Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как логики и этики принимают решенияСтр 1 из 25Следующая ⇒
Представьте себе двух родителей – логика и этика, которые пытаются решить, следует ли позволить дочери‑подростку воспользоваться семейным автомобилем. Несколько дней назад они обещали, что разрешат ей поехать на машине на вечеринку в пятницу вечером, но, увы, началась метель, и теперь состояние дороги оставляет желать лучшего. Итак, появились новые «данные», и решение надо пересмотреть. Проследите за мыслительным процессом логика и этика и обратите внимание, что логик и этик могут разными путями прийти к одному и тому же решению, а выводы людей, принимающих решение одним и тем же способом, могут оказаться противоположны. Характерно не само решение, а путь, который к нему привёл. Итак, вот размышления, характерные для логиков и этиков (ключевые слова выделены курсивом): Аргументы за то, чтобы она взяла машину. Логик: «Мы все можем извлечь из этого урок. Воспитывая детей, мы учимся рисковать, а взрослея – учимся брать на себя ответственность. Родители должны привыкать к тому, что дети действуют самостоятельно: тогда им легче будет смириться с их самостоятельностью, когда они покинут родительский дом. Согласно моим расчётам, в данном случае преимущества нового опыта перевешивают риск». Этик: «Что бы я почувствовала, если бы меня внезапно лишили обещанной машины, наплевав на мои собственные чувства? Она очень расстроится, если ей придётся звонить друзьям и просить их подвезти её – ведь она планировала, что будет за рулём. На её месте я была бы раздавлена – и это можно понять. Я не могу позволить себе быть такой бесчувственной». Аргументы против того, чтобы она взяла машину. Логик: «Воспитывать детей – сложная задача, и порой приходится принимать нелёгкие решения. Не всегда эти решения нравятся всем, а иногда они на время делают человека несчастным. Но в мои задачи как родителя не входит вызывать в людях симпатию и доставлять им удовольствие. Как родитель, я должен принимать ответственные решения, которые могут служить образцом для подражания и отражать интересы всех окружающих». Этик: «Помню, когда я была подростком, мои родители выражали любовь ко мне разными способами. В частности, они не всегда давали мне то, чего я хотела. Поначалу мне было больно и обидно, но через некоторое время я понимала, что они поступают в моих интересах, потому что любят меня и заботятся обо мне. Любящий родитель может сделать только одно: не давать ей машину».
И логики, и этики могут быть как очень решительными, так и очень нерешительными. Главное здесь – это процесс; вы заметили, что в приведённом примере логик размышляет объективно и отстраненно, а этик ставит себя на место дочери? Оба они желают дочери добра, оба думают и оба чувствуют, но пути, которыми они приходят к итоговому заключению, совершенно различны. Чаще бывает, что логик и этик не понимают друг друга, и тогда оба они могут попасть в одну и ту же ловушку, придумывая друг другу обидные прозвища и всячески критикуя противоположную сторону. Как мы уже сказали, когда сравнивали четыре пары предпочтений, функция принятия решений – единственная функция, так или иначе связанная с полом человека: около двух третей всех мужчин в США предпочитают логические решения, примерно такая же часть женщин – этические. Поначалу мужчины и женщины могут быть очарованы этим различием: противоположности действительно притягиваются – но ненадолго. При длительном общении этот фактор становится главным источником межличностных проблем. Более того, женщины логического типа, которые ведут себя так, как «подобает мужчине», нередко подвергаются жестокой критике и получают множество обидных прозвищ. То же касается и мужчин этического типа. Общепринятая точка зрения гласит, что «настоящие мужчины» не демонстрируют своих чувств. А «настоящие женщины» не могут принимать «серьёзных» решений, требующих беспристрастности и способности забыть о собственных эмоциях. Оба утверждения, разумеется, неверны. Часто проблема логики и этики в мужчинах и женщинах затрагивает и работу. Женщина‑логик в большинстве аспектов своей жизни, и особенно на работе, плывёт против быстрого и свирепого течения. Если она объективна и решительна, коллеги называют её «жёсткой» и «неженственной», а то и похуже. Мужчина‑этик тоже сталкивается на работе с определёнными проблемами; его могут считать «тряпкой» лишь потому, что он чувствителен и заботлив. Впрочем, как это часто бывает, мужчинам несколько проще: хотя им тоже приходится плыть против течения, течение это не столь жестоко, как то, с которым борется женщина‑логик.
Мы полагаем, что функция T‑F наиболее тесно связана с определением любви: этик хочет испытывать любовь, а логик хочет её понимать. Вспомнив о половом различии этой функции, мы поймём, каким образом это провоцирует серьёзные конфликты во многих парах. (Подробнее об этом мы расскажем в главе 7.)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.236 (0.005 с.) |