таких тестов, которые выявляли бы не только результаты запоминания, когда возможно и угадывание, а в большей степени понимание обучающимся «теории»). 5. Способы проверки знаний, умений и навыков: пересказ текста, воспроизведение правил, определений, формулировок и т.п.; ответы на вопросы, характеризующие понимание проверяемым воспроизводимого текста; чтение наизусть стихов и прозы; написание диктанта, изложения, сочинения и т.п.; выполнение и объяснение схем, чертежей и других графических материалов; решение учебной задачи; практические работы в мастерских, учебных лабораториях и т.п.; осуществление измерений, вычислений и расчетов; изготовление чего-либо в ходе занятий или дома; работа со справочной литературой с целью нахождения необходимой для данного занятия (учебного предмета) информации.
6. Основные условия эффективности проверки: ее всесторонний характер; систематичность и регулярность проведения; объективность и доброжелательность при оценке результатов; индивидуальный подход на основе изучения и знания психологических и индивидуальных особенностей каждого ученика; оценка прочности, глубины и осознанности сформированных знаний. Конечным результатом контрольно-проверочной деятельности учителя является оценка успеваемости учащихся. Оценка — это определение и выражение в условных знаках (баллах) степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка учителя приобретает для школьника содержательный смысл только тогда, когда выполняются два важных условия: во-первых, эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности, должен быть понятен самому школьнику, чтобы их представления об оцениваемом объекте совпадали; во-вторых, важно, чтобы школьник испытывал доверие к учителю и его оценкам. Для диагностики второго показателя состояния учебного процесса — оценки и самооценки качества профессиональной деятельности учителя — применяется специально разработанная анкета-тест, позволяющая на основе самооценки учителя и внешней оценки его деятельности директором школы и его заместителями (или же членами предметной комиссии) определить актуальный уровень качества учебной работы. Анкета содержит восемь составляющих профессионализма учителя, указанных на с. 103—104. Для оценки этих показателей предлагается применять десятибалльную шкалу, в которой обозначенному числу баллов соответствует определенная оценочная характеристика: 1 балл — очень низкий уровень, 2 — низкий, 3 — ниже среднего, 4 — чуть ниже среднего, 5 — средний уровень, 6 — чуть выше среднего, 7 — выше среднего, 8 — высокий, 9 — очень высокий, 10 — наивысший. Однако следует учитывать, что все оценки относительны. При вынесении суждения необходимо мысленно представить самый высший балл (10) и очень низкий (1), и только после этого сделать выбор для оцениваемого показателя.
Выбранный балл оценки и самооценки (в анкете все 10 цифр стоят в строке после показателя) обводится кружком. Для наглядности приведем варианты возможных суммированных оценок профессионализма учителя: очень низкий уровень: 8—15 баллов; низкий: 16—23; ниже среднего: 24—31; чуть ниже среднего: 32—39; средний: 40—47; чуть выше среднего: 48—55; выше среднего: 56—63; высокий: 64—71; очень высокий: 72—75; наивысший: 76—80 баллов. Окончательная оценка качества профессиональной деятельности учителя в учебном процессе определяется средним значением (в баллах) самооценки учителя, внешней оценки администрации школы (директора или его заместителя) и членов предметной комиссии школы. Для диагностики третьего показателя общего состояния учебного процесса в классе — уровня развития личностных характеристик учащихся в процессе обучения — рекомендуется применять «Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела» (Э.М.Александровская, И.Н.Гиляшева, 1993). Предлагаемый модифицированный вариант вопросника, пред- 1 назначенный для детей 8—12 лет, включает в себя 12 факторов, или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества (в вопроснике он измеряется в «стенах» — единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным — 10 и средним — 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума (низкие значения — 1—3 стена, высокие — 8—10 стенов). Соответственно на эти биполярные содержания указывает значок + или -, стоящий рядом с буквами, обозначающими факторы. Ниже приводится развернутое описание 12 личностных факто-1 ров, используемых в детском варианте вопросника.
Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, jотсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Дети с высокими оценками по фактору А лучше приспособленысоциально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками.
Высокие оценки отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение j частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя лишь кретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению проблем. У таких детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более высокие оценки.
По нашим наблюдениям, высокие значения фактора С отражают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требовании. Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.
Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерны моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Низкая оценка трактуется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по сравнению с девочками.
Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление такого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, так как многим формам социального взаимодействия ребенку еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде разговорчивости. При низких оценках характерна зависимость от взрослых и других детей, легкое им подчинение. Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей возрастной группы.
Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.
Этот показатель отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким чувством ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высокие значения по этому фактору у детей младшей группы, девочки превосходят мальчиков.
Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высоким значением по фактору Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.
Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственную» мягкость и зависимость, отрицательный — реалистический подход в решении ситуации, практицизм, мужественную независимость. Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору мягок, сентиментален, доверчив, нуждается в поддержке, в большой степени подвержен влияниям внешней среды. У девочек значения достоверно выше, чем у мальчиков.
Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение, в то время как ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения невротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации.
Высокое индивидуальное Q3 может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Низкий Q3, выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.
Ребенок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечается у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интеллектуальные способности. Ребенок с низкой оценкой спокоен и невозмутим. Предлагаемый детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам фактора В — три варианта ответа. При использовании вопросников иногда может возникнуть эффект искажения, порождаемый желанием выглядеть лучше в глазах экспериментатора или какой-либо бессознательной установкой. В данной методике сделана попытка свести до минимума этот источник ошибки: вопросы сформулированы по возможности нейтрально и сбалансированы так, чтобы одинаковое число положительных и отрицательных ответов давало равный вклад в счет шкалы. Однако чтобы результаты обследования были качественными, необходимо во время эксперимента создать для каждого ребенка доброжелательную непринужденную обстановку и поддерживать хорошие взаимоотношения в течение всего обследования. Самое важное — экспериментатор должен вызвать у ребенка желание сотрудничать с ним и отвечать на каждый вопрос искренне. Обсуждаемая методика сконструирована таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников (8 лет), которые обязательно требуют индивидуального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Вопросник разделен на две идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (пять в каждой части), значимый ответ на каждый из них оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специальные оценки — «стены». Оценки в 1 и 10 стенов, практически редко встречающиеся, представляют собой крайние, диаметрально противоположные значения одного двухполюсного свойства личности. Как показало проведенное исследование, предлагаемая методика позволяет адекватно судить о возрастных и половых особенностях школьников и обладает достаточно широкими дифференцирующими возможностями.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.212 (0.031 с.) |