Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи краеведения.
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, … Александр Пушкин.
План 1. Что изучает краеведение? 2. Шаг в былое. 3. Источники и методы изучения родного края.
Литература – Историческое краеведение. Пособие для студентов педвузов // Н.П.Милонов, Ю.Ф.Кононов, A.M.Разгон, М.Н.Черноморский, А.С.Завадье; Под ред. Н.П.Милонова. – М. 1969. – Методические материалы по школьному москвоведению. – М., 1997. – Сейненский А.Е. Родной край. Страницы истории. В помощь педагогу – краеведу. – М., 1994. – Сухарев А.И. Основы регионоведения. – Саранск, 1996. – Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь, 1992. * * * Самарская область (География и история, экономика и культура). Учебное пособие. Изд.третье. – Самара, 2001. Самарский край в истории России. Материалы юбилейной научной конференции 6-7 февраля 2001 г. – Самара, 2001.
Что изучает краеведение?
Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности. Родиноведение, краеведение, рнгионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика. Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь. Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.
Задачами курса является не только дать слушателю комплексные знания о прошлом и настоящем Самарского края, но и воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры. В процессе изучения курса необходимо вырабатывать навыки работы с краеведческой литературой, иконографическим и картографическим материалом, бережного сохранения семейного архива, ведения дневника, составления своей родословной, ведения элементарных экскурсий и т.д.
О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители. Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 г. в академическом словаре: "Краеведение – это изучение родного края...". "Педагогическая энциклопедия" определяет школьное краеведение" как "...изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества". Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О.Шмидт полагает, "что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо "края" во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое"[1] Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. В ряде высших и средних учебных заведений Самарской области читаются весьма близкие по содержанию учебные или специальные курсы – краеведение,регионоведение и самароведение (последний явно представляют вариант или симбиоз вышеназванных двух дисциплин). Кратко остановимся на некоторых отличительных чертах регионоведения.
В науке существует множество определений понятия "регион". Одни исследователи предпочитают определять его как хозяйственно-экономическую общность (напр. российский Волго-Вятский регион, германский Рур, американский Средний запад и т.д.), другие – как географически-административную единицу (напр., область), третьи – как историко-культурную область (Поволжье, Северная Россия и др.). Многие признают, что основополагающими признаками региона являются определенная территория, население, общность истории, природных условий, решаемых проблем. Все же остальное зависит от тех задач, которые решает исследователь. Если он больше заинтересован в изучении экономических аспектов, то будет тяготеть к рассмотрению региона через призму имеющихся там хозяйственных связей. Возможно и комбинированное использование критериев, если задача носит комплексный характер[2]. Можно привести еще одно определение: регион это "социологическая квалификация той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей"[3]. Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием "краезнатцев", проживающих в этой местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и будущего родного края; культурно-просветительская, популяризаторская деятельность по распространению полученных краеведческих сведений среди населения родного края. Любительское краеведение имело глубокие нравственные корни. Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и преумножались культурно-исторические традиции народа. Параллельно с любительским краеведением возникает и развивается научное краеведение. Со второй половины XVIII в. это направление (научное краеведение) сложилось при Академии наук, в это же время начали возникать общественные научные краеведческие общества.
Шаг в былое
Одним из первых трудов по краеведению в России явилось "Описание города Оренбурга", составленное в 1744 г. Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777). Уроженец Вологодчины, П.И. Рычков благодаря своим способностям стал главным помощником наместника Оренбургского края И.И.Неплюева. В качестве заведующего губернской канцелярией П.И.Рычков много способствовал развитию промышленности и торговли края, изучению его природных богатств. Для него краеведение было не умозрительным занятием, а конкретно-деятельным трудом государственного значения. Его "Записки о пугачёвском бунте" опубликовал А.С.Пушкин во второй части своей "Истории Пугачевского бунта".
