![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление уровня сформированности вежливого поведения у младших школьников.
Из констатирующего экспериментов, контрольного среза. На основе анализа теоретической литературы были выделены критерии и уровни вежливого поведения. Критерии сформированности вежливости учащихся второго класса. 1. Знание правил вежливого поведения. 2. Личностная значимость правил. 3. Самооценка вежливости поведения. Опираясь на названные критерии, мы выделили 4 уровня сформированности вежливого поведения, высокий, выше среднего, средний, низкий по (Л.М. Фридману). 1 уровень - низкий. Неясное, расплывчатое представление о правилах вежливого поведения; отсутствие их личностной значимости; завышенная самооценка; поведение характеризуется равнодушием, грубостью, агрессией. 2 уровень - средний. Знание правил вежливого поведения, но эти правила не стали личностно значимыми; высокий уровень нравственной самооценки; поведение характеризуется равнодушием, грубостью, (рассказать) 3 уровень - выше среднего. Четкое и правильное представление о правилах вежливого поведения, эти правила личностно значимы для учащегося; нравственная самооценка близка к реальной оценке нравственных поступков; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии. 4 уровень - высокий. Устойчивые, четкие знания о положительных чертах характера, их личностная значимость для учащегося; нравственная самооценка соответствует реальной оценке нравственных поступков; поведение, построенное на равноправных отношениях. Для выявления уровня сформированности вежливости у детей младшего школьного возраста Д. А. Виноградовой были выделены критерии вежливости: - наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов); - поведение по правилам вежливости; - осознанное применение норм вежливости; - способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости; На основе разработанных критериях можно выделить следующие уровни вежливости у младших школьников: Низкий уровень – у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.
Средний уровень – есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых. Высокий уровень – есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении – с оценочным отношением взрослых и детей к поступку. Для подтверждения педагогических условий, при которых формирование вежливости у детей младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе констатирующего эксперимента нами использовалась беседа с детьми, при которой детям предлагалось дать ответ на 10 вопросов. Она была направлена на выявление полноты и понимания знаний о вежливых проявлениях. При подготовке к беседе мы четко сформулировали все вопросы, также уточнялись знания детей о вежливых словах. Беседа с детьми проходила в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей. По ходу заполнялся протокол, в котором отмечались ответы детей. В ходе беседы выяснилось, что не все младшие школьники имеют четкие знания вежливости. Большинство детей затрудняются оценить свое поведение и поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать лишь 10 %. Анализ проведенных бесед показал, что у 20% школьников имеются знания о вежливости, как об отсутствии грубых слов. 20% детей относят к этому понятию любовь к другим людям, общительность. У некоторых детей знания о вежливости не сформированы совсем. При выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 50% школьников отвечают, что нужно быть вежливым, что бы тебя любили, хвалили. 30% считают, что человеку нужно быть вежливым, чтобы быть хорошим человеком, 10% считают, вежливость, это проявление гуманности к другим людям. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.
70% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова можно назвать вежливым; и только 30 % ответили, что вежливый человек не только должен знать вежливые слова, но и говорить их другим людям. При этом все дети считают себя вежливыми. На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Вика и еще 2-е (33,3) ответили: «Потому что маме будет обидно». А Ира и еще один ответили: «Потому что другие больше тебе не поверят». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: значит говорить спасибо, здороваться, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым. А Юра ответил: «Не нужно оскорблять других людей» (10%). На вопрос «Что нужно делать, чтобы быть вежливым», большинство детей отвечали: нужно читать книжки, знать все вежливые слова, вести себя прилично, слушать маму. Результаты беседы показали, что у большинства детей (до 80%)размытые представления о понятии вежливость, о вежливых словах, так, например, на вопрос: «Что же такое вежливость?» - «Это так как надо» (60%). Таким образом, результаты беседы подтверждают необходимость организации работы над увеличением объема знаний о вежливости, над осмыслением, осознанием понятий о вежливости. По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 1, рисунок 1). 70 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 30% детей находиться на среднем уровне вежливости. Детей на высоком уровне сформированности вежливости не наблюдалось. Рисунок 1. Осознание младшими школьниками вежливого поведения. Таблица №1 Беседа с дошкольниками
Для выявления причины отсутствия необходимого объема знаний у младших школьников о вежливости и интереса к их приобретению, мы провели анкетирование родителей открытого вида, где они отвечали на 15 вопросов. Суть этих вопросов заключалась в том, что родители, отвечая на эти вопросы, тем самым давали понять, какую работу они ведут в семье по формированию вежливости. Анализ результатов анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 20% детей – на среднем уровне сформированности вежливости, 60% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 2, рис.2). Таблица №2 Анкетирование родителей
Рис.2. Осознание родителями нравственных норм и вежливости своих детей Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что многие из них уделяют недостаточное внимание формированию вежливости у своих детей (60%), поверхностно относятся к этому нравственному качеству. Так на вопрос «Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали – «Правил нет, но иногда следим за этим», «Не слышала о таких», «Правил нет, но мы стараемся» (50%). На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие используют традиционные слова вежливости: спасибо, здравствуйте, пожалуйста (70%), и лишь 30 % родителей, помимо традиционных слов используют в разговоре такие слова, как: добрый день, будь любезен, будь добр, прошу прощения, благодарю.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.23 (0.009 с.) |