![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические категории и их систематизация
В любой науке категории занимают ведущее место в структуре знания и в системе познания той или иной сферы природы и общества, образуя понятийный каркахГ^ познаваемой реальности. Любая наука достигает признания, самоопределения и самоутверждения, если она в хо-/ де своего развития формирует свое особое отношение к изучаемому объекту, выделяет в нем свой предмет или предметную о,бласть, разрабатывает свои познавательные средства и методы, пользуется своим категориальным аппаратом. Самым непосредственным образом это требование относится и к социологии, самоопределение и самоутверждение которой осуществлялось достаточно сложным путем. Социологический категориальный аппарат является одним из основных компонентов социологической методологии, его анализ помогает еще глубже раскрыть специфику науки. Как и любая наука, социология разрабатывает такие понятия, которые отражают сущность не только повседневной жизни, но и самой науки, ее функционирование и развитие. Это - категории теоретической социологии. К ним относятся общесоциальные категории (-те, которыми оперируют все социальные науки: "общество", "личность", "социальная структура", "социальная система", "народ", "нация" и т.п.) и категории преимущественно теоретико-социологические: "социальный институт", "социальный слой", "социологический прогноз", "социальная модель", "социальная болезнь" и т.п., а также категории метасоциологические: "социологическая концепция", "социологическая интерпретация", "структура социологического познания", "общесоциологическая теория", "спе- циальные социологические теории", "социологическая методология", "уровни социологического познания", "типы социологических исследований" и т.п. Такую классификацию можно назвать функциональной, потому что выделение и определение групп категорий осуществляется по их ролевому, статусному признаку, или структурно-функциональной (каждая из названных групп категорий является понятийным аппаратом определенного уровня социологического познания). По этому же принципу выделяются и категории отраслевых и специальных социологических теорий (особых отраслей социологической науки и социальной практики). Каждая из них пользуется и общесоциологическими категориями, и специфическими понятиями, отражающими сущность, особенности изучаемой ею особой сферы (трудовой - социология труда, социокультурной - социология культуры, образовательной - социология образования, нравственной - социология морали, правоохранной - социология права, религиозной - социология религии, досуговой -социология досуга, семейной - социология семьи, бытовой - социология быта, коммуникативной - социология массовых коммуникаций, управленческой - социология управления и т.п.).
Особое теоретическое и практическое значение имеет разработка методологических категорий, которые подразделяются на четыре большие группы по их основной функции. Первая группа - это категории, которые носят концептуальный характер и служат для разработки методологического аппарата: "социализация", "социальная адаптация", "общественное мнение", "ценностные ориентации", "социальные отношения", "нравственная культура", "социальная дисциплина", "социальный климат" и т.п. В конкретно-предметных социологических исследованиях они являются фундаментальными и подлежат операционализации, а затем и эмпирической интерпретации, в ходе чего осуществляется и их уточнение, а этому в. социологии придается особое значение. Например, так уточняются понятия "трудовая дисциплина", "мо-рально-психологический климат", "стиль управления", "отклоняющееся поведение", производственная адаптация", "семейный микроклимат", "управленческие отношения", "социальное развитие" и т. д. Эта группа категорий отражает содержание и сущность социальных процессов, характер их протекания и уровень развития, что при методологическом обеспечении социологических исследований предопределяет необходимость разработки при пользовании этими категориями социальных критериев, социальных показателей и эмпирических индикаторов. Вторая группа - категории, которые носят инструментальный характер и служат для разработки методологического инструментария: "социальная активность", "удовлетворенность трудом", "нравственная надежность", "престиж", "профессиональная пригодность", "деловое взаимопонимание", "отношение к рыночным связям" и т.п. Такие понятия служат для разработки вопросников социологического интервью, составления социологических анкет, переменных при составлении программ социальных экспериментов и т.п. Это преимущественно операциональные понятия, которые отражают состояние социальных объектов, характерологические особенности предмета социологических исследований и непосредственно подвергаются эмпирической интерпретации с выходом на шкалирование эмпирических индикаторов. Они также нуждаются в эмпирическом уточнении, которое может осуществляться одновременно с разработкой эмпирических индикаторов прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно. Пример такой интерпретации: отношение к рыночным преобразованиям и реформам и выяснение его характера определяется без каких бы то ни было переходных выражений при постановке вопроса в анкете: позитивное, негативное, равнодушное, неопределенное, критическое и т.п. Пример косвенной интерпретации при изучении ценностных ориентации молодежи и определении престижа профессий с постановкой вопросов в анкете: "Какая работа Вам в наибольшей степени импонирует?"; "Какую профессию Вы.хотели бы приобрести; временную, постоянную?"; "Удовлетворены ли Вы выбором своей будущей профессии?"