В 1761 г. М.В.Ломоносов предпринимает попытку исследования края с участием местного населения и детей. Он составил анкету из 30 вопросов о городах, губерниях и провинциях России. Эту анкету можно считать первой программой краеведческого изучения страны. С 1786 г. начал выходить первый в России ежемесячный провинциальный журнал – "Уединенный пошехонец", содержавший значительный краеведческий материал по городам и уездам Ярославской губернии. В 1788 г. правительством составлен документ, предписывающий изучение и составление "кратких известий о древней истории губерний, и о народах, тамо живших, есть ли древние остатки, курганы и что о них повествуют; каковы земледелие, скотоводство, рыбная ловля, промыслы, заведения, фабрики, заводы и торги, не только в губернском и уездном городах, но и в деревнях, куда с оных фабрик товары по большей части в продажу отправляются; какие науки и художества, с означением, сколько есть семинарий; какое вообще свойство народа в нравах, обычаях, какие важные наречия и к каким промыслам вообще народ этого наместничества склонен; колико число душ мужского и женского полу по всей губернии считают и как далеко отстоят уездные города или знатные селения от губернского города, в которую сторону света и при каких реках и озерах именно; какой герб каждого уезда". В 1789 г. Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин основали в Архангельске общество исторических исследований, в задачу которого входил сбор сведений о прошлом, документов, археологических и прочих материалов о жизни русского Севера. В.В.Крестинин (1729-1795) прошел путь от купеческого сына до члена-корреспондента Академии наук. Им написаны "Краткая история о городе Архангельском"(1792), "Начертание истории города Холмогор" (1792), Автор он и других трудов. Особенно интересен сегодня "Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве Двинского народа на Севере" (1783). Его сподвижник А.И.Фомин (1735-1802) также был увлеченным археографом и такие членом-корреспондентом Академии наук. Развитию краеведческих исследований успешно содействовало созданное в 1765 г. "Вольное экономическое общество", в "Трудах" которого освещалось состояние сельского хозяйства, положение крестьянства и т.д. в различных областях России. Было подготовлено топографическое описание всех губерний России, где, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривались и вопросы местной истории. Многие исторические сведения, собранные в этот период знатоками-краеведами были обобщены А.Щекатовым и Л.Максимовичем в "Географическом словаре Российского государства" (т.1 – 7, 1801-1809 гг.). Историко-краеведческие знания использовались при составлении гербов городов и губерний Российской империи.
Еще в программах народных училищ (1782) учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губерний и о "народах тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют". В начале и середине XIX в. центрами краеведческих исследований стали провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе), научные общества (местные отделения "Общества истории и древностей российских", "Русского геральдического общества" и др.), были созданы первые музеи (первоначально в Причерноморье для сохранения и изучения античных древностей). В 1834 г. была создана Археографическая комиссия в Петербурге, затем – в других городах России. Материалы краеведческого характера публиковались в изданиях научных обществ, с 1888 г. – в "Губернских ведомостях", других местных изданиях. Развивалось церковное краеведение. В 1830-х гг. были созданы предпосылки для формирования исследовательской сети по всей России – были созданы статистические комитеты в областях и губерниях России. Всего в 1759-1917 гг. действовало свыше 70 научных обществ.[4] В течение XIX столетия краеведческая литература значительно умножилась, в школах были введены курсы "родиноведения" или "отечествоведения", выпущена целая серия учебников. В начале 1860-х гг. Дмитрий Дмитриевич Хмыров (1830-1872) составил проект "Энциклопедии русского отечествоведения", оставшийся, правда, неосуществленным. Замечательным подвижником отечествоведения был писатель и ученый Сергей Васильевич Максимов (1831-1901), исходивший пешком Владимирскую, Нижегородскую, Вятскую, Костромскую губернии, собирая литературно-этнографический материал, делая зарисовки крестьянского быта, вошедшие в его книгу "Лесная глушь" (1871). Исходил Максимов и берега Белого моря, печерские деревни ("Год на Севере", 1859),"Амур, Сибирь, Урал, Белоруссию... Им созданы замечательные книги "О русской земле", "О русских людях", а "Крылатые слова" заняли почетное место на полках рядом со словарем В.И.Даля. Велик вклад русских писателей в литературно-этнографическое отечествоведение. Вспомним – "На горах" и "В лесах" П.И.Мельникова – Печер-ского, "Остров Сахалин" А.П.Чехова, "С севера на юг" Н.Н.Каразина, "По Восточной Сибири" И.А.Гончарова. Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-1911 гг.). В конце XIX – начале XX вв. краеведы России были объединены в многочисленных архивных комиссиях, обществах изучения природы и истории местного края и т.п., существовавших практически повсеместно. Наряду с периферийными изданиями выходили и центральные журналы краеведческого направления, такие как "Русский экскурсант-", "Экскурсионный вестник", "Старые годы" и др.
Провинциальная краеведческая мысль России рубежа ХIХ-ХХ вв., отразившая многообразие и противоречие процесса национально-государственного, духовного и культурного развития Российской державы, имела своим логическим продолжением массовое научно-культурное движение в так называемое "золотое десятилетие" отечественного краеведения. Только с 1917 по 1927 гг. число краеведных организаций увеличилось в десять раз. В.1927 г. в России было 1765 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведческих исследовательскихстанции. Краеведение в те годы было сферой и научно-культурной работы и общественной деятельности. В 1921-1923 гг. в ряде вузов появились кафедры краеведения. В декабре 1921 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция научных обществ по краеведению. Было избрано Центральное бюро краеведения, в состав которых вошли крупнейшие ученые, академики С.Ф.Ольденбург, Н.Я.Марр, А.Е.Фереман, М.М. Богословский, С.Ф.Платонов. ЦБК было подчинено Главнауке, состоявшей при Наркомпросе. Постановлением Наркомпроса от 5 августа 1930 г. краеведение вводилось в программы всех педагогических вузов и техникумов. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. краеведы сыграли значительную роль в мобилизации местных ресурсов на разгром врага. В 1950-1960-х гг. появилось немало ценных краеведческих исследований, неоднократно проводились региональные совещания и конференции. Значительное внимание стало уделяться охране памятников истории и культуры. Массовое движение в этом направлении организационно оформилось с созданием в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в региональных отделениях и секциях которого объединилось большинство краеведов страны. Большое влияние на дальнейшее развитие краеведной работы оказал академик Д.С.Лихачев. В ряде работ он обосновывал необходимость "в программы средней школы ввести преподавание краеведения с основами экологии и охраны памятников культуры, шире создавать кружки по истории и природе своего района, области, республики"[5]. С серией статей, посвященных краеведению, выступил известный журналист В.Песков, увидевший основной стержень этой деятельности – "радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постепенно формирует у человека понятие "Отечество"[6]. Дальнейшее развитие российского краеведения в 1980-1990-х гг. связано в первую очередь с именем академика С.О.Шмидта, избранного в 1990 году председателем Союза краеведов России[7]. Разработанная под руководством С.О.Шмидта Комплексная долговременная программа Союза краеведов России" Краеведение"[8] на многие годы определила организационные принципы, основные направления развития краеведения в России, совершенствование.;его теории и методики, содержание деятельности первичных и региональных краеведческих объединений. Практически ежегодно Союз краеведов России участвует в подготовке и проведении общероссийских, межрегиональных и международных краеведческих конференций в различных городах России. Назовем лишь наиболее значимые: Международная конференция по проблемам краеведения и генеалогии (Петрозаводск, 1992); Первая республиканская конференция "Русская провинция: культура ХVIII-ХХ вв" (Москва, 1993); Всероссийская научная конференция "Российская провинция ХVIII- XX веков: Реалии культурной жизни" (Пенза, 1995); Международная краеведческая конференция "Тульский металл в истории промышленности и предпринимательства" (Тула, 1996), Международная научно-методическая конференция "Малые города России. Проблемы истории и возрождения" (Переяславль-Залесский, 1998) и др. Еще в 1996 г. в РГГУ по инициативе С.О.Шмидта были созданы Центр исторического краеведения и москвоведения и кафедра региональной истории и краеведения, которые проводят большую работу по созданию, экспертизе и апробации соответствующих программ и учебно-методических пособий. Программа "Краеведение" создает организационные, теоретические и методические предпосылки для реализации национального, регионального и местного компонентов государственных образовательных стандартов – одного из базисных понятий Закона РФ "Об образовании". Неслучайно поэтому при разработке программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ "Отечество" Минобразования РФ взяло программу СКР "Краеведение" в качестве организационно-методической основы, а ряд целевых программ ("Летопись родного края", "Культурное наследие", "Великая Отечественная война", "Земляки", "Исторический некрополь России", "Исчезнувшие памятники России" и др.) включало в программу "Отечество" Программой "Отечество" предусмотрено систематическое проведение детских и учительских краеведческих конференций, чтений, олимпиад школьников и т.д. Проведено уже восемь детских краеведческих конференций, четыре краеведческих конференции педагогов, пять краеведческих олимпиад учащихся. Всем участникам вручены билеты члена Союза краеведов России, а лауреаты награждены грамотами и дипломами СКР[9]. Сегодня основными центрами теоретических и методических исследований в области краеведения являются Союз краеведов России, Научный совет по краеведению Российской Академии образования и Центр исторического краеведения и москвоведения при Российском государственном гуманитарном университете.
3. Источники и методы изучения родного края [10]
Краевед изучает прошлое и настоящее своего региона, своей малой родины на основании исторических источников. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания и является историческим источником. Историческое знание, утверждал И.Д.Ковальченко, "является дважды субъективированным отражением. Первый уровень субъективизации имеет место при фиксировании исторической действительности той или иной эпохи творцами исторических источников, второй уровень связан с восприятием этой действительности историком. Естественно, что это делает историческое познание значительно более сложным по сравнению с теми областями науки, где такой двойной субъективизации нет. Использование историком в качестве исходной базы субъективизированной картины прошлого, оставленной его современниками, требует тщательного предварительного критического анализа этой картины для выявления степени адекватности и полноты отражения ею исторической действительности. Важность и самостоятельность этой задачи привели к возникновению специальной исторической дисциплины, занимающейся ее решением – источниковедения"[11]. Поэтому источниковедческая подготовка является необходимым условием профессиональной деятельности и историка и краеведа. Издан ряд пособий по этой дисциплине. К ним должен обращаться каждый серьезный краевед: Источниковедение истории СССР. Ред. И.Д.Ковальченко. Изд.2, М., 1981; В.Л.Янин. Очерки комплексного источниковедения. Средневекоый Новгород. М., 1997; Сборник.лекционных курсов преподавателей РТТУ И.Н.Данилевского, В.В.Кабанова, О.М.Медушевской, М.Ф.Румянцевой "Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории". М., 1998; А.Т.Голиков, Т.А.Круглова, Источниковедение отечественной истории. М., 2000 и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.80.173 (0.03 с.) |