(вопрос к обучающимся); "Как изменилось Ваше отношение к будущей профессии за время учебы?" и т.п. Третья группа - те категории, которые раскрывают сущность самих методов социологического познания, его структуры, механизма: "объект исследования", "предмет исследования", "анализ", "описание", "обобщение", "интерпретация", "экстраполяция", "сравнение", "идентификация", "квантификация" и т.п. Большинство этих категорий не подлежит особому уточнению или дополнительной интерпретации, но их толкование не должно быть расплывчатым, многозначным, недоукомплектованным. Другое дело - практическое использование тех методов, сущность которых они раскрывают. В этом плане каждая из общих методологических категорий является основой категориальной пирамиды (перевернутой) или мини-системы форм и методов социологического познания. Например, категория "сравнение" является корневой для образования таких понятий, как "сравнимость", "сравнительный анализ", "сравнительное обобщение" и т.п. Четвертая группа - категории исследовательской "технологии" (методики, техники и процедур социологических исследований различных видов и типов) ^включенное наблюдение", "невключенное наблюдение", "контент-анализ", "выборка" (случайная, квотная, ступенчатая и т.п.), "репрезентативность выборки", "социологическая аттестация", "экспертные оценки", "респондент", "ранжирование", "шкалирование", "корреляция", "тестирование", "референтная группа" и т.д. Не следует искать противоречия в том, что некоторые категории могут быть отнесены к двум группам. Это связано с тем, что такие понятия, как "интерпретация", "квантификация" и др. в познавательном контексте выражают различные сущности познавательной деятельности. Например, категория "теоретическая интерпретация" в предложенной схеме относится к третьей группе, а категория "эмпирическая интерпретация" - к четвертой; то же относится и к таким категориям, как "экстраполяция", "стратификация", "идентификация" и некоторым другим. Научно-практический смысл такого разделения категорий заключается в том, что характер и назначение их употребления в той
или иной процедуре не нуждается в особых уточнениях и пояснениях (типологии и классификации для этого в научной практике и предназначены). В особую группу можно выделить категории социологической праксеологии (социопраксеологии), которую не следует объединять с прикладной социологией, считать ее частью последней, потому что она выполняет свои специфические задачи и функции. В соответствии с ними она вырабатывает и свой категориальный аппарат: "социальный эффект", "социальная рациональность", Асоциальный потенциал", "социальные резервы", "эф-• фективность социологических исследований" и т.п. В него входят и понятия, с помощью которых отражается, характеризуется, анализируется, прогнозируется социальная практика. Это - основная структурная классификация категорий социологического познания, которая и служит основой их систематизации, хотя последняя, конечно, понимается более широко. Перечисленные типы категорий в различной форме взаимосвязаны не только в сущностном, но и в инструментальном плане. Структурно-классификационная систематизация категорий социологического познания является одним из элементов методологического обеспечения социологических исследований различных уровней и типов. В зависимости от того, насколько адекватно их особенностям используется методологический категориальный аппарат, насколько исследователи грамотно им пользуются, вся предметно-познавательная работа приобретает упорядоченный, системный характер, меньше допускается просчетов и ошибок, повышается ее эффективность. Несколько иным может быть подход к структурной классификации категорий социологического знания, которые представляют собой процесс усвоения готовых, апробированных результатов познавательной деятельности. В этом подходе внимание акцентируется на построении не только гносеологических, но и семантико-этимоло-гических конструкций. Их построение позволяет даже сложные понятия делать удобными для усвоения, что имеет существенное значение и в образовательной, и в познавательной деятельности. Общество как специфический
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.164 (0.007 с.) |